«Ситуация непростая, хотя турпоток и начал расти в 2021 г. Мне кажется, ресторанной отрасли в регионах потребуется еще два-три года на восстановление. Но я смотрю в будущее с оптимизмом».
В 2020 г. в Нижнем Новгороде появилось новое профессиональное объединение под названием Ассоциация «Нижегородский ресторанный альянс» (НиРеАл). Его членами стали создатели ярких городских ресторанных проектов, таких как «Еда и культура», «BEREZKA GROUP», «Salut & co», «Ресторанная франчайзинговая компания», сеть «Пастарама». Организация уже прославилась в регионе громкими благотворительными акциями в поддержку врачей в COVID-госпиталях: предприниматели кормили медиков обедами и ужинами за свой счет, обустраивали им комнаты отдыха. Директор Нижегородского ресторанного альянса Алексей Беляев рассказал NN.DK.RU подробнее о текущей деятельности НиРеАл, состоянии ресторанной отрасли после пандемии и перспективах ее развития.
Расскажите, пожалуйста, при каких обстоятельствах и кто именно решил создать Нижегородский ресторанный альянс?
Идея создания объединения зародилась у рестораторов в 2019 г. после двух крупных гастрономических фестивалей «Вилка и стрелка». Общая работа и большой праздник сдружили предпринимателей. Было очевидно, что от объединения усилий и ресурсов отрасль только выиграет и важно наращивать социальный капитал. Так и возник наш альянс.
Я в первую очередь поддержал его создание, потому что всегда считал, что конкуренция и вражда — это прошлый век, наступило время объединения. В нашем случае хотелось развивать индустрию, менять к лучшему нижегородский ресторанный бизнес, сделать наш город фактической гастрономической столицей России.
На данный момент членами Ассоциации уже являются около 100 заведений общепита в Нижнем Новгороде. Каждую неделю мы собираемся, и перед нами масса тем для обсуждения — это и текущее законодательство, налогообложение, ограничения, субсидии, антиковидные меры, это и 800-летие города, благотворительные проекты, и создание уникального, нижегородского продукта.
Какую деятельность организация ведет сейчас в интересах рестораторов?
Во-первых, с начала пандемии мы защищаем интересы отрасли и ведем диалог с властью. Когда стало понятно, что локдаун неминуем и всем ресторанам предстоит ужаться, закрыться и спасать людей, появился запрос на организацию, которая стала бы «единым окном», через которое бизнесмены взаимодействуют с правительством. Которая представит большинство и даст экспертную оценку ситуации. И мы начали действовать!
То есть все эти субсидии, все эти послабления режима самоизоляции для ресторанной отрасли Нижнего Новгорода — в том числе и наша заслуга. К примеру, совместно с правительством мы разрабатывали требования Роспотребнадзора для ресторанов. Помогали бизнесменам получить субсидии от государства. Рассчитываем теперь, что мэрия в 2021 г. рестораторов освободит от платы за летние веранды. Мы уже получили соответствующее обещание от мэра и ждем только указа.
Также НиРеАл активно занимается благотворительностью. Наверное, это такая нижегородская, русская традиция, что предприниматель всегда старается не только себя обеспечить, но и другим помочь. Много столетий назад купцы заботились также о самых разных прослойках общества.
Иногда наш альянс также проводит досуговые мероприятия. К примеру, как-то один из членов альянса предложил всем покататься на сап-бордах. Поехали в Рекшино, четыре часа там плыли на сапах и общались о том, как бы сделать наш Нижний Новгород гастрономической столицей. Ездили в прошлом году в Сочи, чтобы изучить рынок общепита и обменяться опытом с местными предпринимателями. Совместный досуг – важная часть нашего объединения. Мы даже на логотипе хотели написать «весело и вкусно» ☺
Какая благотворительная акция альянса в 2020 г. была самой успешной, на ваш взгляд?
Я доволен результатами большинства инициатив. Трогательнее всего было, наверное, когда мы привезли в Павлово обеды врачам, и некоторые из них вдруг заплакали от счастья… Говорили, что 60 лет такого не было в городе.
Но больше всего души мы вложили в проект «Самое время сказать спасибо». Напомню, что суть его в том, чтобы 30 руб. с покупки любой чашки кофе в ресторанах-участниках акции поступали в фонд для приобретения кофемашин и свежеобжаренного кофе в больницы, которые борются с COVID-19.
Источник: фото Алексея Беляева/соцсети
Мы когда придумали этот концепт и стали реализовывать — началась магия какая-то: стоило нам рассказать о нем, как все бросались нам помогать. Логотип «Самое время сказать спасибо» нам сделал художник из Flacon, худи — пошил владелец бренда одежды «Родина». Многие рестораны стояли с полупустыми кассами из-за пандемии, но подключились все равно. Бразильские производители кофе, который мы закупили, даже ролик сделали для нижегородских врачей: «мол, вы огромные молодцы, и мы рады, что наше кофе к вам довезут». Это было здорово!
