Меню

Сергей Гусев: «Топ-менеджера делает команда»

Автор фото: Анастасия Волкова . Иллюстрация: Архив ДК

В феврале 2024 г. компании «Современные транспортные технологии» и «Луидор» создали совместное предприятия «АКРОСС» (Автомобильная компания России).

Исполнительный директор «АКРОСС» Сергей Гусев уверен, что появление нового игрока уже пошло на пользу российскому рынку спецтехники, повысив его клиентоориентированность.

Сергей Гусев, генеральный директор ООО «Луидор», исполнительный директор ООО «АКРОСС» — о том, как и почему ГК «Луидор», десятилетиями ассоциировавшаяся исключительно с нижегородским автопромом, перестала быть монобрендовой, об уникальности новой компании «АКРОСС», и о том, как перестать волноваться по поводу экспансии китайского бизнеса.

С 2020 года присказка «в интересное время живём» звучит всё чаще и чаще. Как «Луидор» чувствует себя в новых, не всегда самых комфортных, реалиях?

— Для «Луидора» всё, что происходит с начала 2020 года, — своеобразный краш-тест. Он показал, что у холдинга есть запас одновременно прочности и гибкости, которые позволяют развиваться зачастую вопреки обстоятельствам. Это значит, что за почти 30 лет работы компании мы всё (ну хорошо — почти всё) делали правильно.

Справедливости ради, «Луидор» всё-таки по большей части компания для бизнеса. Нам было легче, чем продавцам легковых автомобилей, ориентированным исключительно на В2С. Новые вызовы потребовали изменений, в результате компания перестала быть монобрендовой. При этом сотрудничество с Нижегородским промышленным кластером (ранее — Группа ГАЗ — прим. ред.) продолжилось и даже вышло на новый уровень. Сработал известный бизнес-принцип Up or out — чтобы эффективно работать в новых условиях, необходимо было освоить новые ниши и расширить ассортимент. Это принесло свои плоды. В частности, появилась компания «АКРОСС», уже успевшая стать заметным игроком на рынке.

Интересно, что, говоря о «Луидоре», вы преимущественно используете местоимение «мы». Почти как Людовик XIV, который утверждал: «Государство — это я». Он, кстати, фигурирует в названии холдинга*. Вы не думали о ребрендинге в контексте нынешних обстоятельств? Всё-таки не самое патриотичное название, да и с Францией сейчас отношения далеки от идеала…

— В этом нет необходимости. У «Луидора» есть узнаваемость, репутация, одним словом — символический капитал. Со временем успешные бренды начинают жить своей жизнью. Есть же, например, спортивные клубы ЦСКА, хотя большинство из них уже давно никакого отношения к армии не имеют, да и Советской Армии уже нет. Патриотизм, поверьте, заключается не в том, чтобы называться «колоском», обнимать берёзы и носить фофадью. А «мы» я говорю исключительно потому, что в компании очень давно. В буквальном смысле с прошлого века.

Презентация обновлённой линейки спецтехники «АКРОСС» губернатору Тамбовской области Максиму Егорову

Начинали менеджером по продажам?

— Ох! До менеджера по продажам ещё нужно было дорасти. (Смеётся). Начинал буквально как Максим Горький — «мальчиком». Поддерживал порядок на территории, выходил охранником на сутки…

Однако же сделали неплохую карьеру. Кстати, в «Луидоре» хватает людей, работающих подолгу и не очень большая текучка. В компании хороший микроклимат? Или дело в чём-то другом?

— Да, можно пафосно говорить о том, что люди — это новая нефть и так далее. А можно просто к ним относиться по-хорошему. Мы стараемся и, надеюсь, коллеги это чувствуют. Благосостояние сотрудников, их удовлетворенность условиями труда и зарплатой — одна из ключевых ценностей компании. Если перевести этот вопрос в плоскость менеджмента, в долгосрочной перспективе такой подход себя полностью оправдывает с точки зрения эффективности компании.

Залог успеха, безусловно, в команде. Она формируется годами. Не бывает идеального топ-менеджера, который заставляет посредственных сотрудников давать результат. Скорее наоборот: хорошая команда делает топ-менеджера. Я прекрасно понимаю, что в «Луидоре» есть люди, разбирающиеся в бизнес-процессах и в технических моментах лучше меня. Моя же задача — выявить их сильные стороны и научиться делегировать те или иные функции. Доверие — важная часть здоровой атмосферы, о которой вы говорили. Этот опыт мы стараемся, что называется, не расплескав, привнести и в «АКРОСС».

Автомобильный рынок меняется буквально на глазах, в частности увеличивается китайское присутствие. Стоит ли российскому бизнесу вообще и причастным к российскому автопрому в частности бояться китайской экспансии?

— Не только природа, но и бизнес не терпит пустоты. Кто-то уходит с рынка, кто-то осваивает освободившиеся ниши. Бояться новых игроков точно не стоит. Где-то с ними надо сотрудничать, чему-то у них учиться, а где-то конкурировать и эту конкурентную борьбу выигрывать.

