Меню

БАНК «Открытие»: размер имеет значение

Иллюстрация: БАНК «Открытие»

В текущем году завершилась юридическая интеграция банковского бизнеса группы «Открытие». Банк «ХМБ Открытие» был присоединен к банку «ФК Открытие». Теперь это крупнейший частный банк России.

О новой стратегии, приоритетах и «фишках» рассказывает управляющий нижегородским филиалом банка «Открытие»* — руководитель региональной дирекции по корпоративному бизнесу Владимир Рогозин.

Процесс объединения проходит сложно и мучительно?

— Юридическое объединение завершилось 22 августа 2016 г. Но остальные процессы, такие, как интеграция IT-платформ и другие, еще продолжаются. Окончательная интеграция будет завершена до конца 2017 г. Но уже сейчас объединенный банк работает под единым брендом — банк «Открытие», который входит в десятку самых узнаваемых на российском финансовом рынке.

Конечно, процесс объединения сложный, но у группы «Открытие» большой опыт интеграции различных банковских бизнесов, поэтому нынешнее объединение (которое, кстати, стало одним из самых масштабных в истории российского банковского сектора) произошло достаточно гладко и быстро.

Почему было принято решение об объединении?

— Исторически наша банковская группа сложилась в результате интеграции десяти банков разного размера — как федеральных, так и региональных. На первоначальном этапе формирования банковской группы стояла задача обеспечить динамику развития всех основных направлений бизнеса. Для этого нужна была специализация Банка «ФК Открытие» на корпоративном бизнесе, а банка «Открытие» — на рознице и малом бизнесе.

Сегодня эти задачи решены, и настало время консолидировать активы, компетенции и возможности банков, входящих в группу «Открытие», создав единый банк. Клиентская база объединенного банка насчитывает сегодня свыше 30 тыс. корпоративных клиентов, 165 тыс. клиентов малого бизнеса и около 3,2 млн физических лиц, в том числе премиальных клиентов. 470 отделений банка различного формата расположены в 53 экономически значимых регионах России, в том числе в Нижнем Новгороде.

Цель интеграционных процессов очевидна: создание крупного универсального банка и сокращение издержек. И она достигнута. Банк «Открытие» — крупнейший частный банк в России и четвертый по размеру активов среди всех российских банковских групп**. Активы банка и его дочерних компаний по МСФО на 30 июня 2016 г. составили 3087,8 млрд руб., собственный капитал — 217,8 млрд руб.

Какова стратегия этого, теперь уже объединенного, банка?

— Мы продолжим развиваться во всех направлениях, которые считаем для себя ключевыми. Мы как большой универсальный банк занимаем заметную долю в корпоративном сегменте, инвестиционном, розничном, малом бизнесе, private banking. Все эти направления продолжат развиваться, при этом у нас останутся наши фирменные «фишки»: мы продолжим активно двигаться в области digital— и других инноваций.

Кстати, о «фишках». В последнее время не только физлица, но и предприниматели предпочитают многие операции совершать с помощью интернет-банкинга и мобильных приложений. Какие именно сервисы может предложить своим клиентам банк «Открытие»?

— За последние полтора года мы запустили полностью дистанционные сервисы для малого бизнеса («Точка», «Открытие факторинг»), купили сервис для физических лиц (Рокетбанк), планируем digital-проект для корпоративного бизнеса. Сегодня на долю высокотехнологичных дистанционных сервисов приходятся проценты от нашего баланса, но в будущем от них будут зависеть успешность банка и его позиции на рынке.

Эти направления развиваются очень быстро. Количество клиентов «Точки» всего за полтора года составило несколько десятков тысяч и ежемесячно прирастает на 3 тыс. Рокетбанк при переходе на платформу «Открытия» сохранил свою клиентскую базу и довольно быстро ее наращивает — сейчас он привлекает около 6 тыс. клиентов в месяц. Важно, что эти технологичные сервисы также оказывают положительное влияние на наш офлайновый бизнес. Это тот случай, когда внутренняя конкуренция идет на пользу.

Наша задача — увеличить рыночную долю, мы планируем это делать в том числе и за счет наших digital-«фишек». Сегодня очень многие готовы полностью или в значительной мере отказаться от личного общения с банками и взаимодействовать с ними дистанционно.

Банк «Открытие» запустил первый в России так называемый розничный банковский чат-бот в Facebook. Это такая модная игрушка?

— Когда боты еще только появились, они действительно были, скорее, игрушками. Сейчас это полноценный сервис, с помощью которого клиенты «Открытия» могут совершать базовые финансовые операции прямо в интерфейсе социальной сети. Так, при разговоре бот поможет найти ближайший банкомат или офис банка, ознакомиться с актуальным курсом валют, заказать карту на сайте банка или с помощью мобильного приложения, а также узнать номер телефона контактного центра, чтобы связаться со службой поддержки.

Для клиентов банка «Открытие» реализована авторизация в боте с помощью мобильного приложения банка. Такая авторизация даст доступ к просмотру балансов своих банковских карт, а также позволит пополнить счет мобильного телефона и записаться на выплату страхового возмещения в Агентство по страхованию вкладов. В будущем «Открытие» планирует сделать из бота полноценный «сервис с продвинутой платежной функциональностью», то есть обучить бота совершать любые платежные операции клиентов банка, включая оплату по шаблонам. Также будет улучшен механизм авторизации.

Какие планы у банка «Открытие» по развитию бизнеса в Нижегородской области? Какие приоритеты сегодня у филиала?

— Мы по-настоящему универсальный банк. Объединение на одном балансе нескольких полноценных бизнес-направлений дает нам более высокую устойчивость, возможность быстро перестроиться и зарабатывать на разных сегментах в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры. Поэтому в Нижегородской области мы имеем возможность предложить крупному, малому и среднему бизнесу полный спектр финансовых услуг. Мы активно развиваем корпоративный банкинг и private banking для состоятельных клиентов, постоянно работаем над повышением качества сервиса и разрабатываем новые продукты, наиболее точно отвечающие текущей рыночной ситуации. Так что нет такого продукта, который бы мы не продавали. Более того, в октябре мы стали первым филиалом банка, заключившим концессионное соглашение с одним из нижегородских предприятий.

Многие эксперты прогнозируют дальнейшее сокращение числа банков за счет слияний, поглощений и укрупнений. Это процесс неизбежный?

— Это объективный ход. Весь мир глобализируется, и для того, чтобы конкурировать с большими игроками, либо ты сам должен быть большим, либо занять какую-то нишу, где тебя никто не заменит. Но нет гарантии, что в эту нишу не зайдет крупный игрок и тебя не поглотит. И это не искусственная зачистка поляны, это способ выживания, где размер имеет значение. Пока все идет к тому, что укрупнения и объединения неизбежны. С этим нужно смириться и принимать как факт.