Подписаться
Курс ЦБ на 27.11
75,58
84,95

«Все зависит от условий покупки. Сколько может стоить «Тесла» без Илона Маска?»

«Все зависит от условий покупки. Сколько может стоить «Тесла» без Илона Маска?»
Иллюстрация: Елена Волисова

Родители миллиона школьников в нашей стране оплачивают школьные обеды через приложение, которое создали в нижегородской IT-компании «Аксиома». Ее основатель рассказал, как добиться такого масштаба.

Нижегородская IT-компания «Аксиома» обеспечивает учет питания миллиона школьников в 39 регионах страны. С учетом того, что в России 85 субъектов, получается, что своим цифровым продуктом они охватили школы почти в 46% регионов. Основатель компании Артем Табунин рассказал DK.NN.RU, как сумел добиться такого масштаба.

Предваряя интервью, отметим, что Артем Табунин коренной нижегородец. Учился в Сормовском физико-математическом лицее №82, участвовал в олимпиадах. «Конечно, мировые, к сожалению, не выигрывал», — говорит он (о победителях чемпионата мира по программированию читайте в этом материале NN.DK.RU).

Высшим достижением школьных лет он считает призовое место на общероссийской олимпиаде по экономике в 11-м классе, что дало право выбрать любой экономический ВУЗ страны, но выбрал и окончил он финансовый факультет родного ННГУ.

Артем, неужели в этих 39 регионах не нашлось своих IT-компаний, которые могли бы сделать сервис по оплате школьного питания?

— Были такие. Нас часто копируют, и начали это делать сразу, в первый же год, когда мы вышли на рынок.

Не буду говорить, где, но однажды в одном из городов мы презентовали свою программу и нам сказали: «Все круто», но потом отказались сотрудничать. И через год у них стартует такой же проект — но в пять раз дороже, и, конечно, ни в какие другие регионы он не зашел. Чтобы быть конкурентоспособным, надо держать лучшую цену и лучший сервис.

Есть большая проблема в копировании IT-продуктов — это масштаб. Если ты сделал хороший продукт, но пользователей у тебя мало, то нужно вложиться в создание классного отдела продаж, чтобы масштабировать бизнес. В этом и смысл продуктового IT-бизнеса: сначала у тебя большие затраты, но с каждым новым пользователем экономика улучшается, а значит, есть возможность нанимать лучших специалистов, которые сделают сервис еще лучше.

В Москве для школьников и родителей действует мобильное приложение «Москвенок». Вы сделали свое по их подобию?

— Я когда в Москву приезжаю и меня спрашивают, что вы делаете, я так и отвечаю: «Москвенок, только не в Москве» — и все всё сразу понимают.

Но мы начали раньше Москвенка, в 2011 г. Денег в Москве потратили в несколько раз больше, но функционал тот же, и работают они только в столице. Москва — особый регион в России.

В нашем приложении можно не только оплатить питание, но и посмотреть историю, скорректировать заявки, сделать переводы между субсчетами, можно написать в чат поддержки. Оно многофункциональное и, самое главное, при желании можно добавлять новый функционал.

Например, в школе установили турникет — мы сделали так, что пуш-уведомления в смартфонах родителей выскакивают, когда ребенок зашел в школу, а школа имеет все необходимые отчеты по посещаемости. И мы не считаем, что это какая-то особенная инновация.

Работаем мы в 39 регионах: где-то к нашему сервису подключены сотни школ, где-то — единицы, но в общей сложности с помощью нашего приложения питается уже больше миллиона детей по всей стране.

«Все зависит от условий покупки. Сколько может стоить «Тесла» без Илона Маска?» 1

В этом учебном году планируем запуск еще в нескольких крупных городах. Подключение проходит по-разному. Например, в Рязани 70 школ мы запустили очень быстро — за месяц. Иногда процесс идет медленно, потому что это социальная сфера — а там все непросто. Мы встречаемся и с родителями, и с администрацией: все рассказываем и показываем. Те, кто подключился, довольны.

«Все зависит от условий покупки. Сколько может стоить «Тесла» без Илона Маска?» 2

Нижегородские школы тоже работают с вашим приложением?

— В Нижегородской области с нами работают около 200 школ.

Все равно, 39 регионов — это почти полстраны. Какую долю рынка вы занимаете сейчас?

— В этом сегменте у нас более 25%. Надо понимать, что конкуренты у нас серьезные, самый яркий — Сбер с проектом «Ладошки». Мы стараемся сотрудничать со всеми, быть более гибкими, это позволяет держать свою долю.

Как вообще вы занялись этой проблемой? Почему вас заинтересовало именно питание школьников?

— Я, конечно, не думал, что моя жизнь будет как-то связана с питанием школьников, но после вуза оказался в процессинговом центре, который занимался платежными терминалами. Тогда и родилась идея поставить в школах терминалы для сбора платежей.

