«Абсурдная ситуация, в которой оказался замешан мой сын, могла произойти с каждым. Травить 11-летнего мальчишку большого ума не надо. Но у ребенка есть папа. И папа встал на его защиту»
Экс-министр правительства Нижегородской области Денис Лабуза рассказал об инциденте с его 11-летним сыном. После того, как вещи мальчика одноклассники в очередной раз выбросили в коридор, он сказал, что принесет арбалет.
Сразу на эту фразу никто не обратил внимания, а спустя неделю разгорелся настоящий скандал: семью стали проверять сотрудники ФСБ, МВД и органов опеки, практически во всех нижегородских и даже федеральных СМИ прошла информация об угрозах «расстрела» со стороны ребенка бывшего министра промышленности и предпринимательства Нижегородской области Дениса Лабузы.
История в ряде случаев сопровождалась напоминанием об инциденте в Пермском крае, когда шестиклассник принес в школу отцовский карабин, похожем случае в политехникуме в Свердловской области, о трагедии в Пермском университете, поэтому неудивительно, что это «подогрело» ситуацию, от которой, по сути, никто не застрахован.
Похожие конфликты происходят ежедневно в каждом классе каждой школы. NN.DK.RU пообщался с отцом мальчика, чтобы выяснить подробности из первых уст.
— У меня вызывает изумление, что нижегородское общество и СМИ начали травлю 11-летнего ребенка, и я хочу донести свою точку зрения разумным окружающим.
В нашей толерантной области пора кому-то стать мужиком. Чтобы травить 11-летнего мальчишку, большого ума, большой совести и большого достоинства не надо. К сожалению, то, что произошло, в том числе в ряде СМИ, ни в какие рамки не лезет.
Я еще могу понять, когда перевозбудились некоторые родители на фоне того, что в стране происходит, — написали заявление. Бог им судья. Но когда в СМИ появились персональные данные ребенка, как зовут, кто папа, где учится. Я этого просто не прощу. У ребенка есть папа. И папа встал на его защиту.
Такое могло произойти с каждым. Дети — есть дети. Через конфликты они познают мир. Где-то потолкались, где-то один обозвал другого — бывает.
Понятно, что эту ситуацию кто-то педалирует и пытается давать какие-то комментарии в СМИ, рассказывают, что у одного мальчика было сотрясение мозга из-за того, что Савва, якобы, его толкнул. С этим уже разбирались компетентные органы, но его мама целый месяц не могла предоставить справку. Зато есть юридически подтвержденный факт, что ребенок дважды ходил на тренировку по хоккею, якобы, после сотрясения мозга. После случая с «сотрясением мозга», я своему Савве даже запретил давать сдачи.
То есть конфликт продолжался не один день?
— Конечно, дети перешли в пятый класс: новая учительница, новые кабинеты, в каждом классе новая рассадка — кто-то не там сел — возник конфликт. Плюс к этому учительница заболела, ее заменяла другая. Она, возможно, на конфликт не среагировала вовремя. Конфликт развивался: то вещи выкинут в коридор, то из окна.
Ну и в порыве гнева Савва сказал, что принесет в школу арбалет. Мы уже ходили к психологу и нам он сказал: «знаете, что стреляют, на самом деле не те, кто говорит об этом, стреляют обычно тихони, которые постоянно молчат и копят в себе негатив, а потом их прорывает».
Арбалет или пистолет?
— Арбалет! Потом в родительском чате начали писать «дробовик». Мужчины не используют это слово, когда говорят об оружии. Это женская придумка. Мужчины говорят — охотничье ружье.
У меня есть ружье. Оно закрыто в сейфе, как положено. В тот же вечер приехали сотрудники полиции и проверили. У меня нет претензий к силовым структурам: приехали и все сделали достаточно четко. Но, возможно, пока они были у меня с проверкой, кому-то в это время реальная помощь требовалась.
Я считаю, что не стоит конфликт детей переводить в конфликт родителей. Помните, как было, когда в Москве после переписки в родительском чате мужчину до смерти избили.
Когда вскроются все факты, родителям, которые подписали заявление, уверен, будет стыдно.
Обсуждение в родительском чате началось сразу после фразы об арбалете?
— Прошло больше недели после того, как была произнесена эта фраза, и в родительском чате нашего класса началось обсуждение. Возможно, дома кто-то из детей рассказал о произошедшем. Мама услышала и началось.
Я написал тогда в чате: «Давайте не будем передергивать. Давайте наводить порядок вместе». Часть родителей были за, часть против.
