Меню

«Все были заинтересованы в реализации данного проекта, только он не был реализован»

Визуализация перспективного вида на комплекс. Иллюстрация: ООО "Энки"

Арбитражный суд Нижегородской области рассматривает спор между участниками несостоявшегося проекта по созданию океанариума на Бору.

Напомним, что в 2016 году специально для реализации этого проекта было создано Хозяйственное Партнерство «Нижегородская корпорация развития». Учредителями Партнерства выступили Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (ранее Министерство инвестиционной политики), генеральный директор АО «Нижегородские канатные дороги» Алексей Валетов, Игорь Андреев, а также ОАО «Федеральный центр проектного финансирования» (в дальнейшем переименован в АО «ВЭБ Инфраструктура», дочерняя структура госкорпорации «Внешэкономбанк»).

Проект океанариума был представлен ООО «ЭНКИ» (Москва) на заседании градостроительного совета Нижегородской области в 2016 г. Представитель проектной компании сообщал, что объект будет выполнять несколько функций: развлекательную, учебную и лечебно-восстановительную. В состав объекта также предлагалось включить реабилитационный центр с дельфинотерапией, банный комплекс «Долголетие».

Планировалось, что многофункциональный комплекс с океанариумом площадью 30 тыс. кв. м будет построен в городе Бор за три года, а объём инвестиций — 3,5 млрд рублей.

Концессионное соглашение о реализации проекта рассчитывали заключить в 2017 г.

В 2016 г. предпроектная и изыскательская документация для строительства океанариума была разработана, но не утверждена ХП «Нижегородская корпорация развития». Чтобы утвердить документацию по проекту, необходимо было единогласное решение собрания участников Партнерства. Однако на первом собрании участников против проекта проголосовало АО «ВЭБ Инфраструктура», на втором собрании та же структура не участвовала. Кроме того, АО «ВЭБ Инфраструктура» вообще приостановило финансирование и вышло из партнерства.

В итоге, проект так и не был реализован, часть вложений инвесторы потратили безрезультатно, а в 2022 г. ХП «Нижегородская корпорация развития» была объявлена банкротом.

На последнем заседании — 20 декабря, на котором присутствовал корреспондент NN.DK.RU, в суде рассматривалось дело о привлечении к субсидиарной ответственности участников Партнерства. Дело ведет судья Владимир Архипов. Заявителями в деле выступают ООО «ЭНКИ» и конкурсный управляющий ХП «Нижегородская корпорация развития» Елена Ульянова. Ответчики — Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области, АО «ВЭБ Инфраструктура», а также Алексей Валетов и Игорь Андреев.

По мнению кредитора ООО «ЭНКИ», имеются основания для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам Партнерства. Так, ООО «Энки» в полном объеме выполнен первый этап проектных работ, и поскольку никаких замечаний от Партнерства в адрес ООО «Энки» относительно проектной документации не поступило, работы по первому этапу считаются выполненными и подлежащими оплате. Оплата в размере 22 млн (22 884 400 руб.) должна была поступить до 23 января 2017 г., однако до сих пор работы оплачены не были.

На протяжении всего 2017 года реализация проекта не могла быть продолжена ввиду немотивированного уклонения участников Партнерства АО «ВЭБ Инфраструктура» и Андреева И.А. от согласования проектной документации, неисполнения Партнерством своих обязательств перед кредитором ООО «ЭНКИ», неполучения Партнерством заемных денежных средств от займодавца АО «ВЭБ Инфраструктура» (также участник Партнерства), — говорится в исковом заявлении (имеется в распоряжении NN.DK.RU).

По мнению представителя АО «ВЭБ Инфраструктура», выход из партнерства и приостановление перечисления средств было обоснованным: «В ходе анализа проектной документации, нами было установлено, что проект надо существенно дорабатывать. На предложенном участке имеются существенные градостроительные ограничения: градостроительный регламент не предусматривает строительство гостиницы и вообще участок расположен в зоне подтопления грунтовых вод. Устранение этих ограничений могло привести к серьезному удорожанию проекта. А заём был приостановлен еще и потому, что просрочили план закупок».

