С какими этапами развития и кризисами сталкиваются предприниматели при становлении компании? Как поколения Y и Z трансформируют компании? На эти вопросы ответили спикеры.
20 октября в ресторане «Строгов» прошел бизнес-завтрак NN.DK.RU. На этот раз основной темой обсуждения стала «Трансформация бизнеса».
«Они с другой планеты»
Бизнес-коуч международной квалификации Татьяна Руссо рассказала о теории поколений и о том, как «игреки» и «зеты» трансформируют компании.
— Теория поколений имеет право быть. Она построена на том, что каждое поколение вырастает в разных условиях и на них влияют абсолютно разные ценности и события. В различные жизненные циклы происходят события, которые и формируют человека. Становление личности происходит до 14 лет, к этому возрасту у человека складываются некоторые ценности, образ себя и окружающего мира. Поколение Х любит, когда есть иерархия и определенная система, они видят цель и не видят препятствий и готовы идти до конца. Для них это комфортно и они готовы работать сутками, — говорит Татьяна Руссо.
Поколение Х для своих детей создало максимально комфортные условия. Детство Y пришлось на множество терактов и распад СССР, поэтому психологи считают их самыми хрупкими с психологической точки зрения.
У Z не было необходимости работать сутками, упираться в достижение цели, они росли с большим объемом информации и открытым миром. Поколение Z уверено в своей исключительности, живет с девизом «бери от жизни все» и им постоянно нужно одобрение, при этом они чтят традиционные семейные ценности и поддерживают партнерские отношения с родителями. Это поколение открыто техническому прогрессу и готово воспринимать новое, оно уверено в собственных силах и самостоятельно.
Мы их с малого возраста везде возим, для них открыты все границы. Потом удивляемся, почему, когда становится сложно, Z встают и уходят. Данное поколение не расстраивается при увольнении с работы — они считают, что спокойно найдут новое место для трудовой деятельности. С поколениями Y и Z стиль руководства должен быть партнерским, поддерживающим. У них задача не заработать деньги, а сохранить, — поясняет коуч.
После выступления Татьяны Руссо развернулось горячее обсуждение данной темы, так как многие предприниматели испытывают кадровый голод и не знают, как удержать поколение Z. Кроме того, некоторые заявили, что никакого научного подтверждения теории поколения нет, и не согласились со спикером.
— Я много общаюсь с людьми, которым от 30 до 40 лет, и я не видел ни одного человека, которые бы попадали под представленную теорию поколений. Может, конечно, мне повезло. Как правило, это сильные духом и устремленные люди. Также не встречались финансово-грамотные «игреки», — высказал свое мнение адвокат, общественный бизнес-омбудсмен в сфере уголовно-правовой защиты, член комиссии по правовой защите бизнес Вреж Гулян.
Александр Базанов, вдохновитель и управляющий партнер X-WATERS World Championship, считает, что между поколениями существуют лишь возрастные отличия.
Еще Сократ говорил о том, что молодежь не такая, как мы, — они как будто с другой планеты. Мы сейчас говорим, что в разном возрасте люди ведут себя по-разному или мы будем настаивать, что сейчас другая эпоха? Тогда отличие не в возрасте. Мне кажется, что у поколения Z есть возрастные отличия. Кроме того, люди разного возраста соответствуют разному типу и контент немного отличается. У них ТикТок, а у нас Инстаграм. Ну и что? — высказался Александр Базанов.
Региональный эксперт форума Сбер Бизнес Life 2021, вице-президент Нижегородской федерации ММА Дмитрий Федоров отметил, что сейчас присутствует гиперопека со стороны родителей и молодежь не хочет быть рабочим классом, им нужны самореализация и творчество.
