Экспортная деятельность среди компаний малого и среднего бизнеса с каждым годом растет. Даже в условиях международных экономических санкций у любой компании есть шанс выйти на внешний рынок.
Активное содействие в размещении продукции на зарубежных электронных торговых площадках и продвижении товаров, а также оказание комплексной поддержки экспортно-ориентированным субъектам малого и среднего предпринимательства в регионе осуществляет Центр развития экспорта Нижегородской области (Центр экспорта). Деятельность Центра экспорта организована в рамках реализации национальных проектов «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Об итогах экспортной деятельности региона, о действующих мерах поддержки предприятий-экспортеров и об экспорте в новых реалиях, в интервью NN.DK.RU рассказал директор Центра развития экспорта Нижегородской области Сергей Грачев.
Сергей Николаевич, сегодня уже можно подвести итоги полугода. Как в условиях экономических санкций изменилась география экспорта?
— Для уменьшения рисков и негативного эффекта от санкций и ограничений нижегородские компании переориентируются на более дружественные иностранные рынки. В этом им помогает Центр развития экспорта Нижегородской области посредством организации поиска иностранных партнеров на новых рынках.
Торговыми партнерами по заключенным контрактам стали страны как ближнего, так и дальнего зарубежья: Белоруссия, Китай, Бангладеш, Казахстан, Индия, Турция.
Сейчас активно налаживаются взаимоотношения со странами СНГ, Персидского залива и Азии. Например, товарооборот между Россией и Китаем за период январь-апрель вырос на 9,1% и составил $132,35 млн.
Кроме того, выстраиваются связи со странами Средней Азии, которых интересует продукция наших предприятий: мебель, лабораторное медицинское оборудование, производственные линии для изготовления пластиковых пресс-форм и многое другое.
Можно ли говорить о том, что сейчас сложнее стало выходить на экспорт?
— Этот процесс никогда не был легким. Но, если вы уверены в качестве своего продукта или товара, его востребованность проверена на внутреннем рынке, то к нему обязательно будет проявлен интерес и на внешнем рынке. Зачастую он бывает даже выше, чем у отечественного потребителя.
Вы упомянули о том, что Центр экспорта помогает компаниям в поиске иностранных партнеров на новых рынках. Как это происходит?
— Среди наиболее эффективных инструментов продвижения предприятий на международные рынки, которые мы осуществляем совместно с торговыми представительствами РФ в странах присутствия и представителями Российского экспортного центра, является организация бизнес-миссий.
На 2022 год мы запланировали проведение восьми бизнес-миссий, при этом уже состоялись в Киргизию, Казахстан, Армению, Республику Беларусь. По итогам встреч было проведено более 80 адресных переговоров с представителями компаний принимающих сторон.
Представители всех компаний, кто принимает участие в бизнес-миссиях отмечают, что такие встречи являются наиболее эффективной мерой для налаживания деловых связей между сторонами.
За какими еще мерами поддержки можно обращаться в Центр экспорта?
— Специалисты нашего центра помогут разобраться во всех тонкостях ВЭД. Мы помогаем предпринимателям определить, с чего начать, обучаем их в рамках программы «Школа экспорта Российского экспортного центра», консультируем, показываем возможности экспортной деятельности.
К нам можно обратиться за такими мерами поддержки, как: сопровождение экспортного контракта, оформление международной сертификации, поиск партнеров, маркетинговые исследования, а также регистрация торговой марки за рубежом и перевод материалов на иностранные языки.
Центр также оказывает услуги по размещению компаний на международных электронных торговых площадках. Мы помогаем непосредственно подобрать площадку, зарегистрироваться и продвинуть продукцию и услуги.
В 2022 году Центр развития экспорта планирует разместить 26 компаний на электронных торговых площадках.
В первом полугодии 2022 года продукция восьми нижегородских компаний уже выведена Центром экспорта на четыре электронных торговых площадки: Amazon, MedicalEXPO, Epinduo, EuroPages. Данная услуга очень востребована. Опыт предыдущих двух лет показал эффективность ее применения.
Центр совместно со Школой экспорта Российского экспортного центра оказывает информационно-консультационную поддержку в формате семинаров по вопросам экспортной деятельности, в том числе с использованием видео-конференц-связи. В этом году программа семинаров включает в себя 11 курсов по вопросам внешнеэкономической деятельности.
В 2022 году Центр экспорта проводит серию практических семинаров по следующим актуальным вопросам: «Основы экспортной деятельности», «Правовые аспекты экспорта», «Таможенное регулирование экспорта», «Логистика для экспортеров», «Налоги в экспортной деятельности» и др.
С 2021 года Центр экспорта реализует в регионе программу экспортной акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства «Экспортный форсаж», которая в том числе включает проведение информационных мероприятий и сопровождение субъектов малого и среднего предпринимательства — участников акселерационной программы тренером-наставником — экспертом по внешнеэкономической деятельности, имеющим практический опыт консультирования, сопровождения и вывода компании на внешние рынки.
Участие в этой программе полностью финансируется за счет Центра развития экспорта.
Участие в международной выставке — один из инструментов расширения рынков сбыта любого продукта для предприятий, которые планируют или уже вышли на международные рынки.
В 2022 году Центром развития экспорта запланирована организация участия компаний Нижегородской области в 4 международных выставках.
Например, в июне с.г. в рамках международной выставки дизайна и проектирования изделий «ROSMOLD 2022» при поддержке ЦРЭ был организован коллективный стенд. Свою продукцию представили шесть нижегородских компаний. Наш стенд привлек более 680 посетителей, в том числе более 25 иностранных гостей. За время работы выставки проведено более 230 переговоров с потенциальными партнерами.
Центр экспорта оказывает содействие в поиске и подборе потенциальных зарубежных покупателей. Услуга включает предварительный контакт и проверку интереса, налаживание связи с потенциальными иностранными покупателями, сопровождение переговорного процесса (онлайн-переговоры, перевод и др.).
Кроме того, мы начали оказывать услугу по содействию в организации и осуществлении транспортировки продукции, предназначенной для экспорта на внешние рынки. Данная услуга оказывается субъекту МСП при наличии у него заключенного экспортного контракта, предусматривающего обязанности по осуществлению транспортировки продукции иностранному покупателю.
В заключении хотелось бы отметить, что меры поддержки начинающих экспортеров, действовавшие в Нижегородской области в 2021 году, будут доступны им и в 2022 году. Подавайте заявки и принимайте участие в любой из интересующих вас программ поддержки.
СПРАВКА
Цели его деятельности — стимулирование и вовлечение предприятий в экспортную деятельность, содействие выходу предприятий на иностранные рынки товаров и услуг, повышению их конкурентоспособности и эффективности, в т.ч. проводит семинары, вебинары и тренинги, направленные на увеличение экспортной грамотности среди субъектов МСП Нижегородской области.
Учредитель — правительство Нижегородской области в лице министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области.