«Турбизнес, как и любой другой, любит планирование. А какое тут планирование, когда то сидим без работы и без денег, то вдруг начинается бум и предложение не успевает за спросом» — Александра Шарова.
Чемпионат мира по футболу в 2018 г. сделал Нижний Новгород городом, в который стремятся попасть туристы, а празднование 800-летия добавило ему привлекательности. Но пандемия подкосила рынок туристских услуг — невозможно планировать показатели в условиях полной неопределенности.
Александра Шарова, учредитель ассоциации «Нижегородская гильдия экскурсоводов», автор и руководитель проектов бюро небанальных экскурсий «Нескучный Нижний», рассказала NN.DK.RU, как выживает отрасль, какой потенциал есть у города и что изменится при вступлении поправок в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в России», которые начнут действовать с 1 июля 2022 г.
Справка DK.RU
Александра Шарова, «Нескучный Нижний»
С 1993 по 2010 гг. возглавляла IT- компанию «Сенди», которая являлась одним из ведущих интернет-провайдеров в Нижнем Новгороде.
В 2015 г. стала учредителем и директором учебного центра «Просвещение». Также с 2016 г. является учредителем и председателем Нижегородской гильдии экскурсоводов.Член общества «Нижегородский краевед», заместитель председателя общественного совета по увековечению памяти выдающихся нижегородцев.
Активно участвует в работе Комитета по увековечиванию Нижнего Новгорода и экспертной группе проекта «Пушкинская карта».
Автор проекта экспедиция «Зеленый коридор».
Александра, как изменился образ Нижнего Новгорода за последние несколько лет?
— Еще недавно я бы сказала, что очень немногие едут в Нижний Новгород, имея в голове некий образ города. Это вам не Париж — столица моды, и не мистическая Прага. Москвичи зачастую выбирали наше направление просто потому, что близко, удобно и в ленте у тревел-блогера попалась симпатичная картинка Кремля, а на выходные хочется куда-нибудь поехать.
Тем сильнее было их удивление, когда на месте они выясняли, что Нижний Новгород — город очень большой, невероятно красивый, с богатой историей и чрезвычайно разнообразный. Последний пункт особенно поражает — за несколько часов человек успевает и пройти по 500-летней Кремлевской стене, и побывать в городе XIX столетия, и прокатиться на современной канатной дороге.
Постоянное удивление — в самом лучшем смысле этого слова — нормальное состояние туриста, открывающего для себя Нижний Новгород.
Празднование 800-летия сослужило нам хорошую службу. О нас много говорили и писали, и, что еще важнее в наш век Инстаграма, — нас много показывали. До Парижа нам, конечно, далеко, но то, что в этом году огромное количество людей о нас узнали и к нам захотели — это точно. Теперь у них в голове есть образ Нижнего — пусть упрощенный, но привлекательный.
Какие трудности сейчас у тех, кто занимается внутренним туризмом?
— Думаю, у всех отраслей туризма сейчас проблемы общие — непредсказуемость, вызванная пандемией. Турбизнес, как и любой другой бизнес, любит планирование. А какое уж тут планирование, когда то поездок по стране нет совсем — сидим без работы и без денег, то вдруг всех выпускают — и начинается туристический бум, в отелях нет мест, не хватает гидов и транспорта, а собственники кусают локти, прикидывая размер упущенной прибыли — спрос есть, а удовлетворить его нечем.
Нам вдвойне трудно что-то прогнозировать, слишком уж резко сменяли друг друга «тучные» и «тощие» годы. После Чемпионата мира по футболу-2018, когда тысячи восхищенных иностранцев рассказали в своих аккаунтах, что есть на свете прекрасный Нижний Новгород, мы настроились было на увеличение иностранного турпотока. Но пришел 2020-й, и не стало никаких туристов, ни зарубежных, ни наших.
В 2021 г. первые полгода по этой же причине была тишина, летом люди поехали отдыхать и был туристический бум, когда мы работали «на разрыв». А сейчас опять все останавливается. Никакой возможности прогнозировать будущее на базе таких данных нет.
Знаю одно — если пандемия закончится, то одним из первых городов, куда поедут туристы, будет Нижний Новгород.
Что вы скажете об авторских экскурсиях, которые сейчас очень популярны?
— Интересный термин, мне кажется, многие его понимают неправильно. Они думают, что авторская экскурсия — это какой-то уникальный набор фактов, какой-то особый маршрут. И все это гид оберегает, как средневековый алхимик — рецепт философского камня. Но экскурсия — по определению мероприятие публичное, где гид делится информацией со слушателями.
Разве можно сохранить в тайне то, чем делишься? Конечно, нет. Для меня авторская экскурсия — это экскурсия, где ее автор так же важен (или более важен), чем объект показа.
Не зря так популярен формат — экскурсия с таким-то (далее имя известного писателя, архитектора, ресторанного критика, звезды и пр.). То есть человек занимается своим важным делом, а экскурсия для него — просто форма общения с аудиторией, с единомышленниками. Человек, имеющий имя в определенном социуме или сообществе, желающих пойти на его экскурсию соберет всегда. Если речь об авторской экскурсии от профессионального гида, значит, он сам настолько интересен как личность, что его слушатели охотно пойдут с ним куда угодно.
