Меню

«Внимание и индивидуальный подход». Проректор ННГУ о работе с иностранными студентами

«Мы считаем важной частью своей миссии продвижение русского языка и российского образования на мировой арене», — проректор по международной деятельности Университета Лобачевского Александр Бедный.

Какие специальности выбирают иностранные студенты, трудно ли выучить русский язык и как язык позволяет продвинуть вуз на международной арене? На эти вопросы NN.DK.RU ответил проректор по международной деятельности Университета Лобачевского Александр Бедный.

Александр Борисович, ННГУ — крупнейший вуз Нижегородской области и самый многочисленный по количеству студентов, в том числе иностранных. Сколько их сейчас?

— В настоящее время в Университете Лобачевского обучаются более 1800 иностранных студентов из примерно ста стран. Системная работа по привлечению и обучению иностранных граждан в ННГУ ведется с 2005 года, до этого иностранных студентов практически не было. Мы очень рады тому, что за это время в университете удалось создать по-настоящему международную студенческую среду. К нам приезжают учиться со всего света: из стран Азии, Африки, Ближнего Востока, Европы, Латинской Америки, СНГ. ННГУ стал международным центром образования и науки, крупнейшим в Нижегородской области.

Какие специальности выбирают иностранные студенты?

— Предпочтения иностранных студентов разнообразны, они обучаются на всех факультетах нашего большого университета. Высоким спросом пользуются медицина, экономика и менеджмент, международные отношения, информационные технологии.

Кстати, именно в сфере информационных технологий в ННГУ с 2006 года реализуется программа подготовки бакалавров на английском языке, ставшая в своё время первой программой на английском языке в университете и одной из немногих в России. Программа успешно работает по сей день, пользуется высокой популярностью среди студентов. Востребованность программы на высококонкурентном международном образовательном рынке отражает масштабный научно-образовательный потенциал Университета Лобачевского в сфере информационных технологий и суперкомпьютерных вычислений. Важно сочетание мощной фундаментальной базы и практической ориентированности образования.

ННГУ является участником целого ряда крупных научных проектов в области математики, анализа данных и искусственного интеллекта, в университете есть свой суперкомпьютер «Лобачевский», ННГУ является частью IT-кластера Нижегородской области, ведётся тесное взаимодействие с ведущими компаниями высоких технологий (Intel, Harman, Huawei, Yandex, Сбер и многие другие). Это очень важно с точки зрения подготовки востребованных кадров и успешного трудоустройства выпускников на динамичном рынке труда. Кстати, среди выпускников ННГУ, работающих в ведущих технологических компаниях в Нижнем, есть и иностранцы.

Недавним ярким событием с точки зрения мирового признания университета стала победа студенческой команды ННГУ в международном чемпионате по программированию (NN.DK.RU писал об этом). Наша команда опередила команды из Гарварда, MIT и многих других ведущих мировых вузов. На мой взгляд, это большая заслуга самих студентов, их тренеров, преподавателей, которые с ними работают, и отражение больших возможностей университета с точки зрения IT-подготовки.

Как повлияла пандемия на работу с иностранными студентами?

— Решение поехать учиться в другую страну — само по себе вызов для молодого человека, а в современной ситуации, в условиях глобальной пандемии с её ограничениями, это дополнительный стресс. В этом плане мы считаем приоритетом поиск индивидуального подхода к студентам, обеспечение необходимой поддержки, чтобы позволить им реализовать свою мечту получить высшее образование.

В прошлом году пандемия поставила высшие учебные заведения по всему миру перед необходимостью быстрых изменений, определила своего рода «новую реальность» мирового высшего образования. Конечно, это существенно отразилось и на работе с иностранными студентами. Нам пришлось по-новому организовать образовательный процесс, внеучебную работу со студентами, взаимодействие с зарубежными партнерами, международное продвижение, рекрутинг и приём иностранных абитуриентов.

В настоящее время в условиях продолжающихся ограничений на передвижение между странами в связи с пандемией Правительством России реализован механизм въезда иностранных студентов для продолжения обучения. Тем не менее, не все студенты имеют возможность приехать, многие продолжают учиться дистанционно.

