Меню

«Не вошла в бьюти-сферу, а влетела». Как директор делового СМИ открывала салоны красоты

«Банда — так нас называют близкие. Неидеальные, со своими заморочками, но скованные одной целью, одной миссией: помогать бизнесу развиваться и помогать людям быть здоровыми, красивыми и счастливыми».

Накануне в Нижнем Новгороде состоялось празднование десятилетнего юбилея салона Medical Spa «Europa & Asia» (Медикал СПА «Европа-Азия»). На момент открытия этого салона никакого опыта работы в бьюти-сфере у соучредителя «Европы – Азии» не было. Были лишь огромное желание попробовать себя в собственном деле и любовь к балийской культуре.

Светлана Лузанова работала тогда совершенно в другой сфере — руководителем издания для бизнеса «Деловой квартал – Нижний Новгород». Она откровенно рассказала NN.DK.RU, как ей удалось с нуля открыть первый салон красоты, одновременно развивая сложный медиапроект.

Светлана Лузанова, директор медиапроекта «Деловой квартал – Нижний Новгород», собственник салона Medical Spa «Europa & Asia» и совладелец Варварка-СПА:

— Бизнес в бьюти-сфере у меня появился 10 лет назад. К тому времени я уже пять лет успешно управляла «Деловым кварталом», три раза удостоилась звания «Лучший директор сети» («Деловой квартал» работает в семи городах РФ, и ежегодно головной офис в Екатеринбурге выбирал лучшего среди региональных руководителей — прим. ред.) и стала немного закисать. Мне казалось, что я «в потолке», что расти некуда, и, по сути, видела новые возможности только в Москве. Но рассматривала еще Казань и Екатеринбург, наверное, потому, что из российских городов особо больше нигде и не была. Однако курорты Азии, в которые я была влюблена, изъездила основательно: Гонконг, Филиппины, Малайзия, Тайланд и любимый Бали.

В общем, в 2011 году я четко поняла — хочу расти, но куда, не знаю. Работала с карьерными консультантами, коучами, выносила мозг близким… И в итоге мы с командой стали заниматься ивентами. Однажды получили заказ на проведение крупного ивента, помню, как дружной кучкой ездили на машине в Москву, чтобы передать деньги артистам и взять с них расписку: было страшно и очень интересно.

А потом нам доверили открытие 4-звездочного корпуса Гранд-отеля Ока. Это был потрясающий опыт. Кого там только не было: выступали Леонид Ярмольник и Игорь Верник, была одна популярная тогда девочковая группа, участницы которой все никак не могли выйти из гримерки. И еще один известный музыкант, ударник которого так «устал», что спал на ударной установке во время саунд-чека за полтора часа до мероприятия.

Сказать, что мы были на валидоле, ничего не сказать. Но все прошло хорошо, гости остались довольны, а седые волосы на голове мы дружно закрасили.

Когда все закончилось, мы пришли к заказчикам за обратной связью: как прошло мероприятие, что бы мы могли исправить, улучшить и т.д. Но заказчики были люди серьезные, некогда им было разводить эту болтовню, и меня просто попросили найти оператора в салон красоты этого прекрасного только что открывшегося Гранд-отеля.

Что тут говорить: знакомств у меня было и остается немало, поэтому я, конечно же, сказала, что помогу найти, как только вернусь из командировки. На том и разошлись.

Внезапная идея

Тогда командировки у нас случались часто. Головной офис нас регулярно собирал, объяснял цели, задачи, параллельно отслеживая мотивацию директоров филиалов. И я благодарна за то время, которое познакомило меня с моими коллегами из других городов. Особенно мы сошлись с директорами Екатеринбурга и Ростова-на-Дону.

Однако ко времени той командировки директор «ДК-Екатеринбург» Елена Сюркова уже не работала в сети и двигала крутой ИТ-проект на международный уровень. Мы традиционно встретились в ресторане, чтобы поговорить и перемыть руководству косточки. Мне нравились ее рассказы, опыт Лены тогда казался необыкновенным. Но, когда я попросила рассказать ее об этом, она меня удивила, сказав, что уволилась и будет заниматься своим проектом — сетью балийских массажных салонов в Екатеринбурге.

И так страстно она об этом говорила, что ее заряд передался мне, и я тут же подхватила, что тоже хочу, но в Нижнем. Мы обе загорелись, потому что войти в новую тему вдвоем всегда легче, чем по отдельности. Тем более что поляны территориально разные, а бизнес-процессы одинаковые.

