Меню

«Главное — на что ты настроен: свесить лапки и ныть или искать новые возможности»

«На совещаниях мне говорили: “Зачем все это нужно? Все будет плохо. Через год, может быть, вообще все загнется. И в мире ничего не понятно”». Денис Лабуза — о работе во время пандемии.

«Человек так устроен, что сопротивляется любым нововведениям. Даже если ему повысить зарплату, он и этому будет сопротивляться», — говорит член правления Торгово-промышленной палаты Нижегородской области, директор Нижегородского гофрокартонного завода Денис Лабуза. Предприятие производит упаковку из микрогофрокартона для автозапчастей, посуды, электроприборов, пищевых продуктов и медицинских товаров. В период пандемии компания столкнулась с падением продаж, но смогла реализовать значимый проект — получить сертификат ИСО 9001. О том, как персонал отнесся к нововведениям, и как изменилась жизнь компании после получения сертификата, Денис Лабуза рассказал в интервью «Деловому кварталу».

Как пандемия отразилась на вашей работе?

— Мы крепко стоим на ногах, работаем с такими крупными предприятиям, как ВАЗ, ЗМЗ, «Автокомпонент», ПАЗ, КАМАЗ. Однако во время пандемии столкнулись с серьезным падением. Разрешение на работу нам удалось получить оперативно, за что хотелось бы поблагодарить заместителя губернатора Андрея Саносяна и министра промышленности Максима Черкасова. Мы не работали всего две недели. Было сложно понять, что наши крупные заказчики планируют делать в этой ситуации, у них тоже была растерянность, многие предприятия не понимали, как жить и работать дальше. Сыграли свою роль и господдержка автомобильной отрасли, и осознание, что как бы то ни было надо продолжать работать, платить зарплаты, а значит, и зарабатывать. В ноябре мы восстановили объем продаж. Но пока сложно сказать, какова в нем доля отложенного спроса.

Вы получили Сертификат Соответствия ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Какое значение это имеет для компании?

— Процесс получения сертификации занял семь месяцев. Это было непросто. Сертификация потянула за собой другие процессы. В каких-то вопросах, о которых докладывали, что там всегда все хорошо, все оказалось не так замечательно. Где-то процессы отсутствовали полностью. Все делалось на глазок: сегодня так, завтра — иначе. Первая дорожная карта по всем участкам и подразделениям компании составила три листа. Хотя мы всегда считали, что у нас все отлажено.

Многие говорят, что ИСО 9000 — не очень нужная вещь, и не влияет на конечное качество продукта. Но для нашей компании это была хорошая встряска и нужный пересмотр всех процессов.

Сейчас мы серьезно работаем в направлении усиления продаж и выстраивания взаимоотношений с клиентами, то есть сокращения сроков поставок, предложения новых разновидностей упаковки и т.д.

Как сотрудники восприняли нововведения?

— Коллектив возмущался: «Жили же мы 20 лет без этого сертификата, все у нас было хорошо». Все хорошо, только развития нет. Последние два года компания топталась на месте: один месяц чуть перевыполнили план, следующий месяц — чуть недовыполнили. Думаю, что принятое решение позволит нам начать расти и соответствовать мировым стандартам.

Буквально единицы из коллектива поддержали меня, на них я и сделал ставку. Дошло до перестановок среди руководящего состава. Человек так устроен, что сопротивляется любым нововведениям. Даже если повысить зарплату, он и этому будет сопротивляться: «Если повысили зарплату, значит и работы будет больше. А насколько она мне будет затруднительна?».

Какие выводы вы для себя сделали за это время?

— Предприниматели четко разделились на две категории. Одни свесили лапки и сказали: «Все, трындец». А другие — начали активные действия, решили использовать это время для переналадки оборудования, отладки всех процессов, поиска новых ниш.

На совещаниях мне говорили: «Денис Иванович, зачем все это нужно? Все будет плохо. Через год, может быть, вообще все загнется. И в мире ничего не понятно. Кто станет президентом в США и что будет с долларом?».

А мне все понятно: в кризис есть новые возможности. Главное — на что ты с командой настроен: свесить лапки и ныть или искать и реализовывать новые возможности.

Расскажите о программе «Предприниматель 2035». Какие шаги она предусматривает?

— Это межведомственная программа по развитию предпринимательства в рамках «Стратегии-2035». Мы называем ее сокращенно «Предприниматель 2035». Программа объединяет несколько ведомств: министерство промышленности, местное самоуправление, аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей, НБД Банк и Центр развития предпринимательства.

В 2018 г. программа была презентована губернатору Глебу Никитину и в 2019 г. запущена в Ковернинском районе Нижегородской области. По результатам работы этой программы Ковернинский район занял третье место по развитию малого бизнеса в рейтинге районов Нижегородской области. Программа позволила привлечь кредитные ресурсы на сумму около 120 млн руб. по льготным программам мер государственной поддержки. Сейчас в ней участвуют 13 районов Нижегородской области.

С какими вопросами и проблемами предприниматели чаще всего обращаются в ТПП?

— В ТПП я курирую несколько комитетов: комитет малого бизнеса, комитет медицинских услуг, комитет лесопользователей и комитет народных художественных промыслов. В работе каждого комитета свои нюансы. Так, в медицине была серьезная проблема с получением платными клиниками средств из областного Фонда медицинского страхования. В рабочем порядке этот вопрос удалось решить, проблемы с выделением средств частным клиникам сейчас нет.

Тяжелая ситуация с художественными промыслами, потому что многие из этих предприятий ориентированы на туристический поток, который снизился из-за режима ограничений. Хотелось бы поблагодарить нового директора департамента развития туризма и художественных промыслов Сергея Яковлева, который активно включился в работу и в ручном режиме помогает каждому предприятию.

В комитете по лесопользованию сейчас обсуждаются конкурсы, которые вызвали массу вопросов и недопонимания.

Все это большая работа, которая ведется совместно с аппаратом уполномоченного по правам предпринимателей Павла Солодкого. ТПП стала той независимой площадкой для встреч власти и бизнеса, на которой удается находить компромиссы и чиновникам, и предпринимателям. На проблемы и запросы предпринимателей реагируют сразу. А что такое проблема предпринимателя? Значит, он не развивается, не создает новые рабочие места, не увеличивает налоговые поступления, еще хуже — если сжимается и уходит в тень. Чем активнее идет взаимодействие власти и бизнеса на площадке ТПП, тем динамичнее и эффективнее будет развиваться и Нижегородская область.