Их в первую очередь привлекают не объекты показа, не факты, а он сам — его стиль общения, его трактовки, его подача. Одним словом, авторская экскурсия — это сначала автор, и только потом экскурсия.
Весной этого года многие эксперты были крайне озабочены тем, что в России с 2022 г. вводится обязательная аккредитация экскурсоводов и гидов. Это действительно проблема для рынка?
— Аккредитация экскурсоводов — естественный процесс. Начался он не в России, во многих странах ее ввели уже давно — в первую очередь там, где доходы от туризма значительные. И нельзя сказать, что процесс этот везде шел гладко и безболезненно. Например, в Евросоюзе для гидов сначала сделали единую аккредитацию. Вроде бы логично, ведь у них единый рынок труда — к примеру, ЕС-водопроводчик может работать на всей территории Евросоюза.
Но если канализация — везде канализация, то разве экскурсовод из Рима проведет хорошую экскурсию по Хельсинки? Едва ли. Правда, многие гиды так не считали. Они как перелетные птицы путешествовали по всему Евросоюзу вслед за миграцией туристов. Закончился сезон в Барселоне — гиды «откочевывали» оттуда в Прагу. Только вот туристы в Праге хотят экскурсию от пражского гида, а не от какого-то залетного. Да и сами европейские страны стали понимать, что если они хотят уберечь доходы от туризма, нужно защищать свои рынки. Понемногу они стали договариваться с Евросоюзом и вводить собственные системы аккредитации. Так поступили, например, Испания, Франция, Италия, Германия.
Россия с ее фантастическими пространствами и таким же фантастическим разнообразием идет по пути Евросоюза: на каждой территории — своя аккредитация.
Сейчас поправки в закон о туристской деятельности внесены и формат, который предложен в России, очень либеральный. Особенно если сравнивать с Германией или Италией. Поэтому выполнить необходимые требования профессиональному экскурсоводу будет несложно.
Как будет организована аккредитация?
— Она будет проходить в каждом субъекте Федерации. Так, в Нижнем Новгороде будут аттестовать гидов из Нижегородской области, во Владимире — из Владимирской. Для аккредитации гидов, чьи экскурсии охватывают несколько территорий (например, для тех, кто сопровождает речные круизы) предусмотрен специальный порядок. В комиссию будет приглашаться представитель от другой территории. У него будет право вето, чтобы местные члены жюри не «задавили» его количеством голосов. Ведь каждая территория имеет право знать, что ее будет презентовать человек, который знает, о чем говорит. Думаете, приятно, гуляя по Кремлю, слушать, как иногородние гиды не краснея рассказывают своим группам, что Нижний Новгород основал Юрий Долгорукий? Теперь этому будет положен конец.
Каким параметрам должны соответствовать экскурсоводы?
— Во-первых, экскурсоводом может быть только гражданин Российской Федерации. Для Нижнего Новгорода это мало что меняет. А вот для Москвы и Санкт-Петербурга — очень многое. Например, туристы из Китая прибывают туда с собственными гидами, которые излагают свою версию российской истории — совершенно фантастическую. Некоторые вещи просто возмутительны. Например, традиционное заявление китайцев около Третьяковской галереи, что это — музей военных трофеев России, страны, которая всегда воюет. Каково?
Еще одно нововведение — экскурсовод должен обязательно иметь хотя бы среднее специальное образование. И в его в дипломе должна быть указана дисциплина «экскурсоведение». Если же у него другая специальность, то он должен пройти курсы профессиональной переподготовки.
С последним дела пока обстоят не очень хорошо. В Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Ярославле такие курсы есть. Но есть огромные территории, привлекательные для туристов, где получить такое образование пока невозможно. Как говорится, есть над чем работать. С другой стороны, до сих пор не было и стимула получать необходимое образование. Теперь такой стимул появится, а спрос, как известно, рождает предложение.
Получение диплома — необходимое, но не достаточное условие получения аккредитации. Соискателей будет ждать экзамен, состоящий из двух частей. Первая — тестирование. Туда войдут вопросы по краеведению и основам экскурсионного дела. Вторая часть — собеседование. Ведь гиды работают лицом к лицу с живыми людьми, так что важно оценить такие качества, как культура речи, дикция, навыки общения.
С какими проблемами могут столкнуться гиды после вступления поправок в силу?
— Сдавать экзамены никто не любит, поэтому я вполне понимаю возмущение некоторых коллег, которые по 10-15 лет работают с туристами, имеют массу благодарственных отзывов и даже наград и очень не хотят кому-то доказывать свою профпригодность. Но со временем они поймут, что процедура выгодна в первую очередь им самим — аккредитация защищает рынок от тех людей, которые гордо именуют себя «экскурсоводами» после того, как прочтут пару статей из Википедии.