У меня в компании 54 сотрудника, из них около 20 человек, чей возраст не превышает 25 лет. Так родители или бабушки часто звонят молодым работникам и спрашивают: не промокли ноги, сыт ли, не нагружают ли лишней работой. Это, наверное, и есть главное отличие от нашего поколения. Плюс они хотят вносить какие-то идеи на предприятие. Пусть он стоит в рабочем костюме, но он должен ощущать себя частью команды, должен постоянно подкидывать различные идеи, и я как работодатель понимаю, что его нужно слушать. Как только я перестану обращать внимание на предложения молодежи, то им станет скучно даже при высокой зарплате и они пойдут в другую компанию.
«Бизнес — это игра в покер»
Генеральный директор и владелица «3TREE» Инна Головачева поделилась собственным опытом трансформации компании, которая специализируется на лесопереработке.
В 2017 г. сотрудники компании проанализировали реализацию товарных групп, в результате выяснилось, что за сезон на 500% выросли продажи антисептических средств для древесины. После этого было принято решение о создании своего аналогичного продукта и ви«3TREE» начали работу над линейкой данной продукции.
Спустя два года компания вывела на рынок несколько позиций биоцидных средств для древесины. Еще через год запущено производство дезинфицирующих средств, бытовой химии, жидкого мыла, шампуня и геля для душа. С новой линейкой «3TREE» зашли в магазины «Светофор» и «Доброцен» в 16 городах России. Они заняли нишу эконом-сегмента.
— Бизнес я рассматриваю как игру в покер. Это, конечно, не везение, а чистый расчет и математика. В покере ты тоже не просто играешь за долларовым столом, а просчитываешь каждый ход. Когда мы создавали дезинфицирующие средства, то так же сидели и просчитывали. В покере есть такие понятия, как длинная и короткая дистанции. То есть не нужно смотреть на результат короткой дистанции, как в игре, так и в бизнесе. Короткую вы можете проиграть, но нужно идти дальше, так как впереди еще много поединков. И в результате на длинной дистанции вы можете одержать победу, — поделилась опытом Инна Головачева.
Также бизнес-леди рассказала о планировании работы в своей компании: горизонт составляет пять лет. Присутствующие на бизнес-завтраке отметили, что продолжительность планирования зависит от вида деятельности организации.
Учредитель Vadens Business School, профессор ВШЭ Михаил Плотников рассказал, как трансформируется менеджмент организации в современных реалиях и о методике движения по спринтам, которая позволяет двигаться компании не спеша, но без перерыва.
— Каждая компания в своем развитии проходит несколько этапов и ряд кризисов, связанных с этими этапами. Первый этап — настройка, когда организация проверяет свои гипотезы, настраивает бизнес-процессы и продукты. Это этап безудержных экспериментов. Когда модель бизнеса и продукт найдены, нужно делать все методично, достигая стабильного результата. Тогда в компании появляется приоритет стабильности и бесперебойности. Далее компания переходит на этап стандартизации, где необходимы профессиональный менеджмент, отстройка процессов и их отслеживание. Между этими двумя этапами есть кризис лидерства, который связан со способностью первого лица компании делегировать свои задачи. Дальше еще есть несколько этапов и кризисов. Один из них кризис автономии, когда все выполняется в рамках имеющегося регламента. Тогда появляется потребность в стратегическом управлении, когда нужно перестроить не только целостное предложение компании, но и внутренние процессы организации, чтобы было конкурентное преимущество. И после этого возникает потребность в новой модели управления, — поделился Михаил Плотников.
Следующий бизнес-завтрак состоится 17 ноября. Спикеры и участники мероприятия обсудят тему «Что хочет клиент?». Своим опытом поделятся руководитель отдела коммуникаций, интернет-маркетолог Екатерина Адюкова, разработчик технологии и сооснователь НПП «3D Аддитивные технологии» Кирилл Корнилов. По всем интересующим вопросам можно обращаться по телефону: +7 (951) 919-82-99.
Партнером бизнес-завтрака стал банк «Центр-инвест», который оказывает услуги как физическим, так и юридическим лицам.
Фото: Кира Мишина