Меню

«Пол руководителя в бизнесе не важен. Важно, чтобы у него были мозги, интуиция и смелость»

Мария Свиридова. Иллюстрация: архив спикера

«В экстремальных ситуациях я всегда начинаю соображать лучше. И такие ситуации в мире происходят с завидной периодичностью, и все они сказываются на моем бизнесе. Но нас голыми руками не возьмешь».

Красивые и умные, мягкие и сильные, ранимые и решительные — это женщины в бизнесе.

О том, как развивается нижегородский бизнес под руководством женщин, «Деловой квартал» рассказывает в спецпроекте совместно с банком «Центр-инвест».

Все интервью участников проекта читайте по хэштегу #Женщинывбизнесе.

В октябрьской публикации о себе, о бизнесе и о принципах, на которых базируется успешное предприятие, рассказывает соучредитель и директор туристической компании «Роза ветров НН» Мария Свиридова.

Начало карьеры: инженер, преподаватель, альпинист….бизнесмен?

— Любовь к технике у меня от отца, еще с тех времен, когда маленькую он брал меня с собой в гараж. Я уже тогда решила, что стану инженером. Причем не рядовым каким-то, а минимум — начальником цеха.

К окончанию школы стала присматриваться к профессии врача, и мой выбор обсуждали всем подъездом — у нас были очень внимательные соседи, мы все друг друга хорошо знали. Помню, меня кто-то спросил: неужели ты хочешь всю жизнь смотреть на страдания других людей? Я задумалась над этими словами, и поняла, что нет. Не хочу. И отказалась от идеи идти в мединститут в пользу политеха.

Электротехнический факультет политеха окончила с отличием. Мне нравилось учиться, ездить летом в стройотряды, заниматься общественной работой. Тогда же я начала ходить в горные походы, не подозревая, что они повлияют на мой выбор профессии в будущем.

По распределению я пошла работать инженером – электриком в Институт Прикладной Физики Академии Наук.. Кстати, брать меня туда не хотели, несмотря на красный диплом, говорили, что у них нет женской работы. Я дала клятву, что буду выполнять мужскую, уж очень хотелось поработать на переднем крае советской науки. Это была отличная школа жизни, да и практический опыт инженерной работы мне в дальнейшем пригодился.

После рождения сына я не вернулась в ИПФАН, а пошла преподавать электоротехнику в родном Политехническом институте на кафедру «Оборудования и технологий сварочного производства». Этот период своей жизни вспоминаю всегда с удовольствием. Мне нравилось преподавать. Важно и интересно было не просто отбарабанить материал, а объяснить людям то, что они не знают, понятным для них языком. Например, как-то во время лекции на вечернем отделении рассказываю про режимы работы сварочного генератора. Вижу, что мои студенты, сварщики со стажем, работающие на производстве не один год, меня не понимают. Говорю: вы что, устройство генератора не понимаете? Это же школьная физика! Нет, говорят, не понимаем, хотя этим оборудованием регулярно на рабочем месте пользуемся. Нарисовала на доске схему, на пальцах объяснила. После занятия староста от всей группы поблагодарил. Они, оказывается, в школе, в техникуме и в вузе это все сдавали кое-как, не понимая, что же там внутри на самом деле происходит.

Увлечение горами с годами только укрепилось — тренировки, походы, путешествия по всей стране. В 90-ые годы это хобби, неожиданно для меня самой, превратилось в профессию. Один приятель посчитал, что я «что-то понимаю в туризме» и уговорил поработать в администрации Бориса Немцова — в свежесформированном департаменте спорта, туризма и охоты. Охоту из названия в какой -то момент убрали, а вот спорт и туризм остался, причем вместо походов с рюкзаком заниматься пришлось шоп-турами, чартерными рейсами, зарубежным отдыхом. Тогда все только начиналось, открывались границы, появлялись туристические компании. В нашу жизнь входили слова «турагент», «туроператор», «звездность отеля», «трансфер»…. Удивительное время было: казалось, что все возможно. Никаких запретов, никаких ограничений для нашего увлеченного коллектива отдела туризма, которым я руководила.