Взять чужие вещи и выбросить в коридор — как такое возможно при нормальном воспитании? У нас в семье это табу. Дети не могут брать чужие вещи без разрешения, даже, если это папин телефон. Если у кого-то в семье это нормально, то, на мой взгляд, это первый шаг к воровству. Дети, которые вещи Саввы выкидывали в коридор, тоже не просто так это делали. Наверняка, дома, слушая разговоры взрослых, на подсознательном уровне сформировали негативное и агрессивное отношение к Савве.
Детские разборки должны оставаться детскими. Но когда взрослые опускаются до того, чтобы гнобить ребенка — это как?
Думаю, что эту ситуацию можно было разрулить: фраза прозвучала 11 октября, 12 октября класс ушел на карантин. Некоторые родители очень умело использовали ситуацию, чтобы не получить быстрой ответной реакции от меня. Может, их кто-то консультировал.
Почему прошла целая неделя до того, как родители подняли тревогу? Как вы это объясняете?
—Несколько дней они собирали подписи. После чего и родилось это письмо, по сути, такой эмоциональный женский выплеск. Его подписали 19 человек, но зачинщиков было четверо.
Это известные люди в городе?
— Не такие публичные, как Лабуза. Вряд ли кто-то из них был министром или входил в 20-ку рейтинга известных людей Нижегородской области.
После этого было еще и родительское собрание?
— Да. Я попросил пап прийти на родительское собрание. Папы с недоумением восприняли ситуацию. Директор школы узнала о произошедшем после того, как ей позвонили из управления ФСБ.
Как правильно заметил директор школы, о таком инциденте в первую очередь ставят в известность классного руководителя, потом директора, а не ФСБ.
Часть родителей уже отказались от своих слов, отозвали подписи под заявлением. Большинство думали, что подписывают заявление на имя директора и не собирались направлять письмо ни в МВД, ни в ФСБ — это есть в протоколе родительского собрания. После собрания несколько человек из тех, кто подписал письмо, позвонили и извинились. Никто из них не ожидал, что так все повернется.
Директор школы сказала, что у нее есть докладные записки от каждого учителя о том, что они тоже ничего никуда не направляли. Кто именно направил заявление — это уже работа адвоката. В МВД тоже идет расследование.
Что вы собираетесь делать сейчас?
— Будем сейчас в правовом поле, без эмоций, проводить расследование. Мой адвокат уже направил запросы на предоставления всех документов. Будем готовить встречные иски. По результатам расследования я готов рассказать всем о решении судов и о результатах расследования Роскомнадзора в отношении некоторых СМИ. Для меня это дело принципа и защиты достоинства моей семьи.
Как отреагировал Савва на всю эту ситуацию?
— Сын очень переживает — дети тоже читают все эти сообщения в соцсетях. Мне очень сложно объяснить ему, почему взрослые могли так ополчиться на ребенка.
Вы думали о том, чтобы перевести его в другую школу?
— Думаю, что директор и педагоги, имея колоссальный опыт, смогут разрулить эту ситуацию. Детский коллектив вообще саморегулируется намного лучше, чем взрослый. Я не считаю, что из-за детских конфликтов нужно менять школы. Сейчас есть много разных методик, своеобразного тимбилдинга для детей. Надеюсь, что после каникул никто и не вспомнит о произошедшем. Пока они на дистанционке. Но мы будем продолжать учиться, и думаю, что благодаря этой ситуации, учиться будем без троек.
В нашем классе были и раньше случаи травли и других детей. Класс сложный. Но и мы в свое время так росли: ругались и мирились. Иногда именно с конфликта начинается лучшая дружба, которая продолжается всю жизнь. На таких конфликтах воспитывается реакция и соразмерная адекватная способность оценивать свою поступки и поступки одноклассников.
В каких-то ситуациях и он был не прав. Надо это воспринимать нормально и прощать товарищей.
Уверен, что ситуация обострилась только из-за того, что кто-то на эмоциях захотел кому-то очень сильно насолить, чтобы удовлетворить, возможно, какие-то внутренние амбиции. В результате получился абсурд, от которого, кстати, не застрахован ни один ребенок. Я не хочу, чтобы такое повторялось в нашем городе, тем более, что такие истории только провоцируют агрессию.
Сейчас экс-министр заключил соглашение об оказании юридической помощи с адвокатом Михаилом Гараниным и собирается привести к ответу и журналистов, которые обнародовали личные данные ребенка, и родителей одноклассников своего сына, которые в обход директора и классного руководителя направили заявление о произошедшем сразу в управление ФСБ.
Кстати, читайте также на NN.DK.RU интервью Артема Табунина, основателя нижегородской IT-компании «Аксиома», которая обеспечивает учет питания миллиона школьников в 39 регионах страны.