Меню

«35 минут мне показались бесконечностью», - бизнесмен из Перми о заплыве через Волгу

«Ноги не выдержали и я упал. Слезы на щеках смешались с водой, поэтому вряд ли их заметили. А правая рука никак не могла отпустить спасательный буй, на котором я плыл почти половину дистанции».

Сергей Томилов, предприниматель из Перми, участник второго международного заплыв  STADA Volga Swim 2017. 

В субботу днем я сидел на набережной Волги в Нижнем Новгороде и, опустив ноги по щиколотку в воду, старался восстановить дыхание.

За два часа до этого я в гидрокостюме, с очками, плавательной шапочкой и оранжевым спасательным буем в руках ждал отправки на другой берег. Как и более двух сотен тех, кто в этот день поставил перед собой цель переплыть Волгу. Изначально идея казалась не самой сложной. Предстояло проплыть километр в открытой воде. К тому же у меня есть спасательный буй, а на реке несколько спасательных лодок, которые должны будут прийти на помощь, если что-то пойдет не так.

Не так пошло практически все, но не сразу. За пару часов до этого организаторы провели общий инструктаж. Рассказали о том, что уровень воды в этом году на пять метров выше, чем в прошлом. О том, что течение значительно сильнее, а температура воды ниже. О том, как просить помощи у спасателей и как пользоваться спасательным буем. И еще много чего. И вдруг стало страшно.

В этом году я был в воде два раза. Первый раз проплыл в бассейне один километр, чтобы просто понять, что это вообще возможно. И вторая тренировка была на открытой воде. Я голым выбежал из походной бани, прыгнул в реку и с нецензурными криками на тему очень холодной воды забежал обратно. А тут Волга. Километр. Температура воды - 16 градусов. Сильное течение. И я со своими двумя «тренировками», свежекупленным гидрокостюмом и ярким оранжевым буем. С такими мыслями я стоял на верхней палубе теплохода, который переправлял нас на противоположный берег. Пути назад уже не было.

В 15.00 был дан общий старт. Я включил секундомер на часах, глубоко вздохнул и пошел в воду. Первые 50 метров я плыл кролем. Из-за волн быстро стал захлебываться и окончательно сбил дыхание. Перешел на брас. Стали запотевать новые очки. После третьей остановки для их промывки дальше решил плыть без них. Едва увернулся от пронесшегося мимо меня буя, который разделял реку на две части. До этого я знал, что течение сильное, но не понимал насколько. Такое течение до этого встречал лишь на сплавах. Вода кажется абсолютно черной. Стоит опустить руку под воду, как она тут же пропадает из виду. Когда опускаешь ноги, то их сразу сковывает холодная вода, которая на поверхности хоть немного, но теплее.

Плыву. Изо всех сил. Стараюсь ни о чем не думать. Только смотреть в сторону финишного буя. Прислушиваюсь к ощущениям в теле. Замечаю, что не чувствую пальцев на левой ноге. Останавливаюсь. Ощупываю пальцы рукой. Не чувствую. Оглядываюсь по сторонам. Половина участников уплыла вперед, другая половина немного в стороне и сзади. Я один в радиусе примерно 100 метров.

Вновь становится страшно. "Ничего", - думаю я. Надо плыть. Я повернулся лицом к финишному бую. Посмотрел на еле различимую толпу зрителей, ожидающих финиш. И поплыл. Гребки руками и ногами стал делать реже, но сильнее. Чтобы тело дольше скользило по воде после каждого гребка. Старался вытягивать руки и носки.

Перестарался. Свело правую ногу. Просто невероятная боль в икроножной мышце. Останавливаюсь. Обхватываю спасательный буй двумя руками. Сгибаю и разгибаю ногу, щиплю себя за мышцу, бью по ней кулаком. Еще и еще. Боль отпускает. Но нога не разгибается. Как бы я не старался. Стараюсь собраться. Без паники. Спокойно. Губы шепчут - это пи…ц.

Слышу чей-то крик. Оборачиваюсь. Примерно в 100 метрах от меня спасательная лодка. В ней уже пять или шесть участников, которым помогли выбраться из воды. Человек в лодке что-то кричит мне. Я понимаю, что он хочет понять, нужна ли мне помощь. Смотрю на него. Потом на берег, до которого еще метров триста. И думаю. Во мне борются два человека. Первый кричит: "Брось все, зови на помощь. У тебя нет сил. У тебя онемели пальцы на левой ноге. Правую ногу свело и она не разгибается. Что ты вообще тут делаешь?".

Но есть другой голос. Он не кричит. Скорее шепчет: "Ты преодолел больше половины пути, ты вскоре в любом случае окажешься на финише с медалью на шее. Разница будет в мыслях. Ты сделал это. Сам. Или сдался. За триста метров до финиша. И мысли эти будут с тобой все время. Целый год до следующей попытки или даже дольше".

А цена? Какая цена? Десять или двадцать минут. Может чуть больше. Просто терпеть. И плыть. Человек в лодке снова кричит мне - нужна ли помощь. Я медленно поднимаю руку и прикладываю ладонь к макушке головы. Показывая тем самым знак, которому нас научили при инструктаже. Он означает, что у меня все в порядке… Опускаю руку. Обхватываю спасательный буй и начинаю грести.

Еще три раза мне предлагали помощь проплывающие мимо спасатели. Каждый раз я смотрел на них. На лодки, в которых было по несколько таких же, как я, участников. И каждый раз отвечал - "Нет, спасибо! Сегодня я доберусь до финиша сам. Чего бы мне это не стоило".

Последние 50 метров спасательная лодка плыла за мной следом. Мне уже не предлагали помощь. Видимо поняли, что это бесполезно. Под аплодисменты сидящих в лодке людей мои ноги коснулись земли. Я встал. Посмотрел на часы. С момента старта прошло 35 минут. Мне они показались бесконечностью. Организм, почувствовав почву под ногами, тут же перестал бороться.

Ноги не выдержали, и я упал. Несколько рук затащили меня в спасательную лодку, где сидело еще шесть участников, которых достали из воды. Все сидящие в лодке жали мне руку и поздравляли. Я не мог говорить. Просто кивал головой в знак благодарности. Слезы на щеках смешались с водой из Волги. Поэтому вряд ли их заметили. А правая рука все ни как не могла отпустить спасательный буй, на котором я плыл почти половину дистанции.

И вот я сижу на набережной Волги, опустив ноги в воду. Смотрю на медаль, висящую на шее. И думаю. Стоило оно того? Безусловно. Бывают случаи, когда нужно отдать все силы и даже больше. Вложить сверх того, что считал возможным в секунды, минуты или часы. Чтобы потом получить дни, месяцы или даже годы. Других воспоминаний и мыслей. Другого себя.

И еще один вывод: к таким мероприятиям нужно готовиться.