Нижегородский судостроительный завод является одним из ведущих предприятий в своей отрасли в России и лидером в производстве сухогрузов RSD59, которые разработаны «Морским инженерным бюро».
2020 г. для «Красного Сормова» ознаменовался таким знаковым событием, как выход круизного лайнера «Мустай Карим». В прошлом году завод также приступил к выпуску судна рыбопромыслового флота — краболова КСП01. Кроме того, в текущем году предприятие спустило на воду 29-й сухогруз RSD 59.
NN.DK.RU узнал, как на заводе «Красное Сормово» создаются различные суда и над каким проектом работает предприятие.
Основные этапы, через которые проходит судно во время строительства
Начальник конструкторско-технологического управления Сергей Смирнов* рассказал, что на первом этапе разрабатывается технический проект. После его согласования заказчиком и верфью начинается разработка рабоче-конструкторской документации. Этим процессом занимается Волго-Каспийское ПКБ, далее готовая документация передается в конструкторско-технологическое управление завода «Красное Сормово» и впоследствии направляется в цеха.
В процессе сборки судно проходит через три основных производства: корпусообрабатывающее, сборочно-сварочное и судомонтажное. В процессе участвуют порядка 4000 человек. Между цехами блоки перемещаются с помощью трансбордера грузоподъемностью 6000 т.
После оформления соответствующей документации начинается производственный процесс. Поначалу металл попадает на склад стали. Здесь происходит хранение и обработка металла. Для дальнейшей работы с профилем используется автоматизированная роботизированная линия резки профиля. Далее металл направляется на сборочно-сварочное производство, которое находится в корпусном цехе. Здесь формируются секции и подсекции, из которых собираются блоки для формирования корпуса судна.
После сборки и покраски судна начинаются его швартовные испытания. При этом часть из них можно проводить в цеху, а не на воде, — отмечает Сергей Смирнов*.
Кстати, в корпусном цехе завода производится не только ручная сварка, но и автоматизированная. Робототизированная линия сварочных работ является отдельной гордостью производства.
Сколько проходит времени от согласования документации до спуска судна на воду?
— Это зависит от проекта. Например, контракт на строительство лайнера «Мустай Карим» договор подписан в 2016 г., а летом 2020 г. судно спустили на воду. Техническая документация по нему разрабатывалась и утверждалась в течение девяти месяцев. Если взять краболов, то на создание технического проекта ушло шесть месяцев, РКД — 10-12 месяцев.
В этом году на заводе работают над новыми сухогрузами, краболовами и понтоном для краболова, рассказывает ответственный сдатчик проекта КРСП01 Альберт Мелконян.
Краболовы — особенные суда. Они представляют собой плавучую фабрику по производству морских деликатесов, которая за сутки перерабатывает около 30 т снежного краба и 60 т камчатского краба. Краболовы будут эксплуатироваться на Баренцевом, Норвежском и Гренландском морях. Судно предназначено для промысла краба на глубине от 20 до 400 метров.
У строящегося краболова есть особенность — осадка 6,5. А по реке максимальное заглубление составляет до 3,5 м, поэтому судно сядет на мель. Чтобы этого не произошло, изготавливается понтон, который его приподнимет, и посадка будет 3,2 м. Таким образом, краболов пройдет через все шлюзы и дойдет до Канонерского судостроительного завода в Санкт-Петербурге, где его будут достраивать сотрудники «Красного Сормова». Еще одной из причин перегона стала высота судна. Она достигает 23 м до рубки и 28 м до мачты, поэтому судно не сможет пройти под некоторыми мостами, — уточняет Альберт Мелконян.
Главная особенность судна — фабрика, которая будет находиться на борту. На ней пойманный краб будет перерабатываться и упаковываться, а когда краболов придет к берегу, то готовая продукция сразу отправится в магазины.
На заводе «Красное Сормово» отметили, что в России аналогичных судов не имеется. Прототипом краболова стало судно-процессор «Зенит», которое работает в Турции. Он сдан в начале 2020 г.
Технические характеристики краболовного судна:
длина наибольшая — 61,90 м
ширина — 15 м
максимальная осадка — 6,40 м
цистерны живого краба — 60 куб м
морозильный грузовой трюм — 1000 куб м
О производственных мощностях завода и планах
Со слов генерального директора ПАО «Завод «Красное Сормово» Михаила Першина, в 2020 г. предприятие сдало 10 сухогрузов и одно пассажирское судно «Мустай Карим», в этом году планируется выпустить семь судов. План на 2022 г. — 11 сухогрузов и один краболов КСП01.
Производственные мощности судостроительного предприятия позволяют строить до 12 судов RSD59 в год. На проекте RSD59 импортозамещение составляет порядка 30%, на краболовных судах процент более низкий.
NN.DK.RU ранее писал, что завод «Красное Сормово», Объединенная судостроительная корпорация и Нижегородский государственный технический университет запустили пилотный проект — открыли первые в России инженерно-судостроительные классы.
* - выполняет функции иностранного агента