5 законов шанцевской эпохи, которые вызвали наибольший резонанс
1| «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области» Первоначальная версия документа была принята еще в 2006 г. после бурных дискуссий. Поправки, как правило, расширяющие полномочия о
1| «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области» Первоначальная версия документа была принята еще в 2006 г. после бурных дискуссий. Поправки, как правило, расширяющие полномочия областных властей, вносятся ежегодно. Закон предоставил региональному правительству широкие полномочия по распоряжению земельными участками, госсобственность на которые не разграничена (а это большинство земель). Муниципалитеты потеряли право распоряжаться своим главным ресурсом— землей. Особенно сильно этот закон ударил по мэрии Нижнего Новгорода, ранее самостоятельно принимавшей решения по размещению инвестпроектов.
2| «О государственном надзоре в сфере благоустройства на территории Нижегородской области» Документ появился в 2007 г., когда региональные власти решили взять в свои руки функцию надзора за чистотой и благоустройством, штрафуя виновных в их несоблюдении. Закон вызвал сопротивление муниципалитетов, у которых забирались очередная контролирующая функция и право выносить и собирать штрафы. Документ также вызывает негодование владельцев объектов, территории которых теперь тоже доступны работникам областной административно-технической инспекции. В отличие от муниципальных инспекторов областные уделяют внимание состоянию урн и припаркованным не в стояночных карманах автомобилям.
3| «О коррупции в Нижегородской области» Закон принят в 2008 г. и предписывает принимать и реализовывать в регионе специальные антикоррупционные программы, проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и осуществлять антикоррупционную пропаганду. Документ был принят до того, как подобный закон появился на федеральном уровне. Ряд депутатов рекомендовали сделать работу закона более прозрачной, то есть заставить власти отчитываться по борьбе с коррупцией в собственных рядах, однако эта инициатива не была реализована. Пока парламентариям не удается воспользоваться документом в полной мере и контролировать борьбу с мздоимством.
4| «О государственно-частном партнерстве в Нижегородской области» Закон принят в 2010 г., и процесс его обсуждения не обошелся без противоречий. Документ должен работать на повышение инвестиционной привлекательности региона и устанавливает правила участия органов власти и бизнеса в реализации совместных проектов. Законом предусмотрены такие меры поддержки при ГЧП, как предоставление налоговых льгот, субсидий, отсрочек и рассрочек по уплате налогов, инвестиционных налоговых кредитов, бюджетных инвестиций, установление льготных ставок арендной платы за пользование имуществом, которое находится в государственной собственности области. Однако представители бизнеса высказывали сомнение, что закон позволит гарантировать права бизнеса на протяжении реализации совместных проектов, многие из которых будут рассчитаны на годы.
5| «О депутатском расследовании Нижегородской области» Закон принят в 2010 г. по инициативе областных властей, что вызвало негодование ряда депутатов, считавших подобный документ «внутренним делом». Теперь нижегородские парламентарии могут инициировать расследование лишь в составе не менее чем одной пятой от общего числа депутатов и проводить свои расследования, следуя установленному регламенту. Депутаты ограничены в правах по расследованию отдельных фактов деятельности главы региона, но могут интересоваться событиями, представляющими общественную значимость и имеющими негативные последствия для населения.
Ожидается принятие закона «Об обеспечении чистоты и порядка в Нижегородской области» Документ родился по инициативе областных властей, которых не удовлетворяют действующие правила содержания территорий, принятые органами местного самоуправления. Якобы они не позволяют в полной мере обеспечить чистоту и порядок. В частности, отсутствуют единые минимальные обязательные требования по закреплению территорий, единообразие в определении конкретных лиц, ответственных за содержание объектов. Бизнес опасается ужесточения санкций за неподдержание порядка на территориях своих объектов. Нижегородская мэрия просит областное правительство вернуть ей права самой следить за чистотой.