«Если человек сдает в автосалон не убитую Ладу или «китайца», дельта — разница между старым и новым автомобилем — растет все-таки не так быстро, как цена на сами машины»
Подводя итоги прошедшего года, NN.DK.RU проанализировал ситуацию на автомобильном рынке Нижнего Новгорода и сделал некоторые выводы относительно перспектив на 2022 год.
Причины роста цен
Естественно, общие тенденции схожи во всех городах-миллионниках: цены на легковые автомобили выросли в течение прошлого года на 31%, а за первый месяц 2022 года прибавили еще 3%. Такие данные приводят «Известия». Больше всего подорожали новые Mercedes-Benz S-класса. Если в 2020 г. они стоили в среднем 5 656 917 руб., то в конце 2021 г. — 12 303 128 руб. Рост составил 117%.
Hyundai Elantra и Porsche Cayenne выросли в цене на 82 и 74% соответственно. Подорожание коснулось и бюджетных автомобилей: все автомобили LADA стали дороже на 42-44%.
Причины такой ценовой политики известны: кроме подорожания металла и комплектующих в течение последнего года наблюдались серьезные проблемы с поставкой чипов. Как сообщал NN.DK.RU, в июне сборочное предприятие Volkswagen в Нижнем Новгороде приостанавливало деятельность из-за глобального дефицита микросхем.
В Калуге производство Volkswagen также испытывало острый дефицит блоков BCM, которые поставляет немецкая компания Continental.
Из-за дефицита комплектующих «Автоваз» стал предлагать дилерам комплектации Lada Vesta, Xray и Largus без мультируля с функцией круиз-контроля и мультимедийной системы.
Дефицит полупроводников в автомобильной промышленности возник еще в конце 2020 г. Тогда на время из-за изоляции по коронавирусной инфекции остановились профильные заводы. Проблем добавила засуха в Тайване, где находится крупнейший производитель чипов — TSMC и аномальные морозы в Техасе, которые временно остановили фабрики Samsung Electronics, NXP Semiconductors и Infineon.
Forbes со ссылкой на исследование компании BCG Boston Consulting Group пишет, что из-за дефицита полупроводников в мире будет выпущено примерно на 8 млн автомобилей меньше, и этот кризис продлится не меньше года.
В автомобилях чипы используют повсеместно — от систем запуска и торможения, до систем помощи водителю и мультимедиа. И дефицит этих комплектующих, естественно, не мог не отразиться на ценах на автомобили.
Еще одну причину назвал в разговоре с NN.DK.RU один из руководителей крупнейшей сети автосалонов. Он сказал, что если вышеназванные аргументы для повышения цен были характерны для всего мирового авторынка, то в России свою роль сыграла еще и девальвация рубля, связанная отчасти с напряженной геополитической обстановкой.
Дефицит комплектующих в первую очередь ударил по автомобилям в ценовой категории от 2 млн рублей, которые буквально напичканы электроникой, — отметил он.
Сложившийся дефицит автомобилей автодиллеры компенсируют как могут. Если раньше автосалон получал, например, 10 автомобилей, рассчитывая с каждого из них получить определенную сумму, а по факту из-за сложившегося дефицита приходят только пять — то наценка вырастет в два раза, просто потому что автосалон вынужден зарабатывать.
Трейд-ин — наше все
Такая ситуация с ценами на новые автомобили не могла не отразится и на рынке подержанных авто. Тем более, что в нашей стране все еще принято менять машины по мере необходимости, а не потому, что вышла новая модель или надоела старая.
Рынок подержанных авто плотно привязан к рынку новых автомобилей и также испытывает определенный дефицит и, как следствие, рост цен.
NN.DK.RU уже писал, что только за 10 месяцев 2021 г. в Нижнем Новгороде автомобили с пробегом подорожали на 44%. Это выше, чем в среднем по стране. Как сообщили в сервисе объявлений Avito, в России в целом средняя стоимость автомобиля с пробегом в возрасте до семи лет с начала года выросла на 42% и составила 930 тыс. руб.