На данный момент мы собрали в рамках акции уже более 1,5 млн. руб. На эти деньги НиРеАл планирует оборудовать комнаты отдыха и закупить кофе и кофемашины для 27 больниц.
В сети некоторые горожане скептически относятся к нашим рассказам, пишут, что мы занимаемся самопиаром, а не реальной помощью. Но если бы мы хотели пиара только, то действовали бы иначе. Закупили бы, например, несколько кофемашин и с десяточек пачек кофе. И отправили почтой в больницы. Мы же пошли более сложным путем: ездим на место, общаемся с персоналом, спрашиваем, как им облегчить работу — достаточно ли зон отдыха или нужна еще какая-то целевая помощь? Если финансы нам позволяют, то улучшаем врачам нашим жизнь еще как-нибудь. На той неделе в больнице №27 повесили телевизор для детишек в буфете и жалюзи в кабинетах. Так что душу вкладываем по полной!
Какими темпами сейчас идет восстановление ресторанной отрасли после пандемии, по вашим сведениям? Что может его ускорить, а что — замедлить?
Ситуация непростая, хотя турпоток и начал расти. Мне кажется, отрасли потребуется еще два-три года на восстановление, при условии, что законодательство не будет преподносить нам неприятных «сюрпризов» вроде повышения налогов. К сожалению, пока новости неутешительные: из-за отмены ЕНВД рестораторам приходится сейчас искать другие формы взаимоействия с налоговой, и все они грозят нам большими издержками. Вроде бы форма патента неплоха, но с патентом нельзя торговать алкоголем, такое решение для многих точек разорительно. В общем, налоговая нагрузка после таких изменений в 6-10 раз у всех заведений общепита выросла. Субсидии не покрывают такие затраты.
Но я оптимистично смотрю в будущее. Кроме того, мы продолжаем вести переговоры с властями по поводу различных льгот.
Чего ждут нижегородские рестораторы от 2021 г.? Какие планы у альянса непосредственно?
Ждем большого количества туристов. Наверное, не меньше, чем на Чемпионат мира по футболу в 2018 г. Возможно, чтобы разделить потоки и сделать счастливыми туристов нам удастся договориться о перекрытии Рождественской на каждые выходные лета!
Ждем несколько крупных фестивалей, включая «Вилку и стрелку» с традиционной регатой.
Сами планируем в мае субботники городские поддержать, чтобы можно было не только убрать мусор, но и музыку людям послушать, и вкусно поесть, и эко-лектории, так сказать «Чисто. Культурно».
Хотелось бы общественные пространства, отремонтированные к юбилею, дополнить качественными ресторанными проектами. Ведь общепит тоже может стать точкой притяжения для граждан в эти места. Например, я бы сам с удовольствием поехал погулять в парк Дубки с семьей в выходной день, но там негде покушать, и это меня останавливает. Так не должно быть в современном городе. На мой взгляд, нижегородцы давно созрели культурно проводить время в таких зонах.
К сожалению, региональное законодательство пока не позволяет вести рентабельный бизнес в парках. Проблема заключается в непрозрачности аукциона и невозможности получить алкогольную лицензию на такой территории. Что касается аукционов, то любой из нас с вами сейчас может в них участвовать, назвать любую цену, выиграть, открыть точку любого качества (скажем, торговать сосисками в тесте) и через год бросить администрацию, ничего ей нее заплатив, обанкротиться и уйти с рынка. Такая процедура совершенно не способствует развитию парков. Хотелось бы изменить эту ситуацию, разработав поправки в местное законодательство.
Также мы активно сейчас разрабатываем региональный нижегородский продукт. А именно, небольшое меню с учетом местных традиций: там будет и чай особенный, и настойка, и первые-вторые блюда, продукция to-go. Очень большая работа ведется в этом направлении. В марте планируем уже показать свою разработку губернатору, а затем устраивать дегустации на городских фестивалях и собирать обратную связь. Чтобы туристы приехали в августе в Нижний Новгород, и могли попробовать уже наши «традиционные блюда» в большинстве ресторанов городских. И думали, что мы уже сто лет так питаемся (*улыбается*).
Слышали, что Нижегородский ресторанный альянс поддержал создание новых точек общепита в парке «Швейцария». На данный момент, какие там планируются рестораны?
По проекту там точно будут три ресторана среднего размера, шесть маленьких и закусочные. И к нам Совет по благоустройству парка обратились за консультацией, какими должны быть эти рестораны — как выгоднее пространство будет организовать, чтобы рестораторы смогли работать в комфортных условиях, какие кухни лучше. При этом пока сами точки на аукцион никто не выставлял, и я не знаю, кому они достанутся. Это станет понятно лишь за два-три месяца до того, как парк сдадут. Шансы абсолютно точно есть у всех.
Призываю всех рестораторов с хорошими проектами — участвуйте в аукционах и конкурсах, развивайте городские пространства! Давайте вместе сделаем Нижний Новгород лучше и вкуснее!