Я вижу другую проблему. В последние годы среди жителей Нижнего Новгорода пользуются высоким спросом экскурсии в формате «местные для местных». Например, с художником стрит-арта — по объектам уличного искусства. Знает ли такой экскурсовод что-то о городе за пределами своего предмета? Не факт. Но от него никто и не ждет рассказа о Нижегородском ополчении.
Такие экскурсии для горожан — важный инструмент для развития идентичности, лишний повод для того, чтобы испытать чувство любви к своему городу. Этот вид активности ни в коем случае нельзя потерять с принятием нового закона. Кое-какие идеи и планы на эту тему у нас есть.
Какие места больше всего любят туристы (как нижегородцы, так и гости города)?
— Те, кто приезжает впервые, конечно же, хотят «видов с открытки» — и получают их. Не нужно снобизма — мы избалованы этой красотой, мы ее мало ценим. Только через восторги наших гостей мы и понимаем, как на самом деле прекрасен Нижний. А те, кто приезжают во второй-третий раз, как и положено при более близком знакомстве, уже начинают интересоваться не только внешностью, но и внутренним миром — начинаются прогулки по «непарадному» городу — улочки, дворы, окраины. Кстати, от экскурсии по Сормовскому или Автозаводскому району впечатления ничуть не менее сильные, чем от привычного маршрута Кремль — Большая Покровская.
Дороги и фасады исторических зданий — это одна из злободневных тем в нашем городе. Как сделать так, чтобы город любили не только за отдельные строения, парки или пруды?
— Ну, после ремонта 1500 фасадов к юбилею города как-то даже жаловаться неприлично. Хотя в старом городе всегда есть что подремонтировать. Но любовь к городу не измеряется дорогами и фасадами. Это неверный подход к проблеме: «Сделайте нам такой город, который мы захотим полюбить!». Давайте начинать любить, тогда и дороги, и фасады будут. И один из способов развить эту любовь — рассказывать людям о городе. Ярко, талантливо, интересно. Чем мы и занимаемся каждый день.
В последние годы гости и жители города все чаще сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие парковок в центре города, засилье самокатчиков и т.п.
— Про парковки, дорожки, скамеечки — это не к нам. Это к специалистам по урбанистике. Давайте не будем спрашивать экскурсоводов о том, в чем они некомпетентны. Такие решения — сфера деятельности профессионалов. Мы можем разве что подсказать, если спросят — ведь мы «продвинутые пользователи» города, которые ежедневно проходят по 15-20 тысяч шагов по его улицам. Самокаты? Согласитесь, сами по себе они совсем неплохи, плохо, если ими управляет человек «без царя в голове» (уверяю вас, такая личность за рулем привычного нам автомобиля — еще хуже). Просто в городе нужно соблюдать правила общежития, на самокате вы или нет.
Сколько в процентном соотношении к вам обращается нижегородцев и гостей города?
— В процентном? Понятия не имею. Вы понимаете, как трудно посчитать турпоток, когда живешь и работаешь в городе-миллионнике? Кто-то приехал, поселился на квартире, которую нашел через интернет, взял экскурсию у частного гида. Таких туристов сейчас масса. Кто и как их посчитает? А как быть с местными жителями? Строго говоря, турпоток они не формируют, но на экскурсии ходят исправно.
В этом году мы организовали несколько крупных экскурсионных мероприятий при поддержке Центра 800 и администрации Нижнего Новгорода. «Весь Нижний твой», «Героические походы и медитативные прогулки по Московскому району», «Там, где не ступала нога туриста» (по Советскому району), ночные экскурсии по площади Горького «Горький в новом свете» и большой марафон «Нижегородские открытия». Конечно, иногородние туристы туда забредали, но это было задумано именно для нижегородцев. И посетили их более 5 тыс. человек.
Ранее вы руководили IT-бизнесом, а потом ушли в туризм. Поменялось ли ваше сознание при кардинальной смене деятельности?
— Возможно, и поменялось, но сначала сознание, а потом уже сфера деятельности. Мне кажется, я всю жизнь занимаюсь одним делом — помогаю людям посмотреть на мир с неожиданной стороны. В остальном изменений не так много. Раньше работала по 10-12 часов в сутки, и сейчас то же самое. Раньше вокруг было много ярких и интересных людей — и сейчас их много. А еще — постоянное приобретение новых компетенций, в том числе и в области IT. Это как было моим образом жизни, так и осталось.
С какими сложностями пришлось столкнуться при смене сферы деятельности?
— Со сложностями человек, который куда-то движется, сталкивается ежедневно, чем бы ни занимался. Сопротивление среды просто напоминает тебе, что ты еще жив, и что мир реагирует на тебя. Если ты к тому же уверен, как я, что делаешь стоящее дело, да еще и получаешь от этого удовольствие, никакие сложности не страшны. Давайте не о сложностях думать, а о том, какого результата хочешь добиться. Тогда и новые проекты будут появляться постоянно, и люди вокруг тебя соберутся яркие и позитивные и благодарная аудитория обязательно найдется.
***
Ранее NN.DK.RU рассказывал, что в каждой башне Нижегородского кремля откроются музеи. В начале сентября экспозиции открылись в Никольской, Ивановской и Зачатьевской башнях.