«В текущей ситуации важно сохранить доверие клиентов и оказать им максимальную поддержку. Банк должен быть драйвером социальной помощи населению и выступать партнером государства в этом направлении».
Беспрецедентные санкции, введенные в отношении российской финансовой системы, привели к трансформации банковского бизнеса и к резкому росту нагрузки на все каналы обслуживания. Под жесткие ограничения попал ВТБ.
О том, как банк перестраивал свою работу в новых условиях, какие меры поддержки предпринимал для сохранения клиентской базы, и как менялся спрос на банковские продукты в регионе, NN.DK.RU рассказал управляющий ВТБ в Нижегородской области Всеволод Евстигнеев.
Всеволод Владимирович, как банк адаптировался к работе в новых условиях? Что ваша команда сделала для стабилизации обстановки в регионе и сохранения клиентской базы?
— И мы, и наши клиенты были всерьез обеспокоены новостями о санкциях. Ситуация, с которой мы столкнулись – беспрецедентная, ни с чем подобным до этого мы не встречались. С первых же дней мы почувствовали серьезную нагрузку на все наши каналы обслуживания. В этом случае помог опыт пандемии – нам оперативно пришлось разработать конкретный план дальнейших действий.
Сложнее всего была ситуация в отделениях: к концу февраля в офисы приходило вдвое больше клиентов чем обычно – до 3 тысяч посетителей ежедневно. Чаще всего они обращались за снятием средств со счетов и вкладов и за обменом валюты. Мы делали все, чтобы клиенты максимально быстро и комфортно решали все свои финансовые задачи. В дни пиковой нагрузки работали до последнего посетителя, а в выходные – увеличивали число работающих точек продаж. Постоянно мониторили ситуацию с наличными, чтобы не допускать пустых касс и банкоматов. Мы были на связи с клиентами фактически 24/7, и не только офлайн, в офисах. Поддерживали с ними коммуникацию через все доступные нам дистанционные каналы. Обо всех изменениях в работе банка рассказывали на официальном сайте, в мессенджерах и соцсетях, через рассылки и push-уведомления. Благодаря этому удалось снизить общую напряженность и не допустить паники.
После снятия клиентами наличных в конце февраля последовало резкое повышение ключевой ставки ЦБ, что привело к росту ставок по депозитам и масштабному возврату средств в банк. В марте нагрузка на офисы начала постепенно снижаться и вернулась к привычным значениям. Сейчас она не превышает 1,3 тысячи человек в день. Все эти меры позволили нам не только сохранить клиентов, но и увеличить их число. В первом квартале количество клиентов-физлиц в регионе выросло на 1,5 тысячи, а юридических лиц – более чем на 700 компаний.
Предпринятые меры позволили нам не только сохранить клиентов, но и увеличить их число. В первом квартале количество клиентов-физлиц в регионе выросло на 1,5 тысячи, а юридических лиц – более чем на 700 компаний.
ВТБ Онлайн одним из первых исчез из магазинов приложений. Как сейчас работают ваши онлайн-сервисы, есть ли какие-то ограничения?
— ВТБ Онлайн – наш главный цифровой канал работы с клиентами. В Нижегородской области им активно пользуются свыше 210 тысяч человек. Поэтому сохранить к нему доступ было крайне важно. В этот период мы приняли стратегическое решение – развивать мобильную версию интернет-банка. О его новом функционале мы постоянно информировали клиентов, рассылали подробные инструкции по работе в браузере. В большей степени это, конечно, относится к владельцам телефонов на платформе iOS. Пользователи устройств с Android могут устанавливать и обновлять мобильное приложение с сайта ВТБ.
Не скажу, что процесс перехода к web-версии для всех клиентов стал абсолютно безболезненным, все-таки мобильное приложение было более удобным и быстрым для входа. Но уже к середине апреля мы существенно обновили мобильную версию интернет-банка, запустив десятки улучшений и новых финансовых сервисов. В результате смогли трансформировать интернет-банк до полноценного аналога мобильного приложения. Поэтому снижения активности в наших цифровых каналах мы не видим.
В начале весны рынок розничного кредитования практически «заморозился». После нескольких раундов снижения ключевой ставки вы отмечаете восстановление спроса?
— Да, в марте ставки по потребительским кредитам превысили 20%, и как говорили заемщики, стали «космическими». Население предпочитало отложить покупки в кредит до улучшения условий. Поэтому в марте выдачи самых востребованных кредитов наличными у нас снизились в сравнении с февралем практически вдвое, автокредитов – почти на 70%. Тем не менее, мы не останавливали продажи, как некоторые игроки на рынке, и при этом внимательно оценивали платежеспособность будущих заемщиков, чтобы не допустить их закредитованности.