«Аксиома» стартовала как сервис по учету денег в школах. Это было в 2009 г. Но время идет, и платить наличкой — уже вчерашний день. Сейчас 75% расчетов физлица совершают с помощью карт, а еще три года назад этот показатель был около 30%.

Создали свою компанию, потому что надоело работать, как говорится, на «дядю»?

— Я бы и на дядю с удовольствием работал, но мне важно что-то создавать. В чужой компании такие потребности не всегда можно удовлетворить. Чтобы получить результат — надо просто делать больше попыток. Делаешь девять раз — нет результата, а на десятый обязательно получается что-то стоящее. Так, собственно, и делается бизнес: выдвигаешь гипотезу, а потом ее проверяешь. Но какой работодатель будет это терпеть? Когда сам себе хозяин, можно пробовать до бесконечности. У меня всегда была тяга к этому. Я всегда знал, что у меня будет своя компания. Не знал в какой сфере, но знал, что точно будет.

Во сколько вы оцениваете свою компанию?

— Это сложный вопрос для меня. Максимальная оценка, которую я слышал от других — 500 млн руб. Но тут все зависит от условий покупки. Сколько может стоить «Тесла» без Илона Маска?

Сколько у вас сотрудников? Какая прибыль?

— У нас в штате меньше 40 человек, потому что многие работают на фрилансе. А прибыль пока небольшая, учитывая, что мы много вкладываем в разработку новых продуктов. Но для IT-компании прибыль не является основной оценкой. Главное — качество продукта и его популярность.

В социальной сфере есть сейчас и другая большая проблема, которую еще больше обнажила пандемия — здесь не прошла цифровая трансформация.

У нас уже есть много запросов и главный из них — как решить проблему нехватки линейного персонала. Его не хватает во многих отраслях, но в социальном питании особенно, потому что зарплаты небольшие. Общая численность работников в комбинатах школьного питания, с которыми мы работаем, 50 тыс. человек, притом что не хватает в общей сложности 10 тыс.

Какой же выход? И чем тут может помочь IT-компания?

— Выход один — автоматизация. Мы уже разрабатываем автоматизированный буфет. Мы должны сделать так, чтобы дети сами себя могли обслуживать. Стандартные автоматы по продаже снеков не подходят. И еще надо сделать так, чтобы все работало без кассира.

Конечно, аренда такого автомата будет стоить денег, но она сравнима с зарплатой сотрудника, которого все равно не могут найти. Поэтому задача будет решена. Мы уже заказали прототип автоматизированного буфета.

Еще одна задача: вы знаете, что в школьных столовых еда всегда холодная? Пока, например, кашу из кастрюли раскладывают по тарелкам на 200 человек и разносят по столам, она остывает. Да и людей, которые разносили бы еду, тоже не хватает. Нужно увеличить скорость накрытия столов. И решить эту задачу мы сможем, потому что понимаем процессы.

Через 20 лет на пищеблоках будут работать работы — это все хорошо понимают. Да, подходящих роботов пока нет: они очень дорогие и медленные. Но пройдет время, и неважно, какой комбинат питания будет кормить школьников, без автоматизации и роботизации уже никто ничего не сделает — если невозможно найти персонал, рынок пустой и нет подходящих девайсов, у них просто экономика не сойдется.

А поскольку мы самые компетентные в области социального питания в России, то именно в этом мы и видим свою миссию. Конечно, понадобится помощь партнеров. У нас уже есть предложения от серьезных инвесторов, которые сами нас как-то находят.

Мы общаемся с ребятами, которые разрабатывают роботов, в большинстве своем это стартапы, но если они зайдут в эту тему вместе с нами, мы сможем сделать это быстрее.

Для нас быть открытым для любого сотрудничества и кооперации — это кредо. По-другому сейчас никак.

«Все зависит от условий покупки. Сколько может стоить «Тесла» без Илона Маска?» 3

Читайте также интервью Святослава Зиновьева. Врач-онколог, разработчик уникального онкологического биочипа рассказал NN.DK.RU, как совершил научный прорыв, нашел инвестора и сделал деньги на науке.

Самое читаемое
  • Гидромелиорация, культуртехника, известкование. На улучшение качества земель 84 млн руб.Гидромелиорация, культуртехника, известкование. На улучшение качества земель 84 млн руб.
  • ВТБ в Нижегородской области возглавил Всеволод ЕвстигнеевВТБ в Нижегородской области возглавил Всеволод Евстигнеев
  • Нижегородцев ждут смягчения COVID-ограничений. Какие послабления и на каком условии?Нижегородцев ждут смягчения COVID-ограничений. Какие послабления и на каком условии?
  • «Лакомые кусочки уже проданы, но есть еще интересные предложения»«Лакомые кусочки уже проданы, но есть еще интересные предложения»
  • Еще 17 платных парковок заработают в Нижнем НовгородеЕще 17 платных парковок заработают в Нижнем Новгороде
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.