Университет — это не только учеба, но еще и центр социальной жизни студентов. Мы учитываем это и в работе с иностранными студентами, которые пока не смогли приехать, используя цифровые и онлайн решения для приобщения студентов к внеучебной жизни университета, знакомства с университетом тех ребят, которые в нём ещё не побывали.

Важно понимать, что многие изменения в международном высшем образовании, вызванные пандемией (особенно, в части интенсивного использования современных цифровых технологий в образовательном процессе), останутся с нами и после её окончания.

Что, на ваш взгляд, самое важное в работе с иностранными студентами?

— На мой взгляд, в этом вопросе самое важное — внимание и индивидуальный подход.

Работа с иностранными студентами — процесс очень многофакторный, требующий учёта множества важных деталей. Это консультации абитуриентов по вопросам поступления, помощь в выборе образовательной траектории, визово-миграционная поддержка, вопросы признания иностранных документов об образовании, организация ориентационных и адаптационных мероприятий, постоянная поддержка в решении тех или иных жизненных ситуаций и так далее. И, как я уже сказал, в условиях пандемии — ещё и необходимость одновременно обеспечить необходимую поддержку как для студентов, которые находятся в Нижнем, так и для обучающихся дистанционно.

В университете реализована круглосуточная система поддержки иностранных студентов, проводится множество мероприятий по социальной адаптации и кросс-культурному обмену. Иностранные студенты имеют возможность реализовать себя в спорте и творчестве, волонтёрстве и наставничестве. В ННГУ есть Интернациональный клуб студентов, работает Дом дружбы и культурного разнообразия — площадки, на которых иностранные студенты проводят свои мероприятия, общаются, обсуждают новые инициативы. Кроме того, ребята из разных стран активно участвуют в волонтерском движении: собирают вещи для нуждающихся, помогают воспитанникам детских домов.

Важнейшую роль играют разнообразные механизмы адаптации иностранных обучающихся. В них вовлечены сотрудники международных служб и других подразделений университета. Но вновь приехавшим молодым людям очень важно получить поддержку и от других иностранных студентов, которые сами прошли через адаптацию к новым условиям. Для этого работает система студенческих кураторов, «бадди» – это студенты старших курсов, которые становятся наставниками для вновь приезжающих: знакомят с университетом, помогают в бытовых вопросах.

Современное высшее образование — это не только про «грызть гранит науки», это ещё и получение важных надпрофессиональных навыков, soft skills, которые так необходимы для успешной самореализации в разных профессиональных областях: лидерские качества, навыки коммуникации, способность находить общий язык с представителями разных культур и многое другое. Международная студенческая среда играет важную роль в формировании таких навыков в процессе обучения в университете.

Совсем недавно программа социальных инициатив иностранных студентов «I care — I can» («Мне важно — я могу»), уже несколько лет успешно реализующаяся в ННГУ, стала лидером народного голосования в номинации «Наш общий дом – Россия» национальной премии «Гражданская инициатива» и одним из претендентов на победу. Программа помогает социализации и интеграции иностранных студентов через различные механизмы их самореализации.

Ежегодно в университете проходит ставший уже традиционным студенческий фестиваль культур Lobachevsky UniverSum, где студенты с помощью выставки-ярмарки и великолепной концертной программы знакомят всех желающих с культурой и традициями своих стран. Это надо видеть! Здесь и костюмы, и танцы, и угощения.

На мой взгляд, очень важное в таких мероприятиях — инициатива самих студентов, их искреннее желание делиться с другими своей культурой и традициями. Такие мероприятия очень важны для создания в университете настоящей международной атмосферы.

Какая часть иностранных студентов выбирают обучение на русском языке?

— Чуть больше половины иностранных студентов получают высшее образование в ННГУ на русском языке, остальные – на англоязычных программах, спектр которых расширяется год от года.

В большинстве случаев иностранные студенты приезжают без существенного знания русского языка. В ННГУ очень эффективный центр обучения русскому языку как иностранному — студенты, приезжающие учиться на русском, сначала изучают язык страны на программе предвузовской подготовки, чтобы на следующий год поступить уже на программу высшего образования. Преподавательский состав, который обучает русскому языку как иностранному, в большинстве своём достаточно молодой, 25-35 лет. И наш опыт показывает, что данное обстоятельство только способствует эффективному обучению иностранцев русскому языку: относительно небольшая разница в возрасте между преподавателями и студентами позволяет эффективнее выстраивать коммуникацию.

