«Соревнование снаряда и брони». Как защититься от угроз в цифровом пространстве
В рамках ЦИПР-2025 на профильной сессии «Цифровые мошенники. Киберреальность российской экономики» состоялось обсуждение инновационных методов противодействия киберпреступности.
В дискуссии приняли участие представители бизнес-сообщества и государственных структур.
По данным ГУ МВД России по Нижегородской области, за 12 месяцев 2024 года в регионе зарегистрировали 11 507 преступлений, совершённых с использованием информационных технологий. Общий размер материального ущерба, причинённого киберпреступлениями в регионе, составил 3,8 млрд рублей.
А ежегодный опрос Банка России показывает, что в 2024 году каждый третий опрошенный сталкивался с финансовым мошенничеством, а 9% из них потеряли деньги.
Телефонные и СМС-мошенничества все еще остаются самыми распространенными, однако в пятерку популярных приемов кибермошенников впервые вошел доступ к аккаунтам на Госуслугах.
По словам руководителя ГК «Солар» Игоря Ляпунова, в настоящее время кибермошенничество превратилось в отдельный вид бизнеса с оборотом в 160 млрд руб.: «В мошеннических схемах задействованы различные организации, включая банки и операторов связи. И даже если крупные игроки не участвуют напрямую, всегда есть посредники из «четвертого эшелона», готовые присоединиться к преступной деятельности».
В условиях нарастания угроз безопасности государственные органы рассматривают возможность принятия дополнительных мер по усилению мер безопасности.
Заместитель министра цифрового развития РФ Александр Шойтов отметил, что сегодня угрозы уже исходят не от одиночных хакеров, а от хорошо скоординированных преступных групп.
Он напомнил, что в начале года был принят ФЗ № 41, который направлен на улучшение инфраструктуры в сфере информационных технологий, банковского дела и телекоммуникаций. Этот закон призван предотвратить мошеннические действия.
Кроме того, планируется создать отечественный мессенджер, который будет обладать более широкими возможностями по сравнению с зарубежными аналогами. Это, по словам заместителя министра, повысит безопасность граждан.
Также обсуждается возможность введения уголовной ответственности за незаконное использование сим-карт на федеральном уровне.
В свою очередь председатель комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский предложил новую меру: доступ к «Госуслугам» можно будет получить только после личного визита в МФЦ с паспортом.
Однако представители бизнеса считают, что эти меры не остановят мошенников, а только усложнят жизнь добропорядочным гражданам.
Генеральный директор МТС Инесса Галактионова охарактеризовала проблему как комплексную, требующую системного подхода. По ее словам, чтобы обеспечивать защиту на высоком уровне, нужно развивать ИБ-экспертизу внутри экосистем. Делать так, чтобы защищенность и стабильность не зависела от внешних факторов, а внутренних ресурсов было достаточно, чтобы оперативно адаптироваться под новые угрозы. Именно по такому пути идет МТС и другие крупнейшие игроки рынка.
Говоря о кибербезопасности с точки зрения B2C, то сейчас, по словам Галактионовой, мы наблюдаем соревнование «снаряда и брони». Государство и бизнес совместно создают все больше инструментов и методов защиты граждан, а злоумышленники адаптируются, используя новые технологии, в том числе видео дипфейки, генеративный ИИ и так далее.
В такой ситуации на операторах связи лежит большая ответственность по защите своих абонентов, потому что мобильная связь — основной инструмент злоумышленников.
Например, МТС с использованием ИИ разработала многоуровневую систему защиты для абонентов. Для пользователей доступна бесплатная услуга «Базовая защита от спам-звонков». Кроме того, есть сервис «Защитник», который помогает предотвратить мошеннические звонки и звонки от спамеров. А в январе было запущено мобильное приложение, которое обеспечивает пользователю не просто защиту в цифровой среде, но и дает возможность контролировать свою приватность в сети, свой цифровой след и свое окружение.
Эти решения оказались эффективными: по итогам первого квартала 2025 года сервис «Защитник» заблокировал 919 миллионов нежелательных звонков, что на 39% больше, чем годом ранее. Всего этими услугами пользуются более 18 миллионов человек, — пояснила Инесса Галактионова.
Участники дискуссии также затронули темы создания базы векторов биометрии мошенников и госпрограммы баг-баунти, которые помогут снизить риски и защитить пользователей от угроз в цифровом пространстве.
Читайте также на NN.DK.RU — Продажи IT-решений на 4,5 трлн руб. Михаил Мишустин провел пленарное заседание ЦИПР.