Роботы и виртуальная реальность – это здорово, но заменить человека пока ничего не может, причем порой даже на достаточно простых рабочих операциях.
Несмотря на наступление цифровой эпохи, производство все еще сталкивается с реальными проблемами — например, нехваткой кадров. Причем далеко не всегда это можно решить автоматизацией труда. Например, швей пока работы заменить не могут. Поэтому на первый план выходит поиск и обучение кадров. Задачи это абсолютно реальные, давно и хорошо знакомые бизнесу. Однако и здесь есть место инновациям — в части обучения персонала, а также оценки навыков соискателей. Это можно сделать, например, с помощью виртуальной реальности.
О том, какие перспективы открывают новые технологии перед бизнесом, говорили на бизнес-завтраке «Управление будущим: бизнес, обучение и наставничество в цифровую эпоху», который состоялся 19 декабря.
География вместо информатики
О том, что в цифровой век никуда не делась проблема «кто будет руками работать?», рассказал Кирилл Грачёв, генеральный директор АО «Меридиан». По его словам, сейчас в его сфере — швейное производство — ситуация просто катастрофическая. За последние годы из порядка 60–70 известных ему аналогичных предприятий около тридцати перестало существовать. И во многом причина тому — проблема с кадрами.
В частности, сейчас очень мало швей. И это очень сильно сказывается в том числе и на системе наставничества. Например, раньше были эффективны денежные поощрения для сотрудников, которые приводили новых работников. За каждого приведенного платили 5 тыс. сразу, потом, через три месяца, если человек демонстрировал хорошие результаты, — 15 тыс. Так как сотрудник был заинтересован в успехах своего подопечного, то он принимал активное участие в его обучении и адаптации.
Однако сейчас эта система поощрения перестала быть эффективной из-за дефицита кадров. Поэтому приходится нанимать людей за рубежом. Как правило, это Индия, также рассматриваются Бангладеш и Шри-Ланка.
Идет жесткий отбор. У нашей компании-партнера большой офис, и там наши сотрудники смотрят, как соискатели садятся за машину, как шьют, и решают: как этот делает, нам нравится, как этот — нет, этого берем, этого — нет.
Но тем не менее, такие иностранцы обычно выполняют самую простую работу, сложные им не дают — по крайней мере, сразу. А так как с набором новых высококвалифицированных сотрудников в России возникают трудности, то обучение технического персонала — один из самых актуальных вопросов для компании.
Поэтому наставничеству в компании уделяется очень много внимания. Особенно менеджерам по продажам и производственному персоналу. Для первых проводятся всевозможные тренинги, круглые столы, обучающие мероприятия и т.д., для вторых — мастер-классы, программа обучения «с нуля» (она рассчитана на 6 месяцев. За этот период достигается производительность труда до 80%, ученики получают стипендию в размере 20 тыс. рублей). Также компания пытается внедрить в том числе и новые технические решения — например, видеосправочник с детализацией и таймингом выполнения каждой операции.
Когда тренер не человек
Артем Трахин, соучредитель и директор ООО «Цифровое пространство», рассказал о перспективах использования технологий виртуально реальности (VR) для обучения производственного персонала. По его словам, компания участвует в разработке подобных решений, заточенных под конкретные предприятия.
В частности, это «тренажер реальности», когда VR-технологии используются для симуляции определенных процессов — например, работы на производственной линии. Причем это не только обучение, но и, например, тестирование персонала при приеме на работу.
Нередко бывает, приходит человек и говорит: я хочу к вам, все знаю, все умею, у мня опыт двадцать лет. А он привык работать на других производственных участках, и в итоге это самое опасное существо. Потому что он не сомневается, что во всем прекрасно разбирается. Вы его даже остановить не успеете, как он аварию устроит. И сразу такие вещи не поймешь, потому что у него есть все корочки, сертификаты, опыт и прочее.
Таким образом, считает Артем Трахин, с помощью VR-технологий решается главная задача производства — коммуникация. Работодатель понимает, что может ждать от нового сотрудника, а тот, в свою очередь, получает не просто инструкции-объяснения на словах, а наглядные примеры, как и когда надо действовать.
Конечно, считает спикер, «реальная реальность» лучше, чем виртуальная — но она накладывает определенные ограничения. Не всегда можно смоделировать внештатные ситуации, чтобы показать, как что надо делать при ЧП. Как правило, это дорого, и поэтому подобные вещи не могут себе позволить небольшие производства. И для них может стать действительно полезным инструментом VR-тренажер.
Киберпсихология на службе бизнеса
Валерия Демарева, доцент кафедры социальной безопасности и гуманитарных технологий ННГУ, кандидат психологических наук, заведующая лабораторией киберпсихологии рассказала, как может быть полезна бизнесу ее направление, особенно которое с приставкой «кибер». Так как это направление науки, которое изучает процесс взаимодействия человека или общества и виртуальной среды в самом широком смысле, то перспективы для бизнеса здесь открываются очень большие.
На момент открытия кафедры у меня уже был опыт работы в IT-компании, поэтому я понимала, какой есть запрос в отношении современной психологии и психофизиологии от бизнеса. И исходя из этого мы стали развивать нашу магистерскую программу. То есть, по сути, на шла от запросов рынка.
По словам Валерии Демаревой, у кафедры уже есть успешные примеры сотрудничества с бизнесом. Во-первых, это разработка системы контроля бдительности машиниста для РЖД, которая была уже обкатана на электричках и сейчас готовится к выпуску вторая ее версия.
Во-вторых, это сотрудничество с американской IT-компанией, которая на данный момент покинула российский рынок. Для нее кафедра проводила эксперименты, связанные с физиологией (измерялся сердечный ритм, мозговая активность и фиксировались движения глаз для определения реакции на заданные раздражители).
В-третьих, нейромаркетинг. В лаборатории есть оборудование, которое позволяет оценивать реальные реакции потребителей. Кафедра уже проводила подобное исследование для регионального производителя шоколада. Так как они планировали выйти на китайский рынок, заказчик хотел оценить «лицо» товара — упаковку.
Также хотела рассказать про виртуальную реальность. Мы очень много инструментов проводим для оценки состояния человека в VR, потому что верим: за этим будущее. Это позволит, с одной стороны, достичь большей инверсивности, с другой — достичь большей безопасности.