Между делом получила второе высшее образование по государственному и муниципальному управлению, кстати, с красным дипломом. Я упивалась работой, дневала и ночевала на государевой службе, и не заметила, что с годами поменялись руководители, сменились приоритеты, и наше творчество давно уже никому не нужно.

И в один прекрасный день я оказалась без работы. Не очень веселая ситуация, но появилось время оглядеться и подвести некоторые итоги. Иметь над собой некомпетентного начальника мне уже не хотелось, поэтому мысль стать руководителем бизнеса совсем даже не пугала. Так появилась в моей жизни « Роза ветров НН».

Про «Розу ветров НН» и опыт борьбы с кризисами

Справедливости ради стоит сказать, что туристическая компания «Роза ветров –НН» возникла двумя годами раньше, в 1995 г., и своим рождением частично обязана была мне и моей семье. В те времена считалось модным вкладываться в туристический бизнес. Я много и увлеченно рассказывала об этом своим знакомым, и мой муж вместе с двумя друзьями тоже решил попробовать открыть компанию. Предполагалось, что каждый создаст собственное юрлицо, но я предложила им объединиться, чтобы компания выглядела «приличнее». И они меня послушали. Еще одним соучредителем нашего акционерного общества стал основатель первой коммерческой туристической компании в России «Роза Ветров» Сергей Зенкин, личность в туризме легендарная и авторитетная. Позже, он продал свою долю в проекте, а я, наоборот, ее приобрела.

Новоиспеченная «Роза ветров НН» в первый же год подняла чартерную цепочку авиарейсов в Италию из Нижнего Новгорода, заработала кучу убытков и к моменту моего прихода влачила жалкое существование. Собственно, поэтому мне и предложили ее возглавить: «Ты эту кашу заварила, вот теперь и расхлебывай».

Я согласилась попробовать, это была осень. 1997 г., и наше финансовое положение постепенно начало выправляться. Лето 1998 г. прошло удачно, мы выдохнули, и – бах! - начался кризис.

Я никогда не забуду, как жутко было каждый день приходить в офис и слушать тишину: за весь рабочий день ни одного звонка, ни одного клиента, ни одного заказа. Неделя за неделей. Что касается тех, кто забронировал зарубежный тур раньше, то у них тоже были проблемы: курс доллара менялся так стремительно, что постоянно требовалось доплатить то за авиабилеты, то за гостиницу.

Относительно легко выйти из того кризиса нам помог внутренний туризм. После работы в департаменте я хорошо представляла возможности Нижегородской области, и, не долго думая, села в машину и поехала заключать договора с местными турбазами. Также за всю мою жизнь это был единственный раз, когда замечательно сработала реклама: мы сделали вкладыш в известную тогда брошюру «Цены, товары, услуги» с заголовком «Пора отдохнуть от кризиса», предложив организациям провести уиэ-энд на турбазе всем коллективом по цене одной соцстраховской путевки. Смысл был даже не в цене, а в идее: выбраться из офиса на природу и спокойно подумать, как жить дальше. Посередине листа разместили образ потенциального клиента — карикатурную всклоченную рожу в очках, которую нарисовала одна моя знакомая. Заплатили, выпустили... Пошли звонки! «Это у вас тут отдыхают от кризиса?», — спрашивали в трубке люди. Благодаря этим новым заказам мы пережили осень, а к зиме спрос на зарубежный отдых начал восстанавливаться.

После 1998 г. финансовые показатели неуклонно ползли вверх. Появились услуги по оформлению авиа и ж/д билетов, начали принимать российских и иностранных туристов в Нижегородской области. Расцветом я считаю 2011-2012 г, когда мы вышли в лидеры Нижегородского турбизнеса. В 2014. произошел небольшой финансовый провал в зарубежном туризме из-за многочисленных банкротств крупных федеральных туроператоров, но к 2018 - 2019 гг. снова спрос восстановился.