Студенты, которые выбирают обучение на английском языке и владеют им на должном уровне, не тратят дополнительный год на программу предвузовской подготовки и могут сразу поступить на первый курс. Тем не менее, и они изучают русский язык как иностранный на протяжении своего обучения и обычно уже хорошо им владеют по окончании университета.

Мы считаем это очень важной частью своей миссии — продвижение русского языка и российского образования на мировой арене.

Наш «великий и могучий» освоить в столь сжатые сроки непросто, и, казалось бы, совсем сложно сделать это в режиме онлайн. Тем не менее из-за ограничений, связанных с пандемией, мы уже имеем и такой опыт. Например, студенты из стран Латинской Америки в октябре 2020 года начали обучаться по специальной программе предвузовской подготовки в режиме онлайн, и в начале 2021 года они надеялись приехать в ННГУ, но границы оставались закрытыми. В результате обучение продолжалось онлайн вплоть до завершения программы уже в июле 2021 года. Ни расстояние в 12 тысяч километров, ни 7-9 часов разницы во времени не помешали обучающимся из Перу, Сальвадора, Колумбии, Боливии и Панамы успешно завершить программу и на выпускной онлайн-церемонии уже красиво говорить по-русски! Это действительно впечатляющий результат большой совместной работы преподавателей, студентов и современных технологий.

Еще один пример: мы традиционно проводим большую международную олимпиаду по русскому языку среди иностранных граждан Lobachevsky/RU. В апреле этого года состоялся очередной тур, естественно, онлайн, в котором приняли участие более 500 человек из 67 стран мира!

Это лишь несколько примеров, когда вопреки пандемии международное образование интенсивно развивается и обретает новые масштабы.

В 2021 году исполнилось 30 лет с того момента, как город стал открытым для иностранных граждан. Срок небольшой. Что удалось сделать за это короткое время, чтобы высшее образование и наука в Нижнем Новгороде вышли на международный уровень? Получилось ли?

— Действительно, международная деятельность университета начала развиваться менее 30 лет тому назад. Однако уже за этот сравнительно небольшой период времени она стала значимым фактором развития университета, обеспечив его вхождение в мировое научно-образовательное пространство. С 1990-х годов университет стал активно участвовать в различных международных проектах и программах, и, что важно, результаты выполнения многих из них успешно работают и по сей день.

Например, в 1994 году совместно с Университетом Калабрии из Италии была запущена совместная образовательная программа двух дипломов «Российско-Итальянский университет». Программа была поддержана обеими сторонами на государственном уровне и стала своего рода пионером в области наших международных образовательным программ. С годами сотрудничество двух вузов планомерно расширялось и вовлекало в себя новые научно-образовательные направления. С тех пор Университетом Лобачевского запущены многие десятки совместных программ с зарубежными партнерами, но «Российско-Итальянский университет» продолжает развиваться на протяжении уже без малого трех десятков лет.

Развитие международной деятельности является для университета одним из стратегических приоритетов и играет очень важную роль в обеспечении его конкурентоспособности. В ННГУ созданы лаборатории под руководством ведущих мировых учёных, университет активно участвует в международных научно-образовательных проектах и программах, является членом крупных консорциумов и ассоциаций. В Международный совет Университета Лобачевского входят ведущие зарубежные эксперты в области развития высшего образования и науки. Именно через международное сотрудничество, через международные связи обеспечивается полноправная вовлеченность университета в глобальную научно-технологическую повестку.

Осенью 2021 года по итогам конкурсного отбора ННГУ стал одним из вузов-участников новой масштабной государственной программы поддержки ведущих университетов «Приоритет-2030» (читайте об этом интервью ректора ННГУ Елены Загайновой на NN.DK.RU). Университет Лобачевского вошёл в число 18 ведущих российских вузов, ставших участниками Программы по треку «Исследовательское лидерство». Вузы-участники должны успешно зарекомендовать себя на мировом рынке образования, науки и технологий, что возможно только при эффективном развитии международного сотрудничества.