Решение длиной в сутки

К тому времени в Нижнем Новгороде был только салон с массажистами из Таиланда, но культура тайцев мне не близка. На Бали же все иначе. Когда я была там в качестве туриста, меня поразили открытость балийцев, их верность традициям и в то же время  — жесткие моральные принципы, если говорить о традиционных балийских семьях. Мне хотелось, чтобы люди, которые не были на Бали, а также те, кто уже влюбился в остров, могли погрузиться в ту атмосферу и отключиться от нашего городского темпа.

В общем, я приехала в Нижний с искрящимися глазами и уверенностью, что открою здесь балийский салон. Я сидела за кухонным столом, считала инвестиции, оценивала сбережения как единственный источник финансирования. В тот же вечер сформировала предложение и уже на следующий день пришла к ничего не подозревавшим руководителям Гранд-отеля Ока.

Меня выслушали, сказали, что концепция им нравится и подходит, а дальше случился исторический диалог:

— Так сколько тебе надо метров?
— Ну.. 50.
— 50??? Что ты сделаешь на такой площади? Возьми 150.
— Но у меня нет денег на 150…
— Давай мы этот вопрос решим, войдем в долю при условии нормального возврата инвестиций. Но если не вернешь, мы тебя попросим на выход.
— Верну.
— Тогда готовь бизнес-план.

В общем, план я написала, и они его приняли. И теперь, когда меня спрашивают, как я вошла в проект салона красоты Медикал СПА «Европа-Азия», я отвечаю, что я в него не вошла, я в него влетела.

А после был еще один решающий разговор:

— Ты «ДК» не бросаешь и перепоручаешь управление. Что будешь делать, если не справишься?
— Тогда я уволюсь из «ДК» и стану заниматься этим проектом сама, ведь это уже мой бизнес, в котором есть моя доля.


«Каждый раз меня переполняет гордость за людей, которые рядом»

Как привезти Бали в Нижний

Мы быстро начали и закончили ремонт и привезли балийских мастеров. К слову сказать, все балийские мастера, работающие по сей день в Нижнем Новгороде, привезены мной.

Помню, как сама встречала в Москве первых ребят, приехавших к нам на работу с о. Бали. Это было в октябре, и я понимала, что вряд ли они на всем Бали найдут одежду, которая подойдет для нашей осени и зимы. Мы всем коллективом собирали для них теплые детские вещи (балийцы миниатюрнее нас) и радостно передавали их.

Особенность религии балийцев в том, что им регулярно, несколько раз в день, нужно не только молиться, но и подавать своим богам кушанье: рис, печенье и конфеты. Как вы понимаете, жильцы подъезда не очень поняли, когда перед входом в квартиру стали выставлять еду. И мы вместе искали компромисс. Благо, соседей тоже подкупила вежливость иностранцев, которые, не понимая ни слова по-русски, завидев, что идет человек старше по возрасту, придерживали дверь в парадную и неизменно здоровались.

В общем, период адаптации был непростым, но мы справились, и сейчас у нас есть целый мануал, помогающий мастерам быстрее приспосабливаться к жизни в квартирах, а не в балийских домах.

Ребята, которые к нам приезжают, имеют не только международные СПА-сертификаты, но и, как правило, международный (не только балийский) опыт в 4-, 5-звездочных отелях развивающихся стран. И мне приятно, что сейчас наши ребята работают в статусе люкс-мастеров или СПА-тренеров в дорогих СПА в ОАЭ, США. А как они поют в караоке на наших корпоративах!..

Так что балийцы быстро завоевали наши сердца своим неподдельным дружелюбием. Я не знаю, как они все успевают, но что дома, что в рабочих кабинетах, у них всегда порядок.

По законам жанра

Первой управляющей Медикал СПА «Европа-Азия» была моя лучшая подруга, и, по законам жанра, на этом дружба наша и закончилась. Причины банальны, поэтому не буду о них. Однако я по сей день ей благодарна, равно как и всем людям, которые работали со мной в каждом проекте.

После нее управляющими становились люди, выросшие или проявившие себя в команде. Вообще я очень люблю внутренних кандидатов  и грущу, когда не могу найти человека на новую позицию в существующем коллективе. Все же люди извне редко разделяют наш настрой, принципы, ценности.

Труд в индустрии красоты — это не про то, что я хожу красивая, все кругом красивые, а дело само собой делается. Чистота, точность записи, безопасность процедур, искреннее и дружелюбное отношение каждого сотрудника — это регулярная кропотливая работа руководителя, в которую вовлечен весь коллектив. Чем бы я, мы ни занимались, мы оставляем часть своей души в каждом дне и без удовольствия это делать невозможно.