Наиболее заметно в цене прибавили самые востребованные иномарки: средняя стоимость семилетних Toyota Camry и Volkswagen Polo выросла за год на 32,2%, Hyundai Solaris прибавил в цене 29,1%.
Этот автомобиль 2011 года выпуска продается за 1 170 тыс.руб. Фото с сайта Авито
У нижегородцев на рынке подержанных авто самыми востребованными моделями стали Kia Rio — средняя цена составляет 719 тыс. руб., LADA Granta — ее оценивают в 375 тыс. руб., на третьем месте по популярности — Hyundai Solaris, средняя цена которой составляет 739 тыс. руб.
Этот автомобиль 2017 года выпуска продается за 820 тыс. руб. Фото с сайта Авито.
Однако, как считают специалисты, опытные автопотребители не должны ощутить сильного удара по карману. Большинство сделок сейчас проходит по системе трейд-ин, а так как цены выросли на все, то разница между старым и новым авто будет примерно такой же, как раньше.
Сейчас количество сделок по трейд-ин доходит до 70%. И если человек сдает в автосалон не убитую Ладу или «китайца», цена на его автомобиль тоже выросла, а дельта — разница между старым и новым автомобилем — растет все-таки не так быстро, как цена на машины. Сложнее всего будет тем, кто покупает свой первый автомобиль, — говорит руководитель крупнейшей сети автосалонов.
Что касается ближайшего будущего, то цены продолжат расти как на новые автомобили, так и на машины с пробегом. В массовом сегменте, который специалисты определяют «от Лады до Тойоты» определяющим фактором станет цена. Долю рынка в этой категории будут отвоевывать те производители, которые смогут предложить лучшую цены — и здесь, вероятнее всего, свое место под солнцем получат китайские автопроизводители. Да, качество ниже, но и цены более приемлемые.
В премиум-сегменте потребителям не так важна стоимость. Тем более, что они чаще всего также используют трейд-ин.
Toyota Land Cruiser 2021 года выпуска продается на Авито за 10 млн руб.
В РГС-банке, который занимается автокредитованием, также считают, что повышение цен будет продолжаться. Как следствие, растет и потребность в автокредитах. В прошлом году банк получил на 10% больше заявок, чем в 2020 г.
Самыми популярными кредитными марками среди новых автомобилей в РГС Банке в Нижнем Новгороде в 2021 г. стали KIA, LADA, HYUNDAI, GAZ и GEELY. Примечательно, что в списке лидеров значится китайская GEELY, которая годом ранее не входила даже первую десятку.
«Нехватка автомобилей, сформировавшаяся из-за дефицита полупроводников для производства электроники, и продолжающийся на этом фоне рост цен привели авторынок к стрессовой ситуации. Автозаводы останавливаются с пугающей периодичностью, предложение в дилерских автосалонах сильно ограничено, очереди за автомобилями растягиваются на месяцы. Поэтому ожидать роста продаж по итогам прошлого года было бы слишком оптимистично. Так, в 2021 году в Нижнем Новгороде было продано на 1000 автомобилей меньше, чем в 2020-м. И в этом году ситуация вряд ли изменится. При этом мало кто готов на фоне серьезно выросших ценников цен покупать авто за наличные. В связи с этим значительно увеличился спрос на автокредиты, который на фоне падения реальных доходов населения сможет поддержать покупательский спрос и в 2020 году», — говорит Антон Облачков, управляющий ОО «Нижний Новгород» РГС Банка.
Кстати, при финансировании сделки на авто с пробегом банк чаще выдавал кредиты на сумму от 500 тыс. до 1 млн рублей (51% взятых автокредитов), сроком от 4 до 5 лет (76% всех выдач по количеству) и с первоначальным взносом от 20% до 30% (почти каждый третий оформленный кредит).
Читайте также материал о девелоперских проектах, которые сейчас реализуются в Нижнем Новгороде и голосуйте за лучший.