В апреле вслед за снижением ключевой ставки ЦБ мы одними из первых на рынке начали улучшать условия по всем кредитным продуктам, и спрос начал постепенно восстанавливаться. За апрель нижегородцы оформили в ВТБ более 9 тысяч заявок на кредиты наличными, что на четверть превышает показатель предыдущего месяца. За тот же период мы получили порядка 900 обращений на автокредиты, рост к марту – на треть. В мае спрос на кредиты у населения региона продолжил расти: банк предоставил потребкредитов на 511 млн рублей, автозаймов - на 93 млн рублей, рост к апрелю – в 1,5 и 3 раза соответственно.
Сегодня, после очередного раунда смягчения денежно-кредитной политики регулятором, минимальный размер по кредитам наличными для клиентов ВТБ составляет 5,9% годовых, и 3% на автокредиты. Безусловно, удешевление их стоимости приведет в дальнейшем к росту потребительской активности, так как за время высоких ставок сформировался отложенный спрос. Однако говорить о полном восстановлении рынка пока рано, потому что объем продаж все еще ниже прошлогодних значений.
Удешевление стоимости кредитов приведет в дальнейшем к росту потребительской активности, так как за время высоких ставок сформировался отложенный спрос. Однако говорить о полном восстановлении рынка пока рано, потому что объем продаж все еще ниже прошлогодних значений.
Насколько серьезно движение ключевой ставки отразилось на продажах ипотеки?
— Двузначные ставки повлияли, в том числе, на темпы развития ипотечного кредитования. Если в марте мы отмечали прирост выдач по сравнению с январем и февралем, прежде всего за счет реализации ранее одобренных решений, то в апреле уже ощутили действие заградительных ставок - продажи снизились в 2,5 раза. Отчасти ситуацию спасла госпрограмма, которая была модернизирована в апреле. Да, процентная ставка по ней тогда выросла до 12% (сейчас в ВТБ от 6,7% - прим. ред.), но на общем фоне высоких ставок она была наиболее привлекательной. Кроме того, господдержка стала доступнее, так как ее лимиты кратно выросли.
Сейчас максимальная сумма кредита по ипотеке с господдержкой составляет 12 млн рублей для Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области и 6 млн рублей – для остальных регионов РФ, а в рамках партнёрских программ она может быть увеличена до 30 и 12 млн рублей соответственно, при этом для заемщика обеспечивается единая процентная ставка на всю сумму и весь срок действия кредитного договора. С учетом возросших цен на строящееся жилье в Нижегородской области эта мера поддержки показала свою эффективность.
Помимо этого, мы продолжали кредитовать по «семейной» ипотеке, где ставка сохранилась неизменной – 5,7% годовых. В апреле доля жилищных сделок на первичном рынке в рамках действующих госпрограмм составила в регионе 50%. Совокупно по ним за январь-май мы выдали нижегородским заемщикам почти 1,6 млрд рублей, что на 15% превышает показатель за аналогичный период прошлого года. Когда ключевая ставка начала снижаться, ситуация снова изменилась. Мы вновь увидели увеличение числа заявок по всем ипотечным программам, которое в мае конвертировалось в рост выдач. Значительно «оживился» рынок вторичного жилья, где за несколько месяцев сформировался отложенный спрос. По итогам июня доля продаж в рамках базовых программ банка выросла с 40 до 60%.
По нашим оценкам, спрос на первичном и вторичном рынке продолжит восстанавливаться, так как ценовые параметры по ним сегодня уже приблизились к психологически комфортным значениям. Но я бы не стал утверждать, что к концу года мы вернемся к объемам кредитования хотя бы первых месяцев года, потому что ипотека – это сложный продукт, к оформлению которого заемщики стали подходить еще более ответственно, оценивая свою платежеспособность в длительной перспективе.
А как развивается сегмент сбережений? Удалось ли вам избежать оттока средств?
— В феврале-начале марта мы фиксировали оттоки со счетов физлиц – как в рублях, так и в валюте. Но уже после 8 марта благодаря грамотным действиям регулятора ситуация стабилизировалась, ажиотаж и паника закончились. После рекордного повышения ключевой ставки ЦБ банки также начали корректировать свои условия по вкладам и накопительным счетам - до уровня 20% и выше. Клиенты отреагировали моментально и вернули сбережения «из-под подушек». Только в марте нижегородцы оформили у нас свыше 60 тысяч вкладов и накопительных счетов, что кратно превысило объемы февраля. По итогам мая розничный портфель депозитов ВТБ в регионе достиг 109 млрд рублей, по сравнению с концом первого квартала он вырос на 3 млрд рублей.
Стабилизация экономической ситуации и смягчение денежно-кредитной политики предсказуемо отразились на доходности.
