«Для меня важно выслушать несколько мнений, часто — диаметрально противоположных. Однако в первую очередь, прислушиваюсь именно к себе».
В культуре многих народов советы и наставления занимают значимое место. Мы или во всем слушаем тех, кто нам что-то советует, или отвергаем любые чужие высказывания. И противоречивое отношение к советам отражается и в культуре, где поговорки: «Добрый совет — что открытое око» соседствуют с высказываниями: «У неумехи много советов для других».
«Деловой квартал» побеседовал с нижегородскими предпринимателями о том, как они относятся к советам, в том числе, тем, которые касаются их бизнеса.
Директор российского подразделения американской компании IntelliVision Юрий Молинов:
Вторая категория — большие профессионалы в определенных сферах, которых я лично не знаю, но с интересом слежу за их успехами. Но есть и так называемые «обыватели», это люди, которые думают, что все знают и по каждому вопросу у них есть свое мнение. Непрошенные советы — неуместны и мнение таких людей обычно ничем не подтверждается. Поэтому я считаю, что прислушиваться к стороннему мнению — возможно, если это мнение профессионалов, обладающих опытом в данной сфере.
Правильно учиться не только на своих ошибках, но и использовать опыт людей, которым ты готов доверять в решении тех или иных задач.
Учредительница, владелица нижегородской «CITY Клиники» Екатерина Кроль:
Непререкаемых авторитетов в моей жизни нет. Таких авторитетов просто не бывает. Что касается обсуждений рабочих вопросов в кругу семьи, то это не в наших правилах. Крайне редко бизнес-процессы приходят домой. Дома мы говорим о семье, детях, спорте, досуге и увлечениях. А вопросы, касающиеся бизнеса, я предпочитаю обсуждать с коллегами, с предпринимателями, в том числе и из других сфер.
К непрошенным советам я отношусь спокойно. Конечно, мнение человека может быть интересным, и я могу его выслушать, если собеседник не слишком настойчив, и если его настойчивые советы не превращаются в некие требования.
Основатель «Бобров и Компания» Алексей Бобров:
Конечно, в моей жизни есть люди, к чьему мнению я всегда прислушиваюсь. В своем бизнесе я работаю с компаньонами и всегда внимательно отношусь к их словам. Более того, у нас коллективный разум, многие решения мы принимаем вместе.
К непрошенным советам я отношусь спокойно, и все их выслушиваю. Отмечу, что иногда вместо советов — негативный отзыв. Например, ранее мы продавали квашеную капусту с маленькой дикой клюквой. А позже мы решили заменить ее на выращенные человеком ягоды. Такая клюква больше по размеру и вкус у нее не такой кислый. Однажды нам пришло гневное письмо, где покупатель нецензурно высказался о нашей капусте с клюквой. Сотрудники потешались над этим письмом, а я сказал: «Ребят, а ведь у нас на самом деле клюква не правильная». После этого мы закупили дикой клюквы, и это решение подняло наши продажи.
Не зря говорят: «Кто тебе скажет правду лучше, чем враг?». Друзья пожалеют, а тот, кому ты не нравишься, сразу все выскажет. Надо просто быть открытым. Главное, уметь отделять важное от неважного и не позволять «советчикам» тратить попусту твое время.