Вообще я не разделяю скепсис относительно российского автопрома. Он существует далеко не первый год, у него богатая история и не самая плохая конструкторско-технологическая база. Почти сакральное преклонение перед всем импортным — это, мне кажется, пережиток советских времен дефицита и плановой экономики. Но российский автопром уже достаточно давно существует в жестких условиях рыночной конкуренции. Да, он не идеален. Но, будем честны, а кто идеален? Все, кто следит за индустрией, без конца натыкаются на новости о неудачных испытаниях, отзывах крупных партий автомобилей, прочих, скажем так, сложностях у компаний по всему миру. Причем те же критически настроенные ко всему российскому люди, которые валялись без чувств от европейского автопрома, сейчас пугают всех китайцами, хотя раньше их в грош не ставили. Такая вот неистребимая потребность преклоняться перед чем-нибудь заграничным, лишь бы не нашим. Почему так происходит? Это не ко мне вопрос, а к социологам и психологам, у них наверняка есть объяснение.

Сергей Гусев демонстрирует главе Мордовии Артёму Здунову модернизированный школьный автобус ГАЗель Next от компании «АКРОСС». Фото: пресс-служба главы Республики Мордовия

В этом году вы стали исполнительным директором «АКРОСС», компании, созданной в феврале 2024-го и ориентированной на производство и оптовые продажи спецавтомобилей профильным ведомствам. Насколько необходимо было именно появление отдельной компании? Что в ней такого, что не смог бы сделать «Луидор»?

— «АКРОСС» — это в какой-то степени логическое продолжение «Луидора». У компании огромный опыт взаимодействия с потребителями по всей России. Я отлично помню времена, когда специализированные дилерские центры в стране можно было пересчитать по пальцам, а за нижегородскими автомобилями ездили к нам. Со временем автомобильный ритейл развивался, и компания развивалась вместе с ним. Мы годами формировали уникальное предложение. Компания не просто продавала серийные автомобили, а оптимизировала их под нужды заказчика. Если посчитать все модификации, которые мы предлагали и предлагаем, получится около полутора тысяч наименований. К нынешнему уровню вариативности и клиентоориентированности мы шли годами. В итоге сейчас в России нет такой сферы деятельности, в которой бы не использовалась спецтехника «АКРОСС».

Думаю, всё-таки есть. Космическая отрасль, например.

— Хорошая попытка. Но почти наверняка продукты питания в Центр подготовки космонавтов в Королеве привозят нашим транспортом.

Вообще сейчас «АКРОСС» производит и поставляет максимально широкий ассортимент спецтранспорта. Это и фельдшерско-акушерские пункты, и автомобили медслужбы, и школьные автобусы, и минивэны для перевозки людей с ограниченными возможностями. Среди наших заказчиков, например,министерства образования, здравоохранения, внутренних дел, муниципалитеты и администрации субъектов. В работе с ними есть своя специфика, отличная от работы с крупным бизнесом. Это и вопрос оперативности, и особые спецификации. Фактически мы выделили эту группу потребителей в отдельный сегмент, чтобы предложить им оптимизированный формат взаимодействия, улучшая продукт через обратную связь и обеспечивая бесперебойное сервисное обслуживание. В конце концов клиентоориентированным должен быть именно поставщик. А задача медиков, спасателей и правоохранителей — помогать людям. Ради этого всё и происходит. «АКРОСС» — это синергия всего лучшего, что есть у двух серьезных игроков рынка: опыт «Луидора» в производстве спецавтомобилей, продаже и текущем обслуживании плюс производственные мощности Нижегородского промышленного кластера.

На сайте Общественного совета при ГУ МВД России по Нижегородской области есть информация, что вы, оказывается, командир ДНД Приокского района Нижнего Новгорода. Зачем вам это? И могут ли несколько человек на улице что-то глобально изменить?

— Думаю, да. Я верю в принцип: «Мысли глобально, действуй локально» и в эффективность малых дел. Для меня участие в Общественном совете при МВД вообще очень важно. Прозвучит банально, но всё-таки скажу. Я здесь родился, мне небезразлично, что происходит в Нижнем. У меня двое сыновей, мне хочется, чтобы они жили в комфортном и безопасном городе. И есть желание внести в это свой посильный вклад.

Но ваши компании и так уже реализуют немало социально значимых и благотворительных проектов. Разве этого недостаточно?

— Это разные вещи. Точнее, это моя персональная история. Есть ситуации, когда деньги важны гораздо меньше, чем личное участие и вовлеченность.

* Луидор (фр. Luis d»or, дословно: золотая монета короля Людовика) с изображенным на реверсе ангелом традиционно считалась талисманом, приносящим удачу путешественникам. Долгое время на родине монеты, во Франции, её обязательно брали с собой в дорогу капитаны кораблей и летчики.