Делегирование, коучинг и атмосфера в компании. Эти и другие вопросы обсудили участники очередного бизнес-завтрака ДК, который состоялся 28 мая в ресторане Monet.
Основная тема — «Управление персоналом и мотивация, развитие корпоративной культуры. Новые идеи и нестандартные решения».
Рынок поиска работы сейчас принадлежит соискателям: именно они выбирают, какой компании отдать предпочтение. И все чаще для них важнее оказывается не размер зарплаты, а условия: гибридный график работы, баланс работы и личной жизни, ценности компании. Для того, чтобы создать эту благоприятную атмосферу для каждого сотрудника, владельцам бизнеса важно следить за их состоянием.
Пульс-опросы и обратная связь
«Чтобы сотрудник не исчез, есть три инструмента: опрос вовлеченности раз в год, регулярные пульс-опросы и непрерывный мониторинг отзывов сотрудников о компании. Мы перешли в поведенческую среду. Работа — это тоже услуга, поэтому отзывы очень важны», — рассказала директор нижегородского филиала hh.ru Ольга Брылева.
Самый редко используемый инструмент — пульс-опросы. Это регулярная оценка удовлетворенности сотрудника условиями труда. Опросы делятся по направлениям: профессиональные, психофизиологические, социально-психологические, организационные.
Делать опросы нужно достаточно часто. Если есть новички, я рекомендую даже раз в неделю. Пульс-опрос должен быть коротким: не более 5 минут и 12 вопросов. Опрос именно о реальном времени, состоянии сотрудника здесь и сейчас. И самое главное — давать обратную связь, — добавила Ольга Брылева.
Инструмент отзывов также очень важен. По данным hh.ru 95% соискателей их читают! Кроме того, это помогает начальству увидеть проблемные места глазами сотрудников. Задача владельцев бизнеса сделать так, чтобы уже работающие в компании люди захотели поделиться своим опытом работы в организации
«Можно проводить стимулирующие рассылки, что есть ресурсы, где можно оставлять отзывы, чтобы внешние соискатели могли почитать, как обстоят дела в нашей компании», — объяснила директор нижегородского филиала hh.ru.
Когнитив-тест
Отдельная тема — подбор и работа с менеджерами высшего звена. Зачастую этих людей приходится подбирать очень тщательно или даже переманивать. Для оценки личностных качеств таких соискателей есть когнитив-тест.
«В течение трех минут человек проходит тест, и вы получаете данные о пяти факторах: уровень лояльности, предсказуемости, вовлеченности, сбалансированности, уровень скорости принятия решений. Вы получаете эти данные в процентном соотношении в виде диаграммы», — объяснил консультант по Лайф Траблшутингу Дмитрий Бирман.
Этот тест нужно повторять хотя бы раз в полгода. Соотношение процентов в диаграмме будет меняться и это позволит делать выводы о состоянии сотрудника. В основу теста легли основные свойства личности. Кроме того, это помогает собрать команду людей близких по внутренним характеристикам.
«Вы можете сделать тест на совместимость. В процентном соотношении вы увидите, как люди сработаются вместе. Два года этот тест использовали в Лукойле и результат — 93% точности результатов теста», — прокомментировал консультант по Лайф Траблшутингу.
Делегирование
Еще один тренд в построении успешного бизнеса — делегирование. Именно в этом видит залог успеха коммерческий директор «Технокабель-НН» Илья Ушаков.
Основная задача руководителя — понять свою «зону гения», а остальное перераспределить между сотрудниками.
Я фундаментально против корпоративных чартов, где сверху находится топ-менеджмент, а ниже все остальные. Считаю, что в современном бизнесе это больше так не работает. Основатель должен находится рядом или даже снизу, под своими сотрудниками. И основная задача — не подчинять и выдавать директивы, а поддерживать и коучить своих сотрудников, — рассказал Илья Ушаков.
Основатель должен понимать все процессы, после этого отпустить всё, начиная с самых слабых зон, с которыми справятся рядовые исполнители и заканчивая сильными — ответственностью за результат, которая возлагается на лидеров. И только функцию основателя нельзя передавать никому, заключил Илья Ушаков.
Руководитель — коуч
Татьяна Руссу, бизнес-коуч международной квалификации, преподаватель ВШЭ и университета Global Coaching продолжила тему, сказав, что главная задача руководителя — быть коучем для сотрудников. Общение в этом стиле помогает лучше понимать людей и, как следствие, успешнее решать задачи компании. Особенно это актуально для руководителей, у которых много молодых людей в подчинении.
«Мы общаемся с позиции партнера. Апеллировать к возрасту, статусу — нельзя. А наилучший способ — объяснять, аргументировать, отсылать к удовольствию и счастью. Увидеть в рядовом сотруднике равного — один из принципов коучинга. Важно также давать человеку выбор, задавая вопрос: как ты хочешь сделать? Общение в таком стиле убирает страх, возникает доверие. А человек, который не боится делает меньше ошибок и это основа успеха всей компании», — считает Татьяна Руссу.
Выбор учит человека думать. Он не просто выполняет приказ. Сейчас это задача руководителя: научить своего сотрудника думать и развивать его независимость, — дополнила Татьяна Руссу.
Подтолкнуть сотрудника к верным решениям помогает еще один способ взаимодействия — менторинг. По сути, это наставничество, но не по принципу «делай, как я», а, скорее, демонстрация собственного опыта и предоставление возможности сделать на этом опыте личные выводы.
«Мы говорим: у меня был такой опыт, подумай, как ты можешь это использовать. Крупные компании говорят, что это лучший способ передавать опыт, растить самостоятельность и ответственность и готовить сотрудников, которых ты сможешь подготовить к высоким должностям, когда они освободятся», — объяснила бизнес-коуч.
Мотивация с помощью рекламы
Как привлечь и замотивировать соискателей работать именно в вашей компании? Например, с помощью рекламы. Об этом рассказал Василий Шинкаренко, коммерческий директор РА «МОСТ». В этом агентстве HR-реклама занимает 34% рекламной нагрузки по Нижнему Новгороду и 50% — по Дзержинску.
Привлечение управленцев и топ-кадров происходит через рекламу на мониторах в бизнес-центрах. Привлечение молодых специалистов — мониторы в вузах. Стенды в лифтах – возможность для людей найти работу рядом с домом. А продвижение бренда компании — это в основном наружная реклама, — объяснил Василий Шинкаренко.
А вот чтобы удержать сотрудника, важно работать над нематериальной мотивацией. Корпоративы, тимбилдинг, корпоративное участие в городских мероприятиях.
«Мы формируем комфортную среду. Кухня, бесплатный чай, кофе, даже пицца на всех по пятницам. Звучит смешно, но люди этого ждут и любят. Награждаем лучших сотрудников, внедряем рейтинги и призы, например, оплачиваемый выходной или обед с генеральным директором», — поделился коммерческий директор.
«Работает все, если это действительно нужно владельцу бизнеса», — подытожил бизнес-завтрак Василий Шинкаренко.