«Во время вынужденной «удаленки» у нас все строилось на доверии, и когда сотрудники почувствовали эту заботу, эффективность работы компании возросла».
Мобильный оператор Tele2 на протяжении нескольких лет уверенно удерживает позиции одного из лучших работодателей в России. А пандемийный год, когда всем предприятиям и организациям пришлось значительно сложнее, еще больше подчеркнул этот факт.
Изменения в работе коснулись не только бизнеса и клиентов, но и сотрудников. В новой реальности сегодня работает весь HR-рынок. Об этом мы поговорили с директором по работе с персоналом макрорегиона «Волга» Tele2 Еленой Щербаковой.
Удается не только сохранять, но и наращивать. Tele2 уже больше пяти лет демонстрирует высочайший уровень вовлеченности персонала, опережая мировые показатели. По итогам 2019 года он составил 85%, это на 16 п.п. превышает показатель телеком-индустрии и на 11 п.п. – показатель наиболее успешных мировых компаний. В целом этот показатель характеризует уровень мотивации сотрудников и их готовность делать больше ожидаемого, выполнять свою работу как можно лучше.
По итогам 2020 года Tele2 заняла первое место в «Рейтинге работодателей России» от hh.ru в телеком-отрасли и седьмое – среди крупнейших компаний страны. Один из критериев, который анализирует HeadHunter, — вовлеченность персонала. Высокое место Tele2 в рейтинге подтверждает, что наша компания уверенно держится в числе тех, кто задает тренды на рынке.
— Кажется, что чем больше компания, тем сложнее ей реагировать на вызовы времени и принимать оперативные управленческие решения. Так ли это?
Весной прошлого года мы все попали в очень необычные условия. Действовать нужно было аккуратно, но быстро. Всего за две недели нам удалось организовать рабочие места вне офиса для всех сотрудников, включая операторов контактных центров.
Конечно, это стало непростой задачей для IT-дирекции Tele2, поскольку операторы используют специальное оборудование. Но мы справились, и уже с начала апреля 96%наших сотрудников трудились дистанционно. На рабочих местах остались только 4 процента наших коллег, которые выполняли критически важные для бизнеса задачи.
При этом мы выстроили четкую коммуникацию, чтобы все знали, куда обращаться в случае ухудшения самочувствия. А наше корпоративное мобильное приложение «На связи», где можно узнать контакты коллег, посмотреть последние новости и задать вопросы, касающиеся своего удаленного рабочего места, в тот момент приобрело наибольшую актуальность - к началу пандемии его скачали более пяти тысяч сотрудников.
— Как ваши сотрудники отнеслись к «удаленке»?
Для того, чтобы оценить результаты проделанной работы, мы провели короткий пульс-опрос среди сотрудников компании. Это помогло нам оценить уровень благополучия, комфорта и эффективности людей в непривычных для них условиях.
Опрос показал, что 92%наших сотрудников доверяют топ-менеджменту и организованным на тот период коммуникациям, такой же процент респондентов чувствовали заботу и поддержку компании, 87% сотрудников отметили, что их рабочее место было устроено эффективно и 84% опрошенных сказали, что испытывали минимальный уровень стресса.
— Руководители некоторых компаний говорят, что в удаленном режиме работы труднее поддерживать мотивацию сотрудников и как следствие эффективность работы. У вас были такие проблемы?
В этих условиях необходимо было правильно выстроить коммуникацию, важно, чтобы все сотрудники находились в едином информационном поле. В этом нам помогли топ-менеджеры, которые активно включились в работу. С их участием у нас вышла серия подкастов и онлайн-выступлений, где они могли рассказать, каких целей мы добились — все это объединяло сотрудников и давало им необходимую моральную поддержку.
Во время удаленной работы мы сохранили привычную сетку совещаний и не стали требовать дополнительных отчетов. Все строилось на доверии, а не за счет дополнительного контроля — и когда сотрудники почувствовали эту заботу, они сами мобилизовались, поэтому эффективность работы была на высшем уровне.
— Удаленный режим работы позволил компании сэкономить ресурсы?
Переводя людей на удаленный режим работы, мы не преследовали цели сэкономить. Tele2 предельно четко выполняла все предписания Роспотребнадзора, заботясь о безопасности и здоровье сотрудников компании. Но, несомненно, такой опыт оказался интересным для нас, и мы попробовали придать ему новое звучание в тот момент, когда часть ограничений по коронавирусу уже была снята.
— Я знаю, что некоторые форматы работы, опробованные вашей компанией в минувшем году, останутся надолго...
В сентябре прошлого года часть сотрудников нашего московского подразделения перешла на новый формат работы. Этот пилотный проект мы назвали Tele2Sharing, в нем приняли участие 10% сотрудников макрорегиона «Москва». Это представители юридической, финансовой, PR-дирекций и центра операционной поддержки. Концепция нового формата офиса строится на основе принципов работы коворкинга. Участники могут посещать офис в любой день, необходимо только предварительно забронировать рабочее место.
Проект доказал свою эффективность — согласно опроса 79% сотрудников, которые работали в этом формате, оценили доступность взаимодействия с коллегами на 5 баллов из 5 возможных.
Теперь мы обсуждаем возможность увеличения числа сотрудников, которые будут работать в удаленном режиме. Это позволит компании увеличить штат, не расширяя имеющиеся площади.
— Как, по вашему мнению, связана лояльность сотрудников и эффективность компании в целом?
Связаны напрямую и очень тесно. Чем выше процент вовлеченности сотрудников, тем выше финансовые результаты. Например, с 2015 по 2017 годы Tele2 совершила рывок по росту вовлеченности с 73% до 80%. И именно в это время операционная выручка компании выросла на треть. Остальные бизнес-показатели также выросли.
— Считается правильным каждые пять-семь лет менять работу. Как вы к этому относитесь? Не обидно ли отпускать сотрудника, в которого так много вложено?
Конечно, наша главная задача - вырастить себе сотрудника. Мы давно поняли, что необходимо вкладывать в своих работников, чтобы они чувствовали защищенность и имели возможность развиваться профессионально. И если многие работодатели за уникальными специалистами идут на рынок, то мы предлагаем своим сотрудникам получать новые знания и навыки, и в рамках нашей компании развиваться «горизонтально». Это подразумевает расширение ответственности человека либо углубление его компетенции.
Мы считаем, что компанию делают те сотрудники, которые работают давно — именно они в первую очередь являются носителями ценностей компании и знаний. Горизонтальное развитие сейчас становится популярным в ряде перспективных отраслей, и многие компании задумываются о таких инструментах мотивации и удержания ценных кадров. Мы же, как работодатель, который задает тренды, уже активно и довольно успешно работаем в этом направлении.