Меню

«Индустрия моды уже давно устала от бесконечного цикла производства»

Весна и ослабление режима самоизоляции, казалось бы, должны вывести на улицы огромное количество модниц в новых, ярких и необычных нарядах. Но не тут-то было...

Год самоизоляции и удаленки, когда можно было работать в пижаме и целыми днями не вылезать из спортивных штанов, подошел к концу, но все эти удобные и сдержанные образы останутся с нами, кажется, всерьез и надолго. Разбираемся, почему — вместе со стилистом, основателем «Школы стиля» Вандой Вонг.

Все началось до пандемии

«Пандемия стала ярким кризисом, который, как говорят политологи, только подчеркивают картину процессов, которые уже давно идут. Если раньше эти процессы не были видны широкому кругу лиц, то это не значит, что они начались во время пандемии», —  рассказала Ванда Вонг  NN.DK.RU.
 
По ее словам, сдержанность, удобство, экологичность и классика — вот основа того, как теперь будут выглядеть самые продвинутые в вопросах моды. Как слоуфуд приходит на смену фастфуду, так и конкуренцию быстро сменяющимся модным тенденциям начинает составлять так называемая медленная мода. На эту тему уже высказались все ведущие дизайнеры мира, и тренд подтверждается уже начавшимися рекламными компаниями. Один из примеров - кампейн столичного универмага «Цветной», о котором даже писал Vogue. Стилисту Наташе Гольденберг удалось показать моду вне времени, которая при этом выглядит удивительно современно и свежо: объемные плащи, белые рубашки, пиджаки, мартинсы — все как мы, обычные потребители, любим.
 
Такие образы —  прекрасная альтернатива уже поднадоевшим свитшотам и спортивным штанам, хотя и они, судя по всему, никуда не денутся. Но самое главное —  этот лукбук показал, что выглядеть современно можно в одежде, которая уже есть в вашем гардеробе.
«Индустрия моды уже давно устала от бесконечного цикла производства, когда большие марки выпускают по 12 коллекций в год, когда масс-маркет выпускает по капсуле каждые две недели. При таком темпе производства выгорают дизайнеры, устают покупатели, которым постоянно подсовывают что-то новое и из каждого утюга кричат о новых трендах».
«Причем, если всмотреться в эти тренды повнимательнее, то оказывается, что они очень сильно повторяются.  И совершенно непонятно, почему в этом сезоне мы должны носить полоску, а что, в таком случае, делать с клеткой? Выбросить? И вот эта усталость от бесконечной смены модных тенденций привела к процессу, который называют замедлением моды - а пандемия его только обнажила», - пояснила Ванда.

Одеваться для себя

«Вспомним весну 2020 года — торговые центры закрыты, только что поступившие новые коллекции никто не увидел, у некоторых магазинов нет средств на закупку осенних коллекций. Причем, тогда никто не знал — имеет ли смысл их закупать, потому что предположить сколько продлится локдаун, было невозможно».
 
Позже специалисты подсчитали, что из-за пандемии совокупная выручка торговых центров в стране сократилась примерно на 250 млрд рублей (об этом, например, пишет ТАСС со ссылкой на президента Российского совета торговых центров Дмитрия Москаленко). Производители одежды тоже многое потеряли: фабрики закрылись — и заявленные коллекции не были сшиты.
«И что случилось?А ничего не произошло. Оказалось, что можно одеваться не только в то, что ты купил неделю назад или к этому сезону. Люди могут ходить в одежде, которую они купили пять-семь лет назад - и ничего страшного! Все хорошо».
Также она обратила внимание еще на один важный фактор, определяющий тенденции сугубо российской моды — в нашей стране женщины зачастую одеваются так, чтобы понравиться окружающим, доказать им что-то или соответствовать определенному, выбранному по какой-то причине, образу. Но режим самоизоляции и удаленная работа внезапно выявили совершенно новую роль одежды — она может создавать определенный настрой, вдохновлять и повышать эффективность. Цель понравиться кому-то уходит на второй план, и это подтверждается статистически: во время пандемии продажи домашней одежды выросли — как сообщает РБК, только в Uniqlo рост продаж этого сегмента составил 23%. 
 
 
«А потому что месяцами невозможно ходить в растянутых трениках - ты начинаешь плохо себя чувствовать. И чтобы собрать себя, начинаешь думать как бы покрасивее одеться. Но уже не для того, чтобы кого-то в чем-то убедить, а для того, чтобы привести себя в нужное состояние», - говорит Ванда.

Онлайн или оффлайн

Не секрет, что пандемия дала невероятно мощный импульс онлайн-продажам. Естественно, не в последнюю очередь это касается одежды. Понятно, что обычные магазины никуда не пропадут, но тут есть один секрет, который стоит знать тем, кто хочет выглядеть наиболее актуально. Все идет к тому, что аудитории онлайн-площадок и традиционных магазинов скоро перестанут пересекаться.
«Очевидно, что онлайн покупает аудитория, которая справилась с интернетом, справилась с онлайн-оплатой — то есть достаточно продвинутая аудитория. Оффлайн покупают те, кто не смог перестроиться, кто боится оплачивать онлайн-покупки карточкой - эта аудитория достаточно консервативная, а значит, и вкусы у нее консервативные. У массовых брендов сильно отличается ассортимент онлайн и оффлайн».
Даже такие сложные при выборе вещи, как жакет или классический пиджак, можно и нужно покапать онлайн, считает стилист. В крайнем случае всегда вещь можно вернуть назад.
 
«Это нормальный процесс. Вы еще не купили вещь, когда заплатили за нее  - вы отдали деньги в залог, чтобы примерить ее. Так это и стоит воспринимать. Сейчас очень лояльные условия возврата во всех магазинах — никто вас не спросит, почему вы возвращаете покупку. Без проблем можно вернуть даже международные посылки: кто-то делает их бесплатными, кто-то берет символическую плату. Например у ASOS 50 рублей стоит пакет, в котором надо отправлять назад не подошедшую вещь. Примерять одежду надо дома -  это совершенно другой покупательского поведения», - говорит Ванда..
 
И в заключение небольшой, но актуальный совет от профессионала. Маски с нами останутся еще надолго, поэтому стоит знать, как вписать ее в образ. И надо ли это делать? Вот как на этот вопрос ответила Ванда Вонг: «Маску можно вписать в лук точно также, как и другие вещи. Есть устаревший подход, когда подбирают юбку к блузке, туфли к сумке и так далее. Сейчас для того, чтобы создать классный современный образ, нужно выстраивать весь образ - на повторяющихся или контрастных элементах. Это как раз то, чему я учу.
 
 
Самый простой пример: можно подобрать маску, которая сочетается с другими вещами по цвету. Но это не значит, что она повторяет цвет: темно-синяя блузка, шоколадного цвета юбка и темно-зеленая маска — красивое сочетание цветов. Кроме этого можно сочетать маску с туфлями или сумкой.
 
Мне кажется, это круто, когда маска так подобрана, но если у вас скромная черная или медицинская белая маска, то это, конечно, не говорит об отсутствии стиля. Сейчас стиль — это то, что помогает вам чувствовать себя лучше. Если вписывать маску в образ - ваш метод самовыражения, то это здорово! Но, если вам это не интересно, то никто не имеет права говорить, что вы не умеете одеваться. Вы никому ничего не должны!».