ГК «ГАМА» — многопрофильный холдинг, в который входят несколько направлений — от судоходной компании до медицинского реабилитационного центра.
Бизнес основали Дмитрий и Кира Галкины 30 лет назад. Трое их детей — давно в семейном бизнесе и активно его развивают.
Генеральный директор Группы компаний «ГАМА» Дмитрий Галкин рассказал NN.DK.RU — о становлении компании, взлетах и падениях, новых направлениях бизнеса и перспективах российского речного круизного бизнеса.
У вас юбилей в этом году, 30 лет — серьезная дата. Поделитесь результатами работы за эти годы.
— В 1994 году мы были одним из фрахтователей Волжского пароходства: брали в аренду суда, делали бизнес на пассажирских и туристических перевозках. Всего в России таких компаний было 50, в Нижнем Новгороде — 12. Так вот за эти годы все наши коллеги закончили свою деятельность по разным причинам, а мы продолжаем работать и развиваться.
А у вас за 30 лет ни разу не возникло желания «завязать» с этим бизнесом? Ведь разные времена были — взлеты, падения.
— Нет, это любимое дело. У нас это семейный бизнес, и работаем мы не только ради денег. В первую очередь — это любовь, а потом уже бизнес. Поэтому ни разу не возникало мыслей: «Если денег мало, надо заканчивать». Тем более, мы всегда получали самые приятные слова от наших клиентов и не могли оставить их без любимых речных путешествий.
За 30 лет у нас были направления, которые мы открывали, а потом сворачивали. Например, автобусные перевозки: в 2013 году мы запустили девять автобусов, которые занимались туристическими перевозками в Санкт-Петербург. Проработали 11 лет, но было не интересно с точки зрения самого действа: пробки, аварии, плохие дороги, жесткие требования по выпуску машин, хотя у нас было единственное такое предприятие в области. Автобусы стояли под крышей, в большом гараже с врачами, электриками, местом отдыха для водителей. Ответственность была колоссальная, а деньги «смешные».
Какая компания «ГАМА» сейчас? Как вы обозначите свою миссию, и как удается ее реализовывать?
— Наша миссия — сделать людей счастливыми. Туризм пользуется спросом, а наш продукт нравится людям. И пока мы востребованы и у нас есть потребитель, мы продолжаем работать.
Сколько у вас сейчас направлений бизнеса?
— Туризм, проектирование, строительство теплоходов, эксплуатация, медицинская реабилитация, загородный отель «Волга», сельское хозяйство.
Например, последние три года мы активно развиваем медицинское направление. У нас есть Центр реабилитации «Янтарь» в селе Татинец. Это детище моего старшего сына. Мы работаем с людьми, которые перенесли инфаркты, инсульты, и не могут себя обслуживать. Мы их поднимаем. Это направление — продолжение нашей миссии. Мы хотим сделать счастливее, здоровее людей, которые оказались в тяжелой ситуации. Прикладываем для этого очень много усилий. И приятно видеть, что у нас это получается.
Как вообще возникло такое направление?
— Очень просто, мы в 2016 году купили бывший санаторий «Янтарь», и у нас была дилемма, чем заниматься. У старшего сына один из близких друзей — учредитель одного из самых известных центров реабилитации в стране. Сын туда съездил, посмотрел, они к нам приезжали, дали рекомендации, как лучше строить, чтобы выполнить все требования.
Мы заложили все это в проект, прошли проверки и реализовали. Сейчас у нас там штат — 105 человек. В ПФО нет больше ни одного такого центра, мы конкурируем только с Москвой.
Вот так мы и выросли из фрахтователей, и теперь те только сами проектируем, строим суда, но и развиваем совершенно далекие от флота направления.
В прошлую навигацию состоялся выход на маршрут нового судна «Золотое кольцо», и инициатором создания таких судов были именно вы. Как пришла эта идея в голову?
— Все началось в далеком 2006 году. Уже тогда мы задумывались о строительстве таких судов. Почему мы к этому шли? Мы понимали, что флот, построенный в Советском Союзе, был лучшим, но он многие годы не обновлялся, судам было по 40-50 лет. А, если не делать ничего, было бы просто массовое списание флота, а взамен ничего бы не пришло. Но мы понимали, что этим нужно заниматься.
В 2007 г. мы задумали построить такое судно, но в 2008-м наступил кризис, и банки подняли ставки по кредитам. Был очень тяжелый момент, но мы выкарабкались. В те годы не было никаких грантов, просто брали коммерческие кредиты под 25% годовых и строили. У нас было огромное стремление к развитию. А если есть желание, то появляются и возможности.
Тогда мы приняли решение, что будем строить не эти большие суда, а небольшие прогулочные теплоходы, которые мы в итоге выпустили: в 2011 г. — теплоход «Сура», в 2014 г. — «КолёсовЪ» и в 2015 г. — «ДоброходЪ».
Мы их спроектировали, заказали корпуса, а непосредственно строили в Городце на судоремонтном заводе и в городе Рыбинске. Все остальное мы делали силами нашей компании — насыщение, изоляцию, кондиционирование. Получили все соглашения на выполнение таких работ.
Потом наступили интересные времена: в 2016 году Минпром РФ объявил о том, что они готовы выделить деньги на строительство четырех судов. Был выбран проект теплохода «Мустай Карим», «Петр Великий» и два наших судна проекта ПКС-180 «Золотое кольцо» и «Аурум».