По нашим прогнозам, средние ставки по депозитам и накопительным счетам достигнут в ближайшее время уровня 6-8%, вернувшись к значениям начала года. Однако, несмотря на это, депозиты останутся для населения одним из самых привлекательных инструментов сбережения с точки зрения баланса ликвидности и доходности.
Изменения затронули не только потребительское кредитование и сбережения, но сегмент банковских карт. Как ВТБ работает по этому направлению после ухода из России Visa и MasterCard?
— Начну с того, что мы практически сразу бессрочно продлили действие своих карт, в том числе и международных платежных систем. Это позволило клиентам не беспокоиться о перевыпуске пластика и пользоваться ими как прежде. Тем более, что сейчас на территории России карты всех платежных систем работают без ограничений. Ожидаемо в начале марта резко вырос спрос на карты «Мир», в том числе кратно увеличился интерес к их цифровым аналогам. Сегодня их можно добавить в приложения Mir Pay и Samsung Pay и расплачиваться смартфоном, как мы привыкли это делать раньше. И по оборотам мы видим, что клиенты оформляют национальную карту не просто как альтернативу другим платежным системам, но и активно используют ее как основную. Уже к середине весны в целом по России на «Мир» приходилась треть оборота наших клиентов.
Большой плюс, что «Миром» можно пользоваться в поездках за рубеж: они принимаются в 11 странах. Кроме того, интерес пользователей к национальным картам подогревают как собственные, так и государственные программы поддержки для получателей соцвыплат. К примеру, тем, кто оформляет на карту «Мир» ВТБ любые федеральные детские пособия, банк дополнительно начисляет по 2 тысячи рублей к первой выплате, подключает бесплатное онкострахование для всех несовершеннолетних детей в семье. Дополнительную поддержку от нас получают также клиенты старшего поколения и люди с инвалидностью, которые переводят зачисление пенсии на национальную карту ВТБ.
Недавно мы начали также выпускать бизнес-карты «Мир» для малого и среднего бизнеса. Их можно оформить в цифровом формате и на пластике – и дистанционно, и в отделениях банка. Карта работает в России и еще шести странах.
Мы практически сразу бессрочно продлили действие своих карт, в том числе и международных платежных систем. Это позволило клиентам не беспокоиться о перевыпуске пластика и пользоваться ими как прежде. Тем более, что сейчас на территории России карты всех платежных систем работают без ограничений. Ожидаемо в начале марта резко вырос спрос на карты «Мир», в том числе кратно увеличился интерес к их цифровым аналогам.
Тогда продолжим разговор про бизнес. Как вы выстраивали диалог с корпоративными клиентами? Насколько сложно было стабилизировать ситуацию?
— В новых условиях надо было понять, как мы будем работать с предпринимателями и сможем ли обеспечить стабильную работу нашим партнерам. Сегодня ВТБ в Нижегородской области обслуживает более 15 тысяч компаний-субъектов МСП. И нам важно было никого из них не потерять и, если потребуется помощь, своевременно оказать ее. По сути мы с командой корпоративного блока перешли на ручное управление бизнесом. Обращений, как и в рознице, было огромное количество – от обслуживания действующих кредитных обязательств, работы мобильного банка до подачи заявок по программам господдержки и подключения кредитных каникул.
В пиковый период турбулентности мы ни на один день не прекращали кредитовать нижегородский бизнес в рамках предоставленных лимитов и по льготным программам. Обеспечили стабильную работу дистанционных сервисов, которые испытывали колоссальную нагрузку, запустили механизмы по отсрочке платежей и реструктуризации задолженности в рамках собственных и государственных мер поддержки. В результате кредитный портфель в сегменте СМБ за 5 месяцев вырос на 8,7%.
Здесь я бы добавил, что ВТБ сохранил условия по всей линейке банковских гарантий для среднего и малого бизнеса. В первую очередь, они нужны предпринимателям для участия в закупках и исполнения госконтрактов. Работа по этим направлениям, по опыту, ведется непрерывно, вне зависимости от экономической обстановки.
Мы ни на один день не прекращали кредитовать нижегородский бизнес, обеспечили стабильную работу дистанционных сервисов, которые испытывали колоссальную нагрузку, запустили механизмы по отсрочке платежей и реструктуризации задолженности в рамках собственных и государственных мер поддержки.
Вы упомянули про меры господдержки для бизнеса. В чем они заключаются?
— ВТБ в Нижегородской области активно реализует все государственные меры поддержки, которые предусматривают льготную ставку по кредитам. Среди них программы Минпромторга, Минсельхоза и Минэкономразвития РФ. Мы активно финансируем предприятия по программам, которые были достаточно давно запущены государством для бизнеса и по-прежнему не потеряли своей актуальности. Например, «Программа 1764», которая доступна компаниям из 20 приоритетных отраслей. Несмотря на изменение её ценовых условий, мы сохранили прежние ставки по кредитам для долгосрочных проектов, которые были одобрены клиентам в рамках ее прежней редакции.