В свою очередь генеральный директор ООО «ЭНКИ» и главный архитектор проекта Ирина Красильникова заметила, что все эти ограничения – не критичные, все они по назначению были в процессе изменения, а условия по подтоплению учитывались при проектировании и на стоимость проекта существенно не влияли: «Не бывает объектов, которые не имеют сложности. Все, о чем говорит ВЭБ, не было существенным, не влияло ни на стоимость, ни на сроки реализации объекта. Более того, в процессе проектирования «ВЭБ Инфраструктура» ни разу не запрашивала документы, каким образом данные обстоятельства были решены в проектных решениях».

Как пояснила представитель ООО «ЭНКИ» Анастасия Ковалева, информация о градостроительных ограничениях участка, а также о нахождении участка в зоне подтопления не может являться причиной «внезапного» прекращения финансирования проекта, так как была всем известна с самого начала. «Указанные обстоятельства упоминаются даже в градостроительном плане земельного участка, выделенного под строительство океанариума, утвержденного приказом департамента градостроительного развития территории Нижегородской области (имеется в распоряжении NN.DK.RU).

По мнению юриста, действительные причины нежелания голосовать за утверждение документации раскрываются в письме АО «ВЭБ Инфраструктура» от 26 апреля 2017 года в адрес Министра инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области о смене приоритетных направлений инвестирования: «К сожалению, Проект не соответствует основным направлениям инвестирования (отраслевым приоритетам), утвержденным новой стратегией Внешэкономбанка на период до 2021 года. В связи с изложенным, предлагаем рассмотреть возможность прекращения участия ОАО «ФЦПФ» в данном проекте» (имеется в распоряжении NN.DK.RU).

В ходе рассмотрения дела также возник вопрос о проведении общих собраний партнерства, на которых АО «ВЭБ Инфраструктура» не поддержал проект.

Спустя 6 лет после проведения последнего собрания появились разногласия относительно того, как читать соглашение о партнерстве. На мой взгляд очевидно, что в «ВЭБ Инфраструктура», понимали, что, проголосовав против, они блокирует согласование проекта. При этом, с марта 2017 по ноябрь никаких вопросов со стороны «ВЭБ Инфраструктура», не возникало, просто они спустя полгода прекратили финансирование, — высказалась конкурсный управляющий ХП «Нижегородская корпорация развития» Елена Ульянова.

На что представитель «ВЭБ Инфраструктура» Алексей Филиппов ответил: «Мы не являлись контролирующим лицом и не могли давать указаний директорам ХП. Решение о проекте участники ХП могли принять без нас. Мы исходили и того, что мы не являлись двигателями этого проекта, ни инициаторами. Мы просто финансировали его, но не каждая финансовая компания согласится финансировать предпроектную стадию».

Вы же были полноправными участниками Партнерства. И благодаря вам было «заблокировано» решение вопроса по проектной документации. Если бы вы проголосовали, вопрос бы сейчас не стоял. Говорить о том, что вы никакого влияния не оказывали на предприятие – очень сомнительный довод», — сказал судья Владимир Архипов. — Интересно вас всех слушать. Все были заинтересованы в реализации данного проекта, только он не был реализован. И область не получила довольно интересный и социально-значимый объект.

Мнения юристов:

Ирина Ангелова, арбитражный управляющий: «Безусловно, компании вправе менять приоритетные направления инвестирования для своих будущих проектов. В то же время уже заключенные договоры должны соблюдаться. Собственные интересы инвестора, который, к тому же, является и учредителем юридического лица, не могут быть противопоставлены интересам внешних кредиторов, которые уже выполнили работы и претендуют на соответствующую оплату по договору.»

Тимур Эшпулатов, частнопрактикующий юрист, основатель юридической онлайн-школы Academy of Law: «Прекращение финансирования Партнерства – важный фактор в приостановке реализации проекта, однако не единственный. Как правило, к субсидиарной ответственности привлекают не только лиц, чьи действия непосредственно привели к банкротству, но и тех, кто бездействовал в период кризиса, имея контроль над юридическим лицом, например, руководитель или мажоритарный участник.»

Согласно протоколу №1 собрания учредителей от 16.07.2017 доля в Партнерстве в размере 75,39% принадлежит Министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области (имеется в распоряжении NN.DK.RU).

Следующее заседание назначено на 15 января 2024 года. NN.DK.RU будет следить за развитием событий.