В октябре Медикал СПА «Европа-Азия» исполняется 10 лет. За этот период мы пережили развод с партнером, такой же стремительный, как и сближение, но с исполнением взаимных обязательств. Процесс этот закономерный, и это был ценный опыт совместной работы, который также меня многому научил и изменил.

Был и переезд на новое место, когда вся команда поддержала меня, вдохновила и у нас все получилось. Потом — камбэк на старое место, и его мы совершили так же дружно, а наши гости проследовали за нами.

Мы получили медлицензию, регулярно отправляли мастеров на повышение квалификации, покупали современные косметологические аппараты, и, кажется, одними из первых взяли курс на «эко», первыми привезли в город косметику Davines (Италия) и Phyts (Франция). Наша команда разработала и запустила проект инфраструктуры в клубном доме. Это была интересная концепция: на площади почти 1,5 тыс. кв. м разместились детский сад, кафе, Verba-клуб. Вошла я туда как соучредитель с функцией исполнительного директора, но вскоре после запуска вышла из проекта.

Уже два года работает наш проект Варварка СПА, запущенный совместно с Еленой Ручиной, который вошел в 10-ку лучших СПА страны по версии Cosmopolitan BEAUTY: в этом салоне мы поддерживаем традиции славянского СПА и работают здесь именитые мастера — победители профильных чемпионатов.

Одна из наших ценностей — безопасность косметики и процедур не только для наших гостей, но и для окружающей среды. В следующем десятилетии планируем продолжить этот тренд: ввели в СПА-зоне новую органическую линейку Le Sultane De Saba, обновили интерьер, собираем классные отзывы и следим за красивыми сториз с нашей локацией, радуемся, когда у нас делают предложения, проводят СПА-девичники, приводят своих родителей. Все это  вдохновляет нас держать высокую планку СПА-услуг в нашем родном Нижнем Новгороде.


В рамках празднования юбилея в Медикал СПА «Европа-Азия» прошел клиентский день, где гости познакомились с новой линейкой премиальной косметики Le Sultane De Saba

«Ошибки совершают все, важно, как их исправляют»

Про наложение первых ковид-ограничений я до сих пор вспоминаю, и все сжимается в животе. Мы закрыли тогда салон и не принимали гостей за закрытыми дверьми, как делали многие. Вместо этого объединили добросовестное бьюти-сообщество, чтобы бороться за право работать: создали группу, инициировали постоянные совещания совместно с Павлом Солодким, уполномоченным по правам предпринимателей Нижегородской области, и Андреем Саносяном, заместителем губернатора, курирующим отрасль. Собирали инициативы от бьюти-сообщества и передавали их в органы власти, обсуждали условия, при которых салоны красоты могут как можно скорее открыться.

Ну и, конечно, вакцинируем сотрудников, соблюдаем масочно-перчаточный режим, проводим дезинфекцию (хотя это все было и до пандемии), в общем, соблюдаем все меры предосторожности, чтобы наши гости и сотрудники были максимально защищены.

Часто на бизнес-завтраках «ДК» мы с предпринимателями говорим о том, что значит для нас команда. И каждый раз меня переполняет гордость за людей, которые рядом. Банда, команда — так нас называют те, кто с нами близко знаком. Неидеальные, со своими заморочками, но скованные одной целью, одной миссией: помогать бизнесу развиваться — с «Деловым кварталом»; помогать людям оставаться здоровыми, красивыми и счастливыми — с нашими СПА.

Важный принцип для меня — это открытость. Открытость к предложениям, к рекламациям. Ошибки совершают все, важно, как их исправляют. Я всегда открыта ко всему, что поможет улучшить нашу работу, и готова проконсультировать, если меня спрашивают про запуск других проектов. И, конечно, готова к партнерским проектам.

Все же 20 лет в рекламе и маркетинге многое значат. Так же, как несколько стартапов, успешно прошедших через несколько финансовых кризисов.


«Создавая любой продукт, мы стараемся, чтобы люди получали дополнительные сверхэмоции. К юбилею Медикал СПА «Европа-Азия» мы тоже подошли неформально и устроили его в Нижегородском художественном музее, где для нас организовали и провели специальную экскурсию «Красота вне времени» — Светлана Лузанова

1 декабря 2021 г. в Нижнем Новгороде пройдет очередное вручение первой региональной межотраслевой премии «Человек года», в которой победителей определяет бизнес-сообщество и профильные министерства. В этом году премии исполняется 13 лет.

***

>>> Читайте также на DK.RU: «Никто не берет на работу отсидевших и наркоманов. А я беру» — бизнес-опыт Светланы Маловой