Меню

Увидеть здание в VR-очках, заменить людей роботами. Как IT меняет будущее строительства

Иллюстрация: Архив ДК

В последние годы строительная отрасль, которая прежде не отличалась цифровыми инновациями, претерпела настоящую революцию.

По оценкам специалистов, более 80% участников рынка уже почувствовали выгоду от внедрения новых технологий.

В очередном видеоподкасте «Недвижимость» издатель NN.DK.RU Светлана Лузанова, президент Союза нижегородских строителей, генеральный директор группы компаний «ННДК» Михаил Иванов и ректор Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ) Дмитрий Щеголев обсудили, как застройщики используют новые технологии и какое будущее ждет отрасль.

По словам Михаила Иванова, рынок начал активно работать с IT-инструментами всего пять лет назад. И за это время качество строительства и скорость проектирования выросли: «Сейчас есть технологии, которые позволяют сделать 3D-модель со всеми инженерными системами, а после надеть VR-очки и “походить” по зданию будущему. А уже в процессе строительства появится возможность сравнить фактически выполненную работу с BIM-моделью. Также в мире активно используется технология 3D-сканирования геоподосновы, когда запускается дрон с лазерным сканом. Дрон заменяет собой работу, которую раньше выполняли геодезисты».

Ректор Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ) Дмитрий Щеголев добавил, что цифровые технологии сейчас сопровождают весь жизненный цикл объекта капитального строительства: «На самом деле, не все так просто. Нельзя сказать, что карандаш стал немного другим, цифровым. BIM-технологии — это совершенно иной подход к пониманию процессов проектирования. Причем неправильно думать, что BIM-проектирование — это просто 3D-картинка. На самом деле, это очень серьезный процесс, где за каждым элементом этой объемной модели скрывается информационная составляющая, которая рождается на рабочем компьютере проектировщика и потом “живет” вместе со всем зданием (на протяжении всего жизненного цикла — прим.ред.)».

«Еще 7-10 лет назад это было ноу-хау, а сейчас — неотъемлемая часть работы»

В долгосрочной перспективе застройщики получат экономический эффект от применения технологичных инструментов в своей деятельности за счет снижения коллизий, объема дополнительных и непредвиденных работ, а также благодаря автоматизации работы методо-договорного и проектно-технических отделов, заявил Михаил Иванов. Например автоматизация ресурсов позволяет сократить число сотрудников в службе заказчика крупной компании до 12 человек. В работе с тендерами используется искусственный интеллект, который в автоматическом режиме занимается всеми процессами, связанными с закупками.

Система ERP, автоматизация оценки качества выполненных работ, цифровизация процесса продаж — все это приносит ощутимые результаты, отметил генеральный директор ГК «ННДК»:

«Самым первым этапом цифровизации в нашей компании стал именно процесс продаж. Еще 7−10 лет назад это было ноу-хау и конкурентное преимущество, а сейчас CRM и сквозная аналитика являются неотъемлемой частью любого отдела продаж, любого застройщика. Все автоматизировано, call-tracking отслеживает источники, с которых пришли клиенты. Это, конечно, значительно повышает лояльность и качество самой работы с клиентами, повышает конверсию повторных продаж».

По мнению Михаила Иванова, завершить процесс цифровизации «практически нереально»: «Здесь, чтобы стоять на месте, нужно активно бежать, потому что технологии развиваются лавинообразно, и как только ты освоил какую-то конкретную технологию, на рынок выходит уже что-то новое, и нужно снова обучаться».

«Есть разрыв между специалистами “от сохи” и технологиями»

Обсудили эксперты и факторы, которые сдерживают развитие технологических инструментов на строительном рынке. В первую очередь, речь идет о стоимости подобных программных продуктов для бизнеса. Во вторую, о подготовке сотрудников, отметил Михаил Иванов. Он добавил, что разрыв между специалистами «от сохи», которые умеют работать руками и необходимыми навыками для работы с современными технологиями.

Дмитрий Щеголев добавил, что проблемой остается и то, что не все участники рынка готовы работать в новых условиях. Это вынуждает компании при, например, проектировании делать двойную работу — отдельно готовить проектно-сметную документацию по-старинке, а потом тратить время и средства на создание отдельной BIM-модели.

«Мне кажется, это такая очень все-таки кратковременная и неправильная в методическом плане история. Потому что цель-то цифры как раз в другом, чтобы снизить стоимость, уменьшить сроки, уменьшить количество ошибок, коллизий и так далее. Но для этого нужно начинать проектировать именно в BIM, продолжать проектировать смежникам именно в BIM, строителям, собственно, работать на площадке с использованием тоже цифровых решений», — сказал ректор ННГАСУ.