Был подписан договор лизинга на эти суда, мы сделали, предоставили финансовую схему и начали строить. Строительство шло 4 года.
Сколько стоит построить одно судно?
— Более одного миллиарда рублей. Сейчас цены постоянно меняются под воздействием разных факторов.
В чем преимущество именно ваших судов?
— Первое — это судно комфортное. Современные каюты и условия питания. На теплоходах «Золотое кольцо» и «Аурум» все каюты с балконами, а каюты категории «люкс» оснащены террасами и джакузи. Кроме того, есть хаммам, парикмахерская, тренажерный зал, массажный салон, детские и юниорские комнаты. Стеклянный атриум, панорамные окна, из которых открываются потрясающие виды, продуманный дизайн и освещение. Современное судно — это отель, который еще и двигается по 200-300 км в день. Плюс возможность прохождения по центру Москвы вдоль Кремля. Наши суда могут проходить под московскими мостами — этого не может больше никто. Это на самом деле путешествие премиум-класса, синергия впечатлений и комфорта. Почти как морской круиз, только по нашим родным краям, где есть так много всего интересного и еще неизвестного для многих.
Еще одно преимущество — топливная экономичность. Расход топлива меньше, чем у аналогичных судов, хотя каюты у нас больше и все помещения кондиционируются.
Города Золотого кольца находятся между двумя реками: Волгой и Окой. Мы предоставляем возможность людям доехать до каждого города. И единственное судно, которое может предоставить эту возможность — именно судно проекта «Золотое кольцо».
Оправдались ли ваши ожидания от прошлогодней навигации судна «Золотое кольцо»?
— Оправдались. Мы заплатили все лизинговые платежи, рассчитались со всеми поставщиками услуг, оплатили услуги по комплексному обслуживанию флота, рассчитались с экипажем, обслуживающим персоналом. Выполнили все обязательства, и у нас еще остались деньги на зимний период, чтобы подготовить судно к навигации.
Пассажиропоток составил 1200 человек. А в этом году еще и теплоход «Аурум» выйдет в навигацию по тому же маршруту. Мы делали его очень похожим на «Золотое кольцо», отличия касаются только того, что посетители не увидят — инженерия. Прошлый год показал, что с той осадкой, с которой мы ходили, например, по Оке, когда уровень реки падает, ходить сложно. И мы занимаемся тем, чтобы уменьшить его осадку на судах этого проекта.
Какие отзывы получаете? Есть ли у вас уверенность, что на следующий год будет спрос?
— Я точно знаю, что будет, потому что мы уже продали на данный момент путевок столько, сколько было в прошлом году за всю навигацию. Продажи идут успешно. К нам приходят и новые клиенты, но многие и возвращаются, выбирают для себя новые маршруты, но привычный уровень комфорта. Это большое признание для нас, значит мы все делаем правильно.
«Золотое кольцо» пойдет в рейс 30 апреля, «Аурум» — 12 июня.
Как вы оцениваете состояние российского круизного бизнеса? Какие есть положительные стороны и что бы хотелось в вашей сфере улучшить?
— Нам крупно повезло в том, что в Советском Союзе флот строился большими сериями и был очень качественным. Сейчас 110 пассажирских судов работает на европейской части, и все это — советское наследие, мы его сохранили, в отличие от морских судов, которых не осталось.
Мы всегда работали на рыночных условиях, у нас не было никаких льгот и преференций. Сначала мы строили в кредит под 25% годовых. Потом появились условия льготного лизинга под ставку 3% годовых.
Что касается появления новых активов в судостроении — это создается десятилетиями. Длительный срок проектирования и строительства и, при этом, короткий срок «зарабатывания». Круизное сообщество пока не понимает, что мы будем делать дальше, так как стратегия дальнейшего развития круизного туризма закончилась в 2024 году и новых решений пока нет.
Сейчас настал исторический момент – советский флот уходит, а новый строится медленно и его мало. Поэтому мы вышли с предложением: 15 пароходов построить самим, наши коллеги из других городов тоже имеют подобные предложения. Все упирается в финансирование и технические возможности, но желание у нас огромное.
Мы выражаем личную благодарность губернатору Нижегородской области за помощь и поддержку. Мы нацелены на строительство еще 10 пароходов проекта «Золотое кольцо» и пяти пароходов-гибридов «Сура 2.0». Мы готовы работать, вкладывать средства и приложить максимум усилий для развития российского речного флота.
Каковы ближайшие планы?
— Дети уже выросли, они давно в нашем бизнесе и теперь основные идеи по развитию – за ними. А я буду помогать.
Планы такие. В первую очередь, мы хотим получить финансирование на строительство 15 судов до 2035 года.
Также в планах расширение медицинского направления — запрос растет, и мы хотим тоже развиваться. Мы хотим охватить всех, кто приходит к нам с запросом на реабилитацию. Постоянно повышаем свои компетенции в этом направлении, чтобы оказывать помощь самого высокого уровня, который только возможен.
В загородном отеле «Волга» будем строить большой многофункциональный спортивный зал, открытое поле для большого футбола, а также новые коттеджи.
Каким вы видите свою компанию через 10 лет?
— Перспективы у нас точно есть. Дай Бог нам построить тот флот, который мы запланировали. Появятся другие направления — я всегда «за». Загадывать сложно, но мы уже имеем вес и определенные компетенции в судостроении. У нас свой путь, и мы готовы многое сделать, чтобы успешно по этому пути пройти.