Сегодня портфель льготных кредитов по ней превышает 4 млрд рублей. Большой интерес региональный бизнес проявляет к программе поддержки системообразующих предприятий. Сейчас мы по спецпрограмме рассматриваем заявки от нижегородских компаний более чем на 5,5 млрд рублей. В целом же за январь – май кредитный портфель льготных кредитов по госпрограммам ВТБ в Нижегородской области превысил 12,5 млрд рублей, что составляет 46% от общего кредитного портфеля СМБ.
А если говорить про тех, кому нужны не льготные кредиты, а отсрочка или реструктуризация. Такие запросы есть от бизнеса?
— Да, компании обращаются за изменением условий текущих кредитов. Все заявки рассматриваем индивидуально. Среди них есть запросы на кредитные каникулы по №106-ФЗ, а также по нашим собственным программам реструктуризации. Клиенты могут получить отсрочку по уплате процентов, так и по основному долгу. Кроме того, осуществляем рефинансирование ранее выданных кредитов средним, малым и микропредприятиям. Всего с начала года в рамках этих инструментов банк предоставил нижегородским компаниям поддержку на 4,5 млрд рублей.
В целом если сравнивать 2020-й – год начала пандемии, и 2022 год, то запросов на поддержку от клиентов СМБ сейчас меньше. Я много общаюсь с руководителями компаний и вижу, что за эти два года нижегородские предприниматели прошли закалку ситуацией с ограничениями из-за пандемии. Многие из них серьезно занялись выстраиванием риск-моделей бизнеса, чтобы в любой ситуации минимизировать возможные негативные последствия и иметь «подушку безопасности».
Я много общаюсь с руководителями компаний и вижу, что за эти два года нижегородские предприниматели прошли закалку ситуацией с ограничениями из-за пандемии. Многие из них серьезно занялись выстраиванием риск-моделей бизнеса, чтобы в любой ситуации минимизировать возможные негативные последствия и иметь «подушку безопасности».
Юрлица так же, как и розничные клиенты, проявляли активный интерес к депозитам в связи с высокой ключевой ставкой?
— Да, ВТБ одним из первых после решения ЦБ повысил ставки по депозитам для бизнеса. Максимальная доходность по ним доходила до 18,8% годовых. Портфель привлеченных средств в сегменте СМБ с начала года вырос на треть и составил на 1 июня 34,5 млрд рублей.
Завершая разговор, хочется услышать прогноз по дальнейшему развитию рынка. На ваш взгляд, удалось ли пройти период острого кризиса или пока об этом рано говорить?
— Сегодня банковский рынок перешел в фазу восстановления. Этому способствовали успешные действия регулятора по стабилизации курса рубля и снижению ключевой ставки. Я думаю, что период экстремально высоких ставок завершился. Будем надеяться, что к этому сценарию мы в ближайшее время не вернемся.
Да, в этом году прошлогодних объёмов кредитования и розницы, и бизнеса банки не продемонстрируют. Но в текущей ситуации нам важнее сохранить доверие клиентов и оказать им максимальную поддержку. Сегодня банк должен быть драйвером социальной помощи населению и выступать партнером государства в этом направлении. С этой целью недавно ВТБ представил новую стратегическую инициативу «Семейного капитала». Она объединяет комплексное обслуживание российских семей и предоставление им всех необходимых финансовых и государственных сервисов, а также дополнительные льготы от банка. Программа затрагивает все потребности клиентов на разных этапах развития семьи: от рождения ребенка до выплаты пенсии.
С июля мы запустили ипотеку для многодетных семей. Теперь клиенты, у которых в период с 1 января 2018 до 31 декабря 2022 гг. родился третий или последующий ребенок, смогут оформить у нас жилищный кредит по ставке 3%. А в Нижегородской области в самое ближайшее время стартует программа региональной льготной ипотеки для социально незащищенных категорий населения, которую мы реализуем совместно с правительством региона. Она позволит тысячам нижегородских семей улучшить свои жилищные условия на максимально выгодных условиях.
Сегодня банковский рынок перешел в фазу восстановления. Этому способствовали успешные действия регулятора по стабилизации курса рубля и снижению ключевой ставки. Я думаю, что период экстремально высоких ставок завершился. Будем надеяться, что к этому сценарию мы в ближайшее время не вернемся. Да, в этом году прошлогодних объёмов кредитования и розницы, и бизнеса банки не продемонстрируют. Но в текущей ситуации нам важнее сохранить доверие клиентов и оказать им максимальную поддержку.