В непростой ситуации оказался рынок и из-за массового ухода зарубежных разработок в этой области: «Есть шероховатости в программных продуктах, но, тем не менее, сейчас подавляющее большинство объектов так или иначе, можно запроектировать и дальше сопровождать в существующем отечественном программном обеспечении».

При этом девелоперы развивают и свои IT-решения. Так, свой технологичный стартап есть в ННДК. С помощью приложения календарно-сетевого планирования Roadmap можно контролировать конечный срок сдачи проекта и принимать превентивные меры в процессе реализации, не дожидаясь срывов сроков и с высокой точность прогнозировать отклонения. Сейчас решение начинают внедрять для обучения специалистов на корпоративной кафедре Минстроя в ННГАСУ.

В то же время, большинство участников рынка, все же, не может позволить себе заниматься разработками самостоятельно, поэтому, наибольшее распространение получат эко-системы, позволяющие создавать комплексный продукт на базе верхнеуровневой цифровой системы, отметил Михаил Иванов.

Роль искусственного интеллекта и технологии prefab

Генеральный директор ГК «ННДК» поделился и своим взглядом на развитие строительства в ближайшие годы. Так, в долгосрочной перпективе искусственный интеллект заменит не только мозговую, но и физическую деятельность. Например, в Китае есть беспилотные башенные краны. Заменяют человека технологии и в отделочных работах. Качество работы роботов, в отличие от человека, практически идеальное и максимально приближено к заводскому.

Высказали эксперты свое мнение и о перспективах развития prefab в России. Дмитрий Щеголев отметил, что на сегодняшний день развитие технологии идет параллельно двумя путями: и вывод максимального количества операций на завод, и монолитное строение.

Михаил Иванов заявил, что относится к prefab неоднозначно несмотря на очевидный экономический эффект, у направления есть и минусы. Например, новое производство требует больших вложений на старте и большой объем сбыта, если девелопер запускает завод для собственных нужд. В то же время, спикер добавил, что компания закупает готовые комплекты у поставщика, то это может поставить ее в прямую зависимость от партнера: «Мы продаем строительную продукцию в секторе B2C конечным дольщикам, и мы не можем сказать, что, извините, вот этот завод поднял нам цену, поэтому доплатите, пожалуйста, по договору долевого участия».

В то же время, некоторые федеральные компании уже внедряют у себя технологию prefab и развивают модульное домостроение. Однако, по мнению экспетов, это направление, в первую очередь, будет актуальным для индивидуального жилищного строительства.

«Архитектура — эмоциональный вид искусства»

В завершении разговора Светлана Лузанова узнала у гостей какие архитектурные шедевры Нижнего Новгорода больше всего им нравятся.

С.Л: Какие проекты, здания в Нижнем Новгороде вы можете назвать любимыми, что вас вдохновляет?

Д.Щ.: Интересный вопрос, со звездочкой. У архитектуры какая цель? Вызывать эмоции. Я помню, как разделилась архитектурная и строительная общественность после строительства здания банка «Гарантия». Одни восхищались проектом, другие — ругали. Это говорит о том, что проект не оставил никого равнодушным. Мне это здание нравится не столько внешне, сколько внутренне — красота планов, насколько там органично вписаны разные зоны и лестницы.
Еще меня впечатляет собор Александра Невского — и сама архитектура, место, контекст. Все это западает в душу. Не могу не сказать о нижегородском кремле. Попробуйте найти где-то подобное сооружение, которое так вписано смело в рельеф, в нижегородские склоны с такой колоссальной массой и колоссальными нагрузками. Не каждый современный проектировщик решится вообще на такое сумасшествие не имея технологии буронабивных свай построить здание с такой массой. Это, скорее инженерия, а не архитектура, смелая до своего времени, просто авантюрная работа.

М.И: У меня нет такого любимого здания. Если говорить про банк «Гарантия», то я помню, что в 90-х, когда я был ребенком, это здание на меня тоже произвело эффект, запомнилось.  Мое любимое здание, наверное, усадьба Рукавишниковых. Это классика.

С.Л: Благодарю за интересную беседу. Может, у вас есть пожелания нашим слушателям?

М.И: Хочется пожелать всем не останавливаться на достигнутом. Хочется пожелать глубоко и подробнее изучать тему цифровизации, потому что за ней точно будущее и новые технологии идут только вперед.

Д.Щ.: Если вы состоявшийся специалист в области цифры, в области стройки, приходите к нам, потому что нам есть чем заняться. У нас очень много совместных интересных задач. Мы открыты к любому общению и совместным проектам. Если это абитуриент, то приходите к нам учиться. У нас круто, у нас интересно.