Казалось бы, жизнь удалась, я работаю в профессии, где вижу не страдания людей, а то, как они получают удовольствие от отдыха и путешествий, помогаю им открывать мир. У компании большой собственный офис, дружный и грамотный персонал, надежные партнеры. В ноябре 2020 г. «Розе ветров» исполнится 25 лет. Мы рассчитывали праздновать это событие весь год! Но коронавирус обнулил все наши планы. И как когда- то в 1998 г. снова молчат в офисе телефоны, а электронная почта приносит редкие заявки на еще более редкие направления. И надо снова придумывать, как удержать коллектив, что предложить клиентам, как сохранить бизнес.

К счастью, в экстремальных ситуациях я начинаю соображать даже лучше, чем в текучке. Собственно, экстремальные ситуации в мире происходят с завидной периодичностью — то вулкан запылит, то акулы начнут кусаться — и все сказывается на нашем бизнесе, не говоря уже об эпидемиях, терактах, революциях и прочих санкциях. Нет, нас голыми руками не возьмешь. Это, пожалуй, единственное, что мы усвоили из прошлой беззаботной жизни. В остальном, надо начинать все сначала.

Про свои бизнес-принципы

Я убеждена, что вести хорошо бизнес B2C может только тот, кто готов нести моральную ответственность за клиента. У нас нет права на ошибку. То, что для нас — бизнес, для людей зачастую — что-то долгожданное и очень личное. Люди приходят в компанию и доверяют нашим советам, нашему выбору. Мы не должны их подводить. Как нам это удается? Мои сотрудники научились внимательно вникать в каждую деталь тура, следить в каком состоянии сейчас бизнес наших партнеров, насколько он устойчив, какие возможности у нас, чтобы влиять на ситуацию.

Второй принцип в бизнесе — никогда не забирать из компании все деньги. Еще в начале 2000 гг. мы создали фонд развития предприятия, в который откладываем часть прибыли. Помимо собственно целей развития эти средства используются как «подушка безопасности». Очень полезная штука.

 

На отдыхе. Истоник фото — архив спикера

Третий принцип — стараться в качестве партнеров выбирать порядочных людей. Это очень упрощает жизнь, даже если условия, которые они предлагают не самые выгодные. Многих наших партнеров я знаю лично, и нас связывает многолетняя дружба.

Наконец, не могу не упомянуть принцип финансовой честности. Урвать — это не наше. Если возникает дополнительная выгода в солидных размерах, предпочитаем поделиться с партнером или клиентом.

Сложно ли оставаться женщиной в бизнесе?

На самом деле, я не вижу большой разницы, мужчина или женщина управляет бизнесом, здесь нужны мозги, интуиция, смелость, а не физическая сила. Да, конечно, иногда женщина может меньше времени уделять своему делу из-за семьи, но в 21 веке это решаемая проблема.

Мне в компании часто приходится не только принимать различные управленческие решения, но и выполнять самостоятельно различные хозяйственные, мужские работы: чинить мебель, компьютеры, электропроводку и т. п. Коллектив женский, а я, все-таки, инженер. Зачем нанимать мастера, когда можешь справиться с чем-то сама?

При этом, мне вполне успешно удается самореализовываться как женщине дома. Совмещать бизнес с семьей не сложно, когда этот бизнес немного семейный: как я уже говорила, муж — один из соучредителей компании. Он в курсе дел, помогает в финансовых и юридических вопросах. Сын давно самостоятельный, быт налажен, и почти все запланированное получается успевать, а что я не успеваю — родные прощают.

________________________

Для банка «Центр-инвест» поддержка женщин в бизнесе — одно из основных направлений деятельности в рамках развития социального предпринимательства. Специальный кредит с льготной ставкой и  бесплатные консультации экспертов в сфере маркетинга, smm, персонала для дальнейшего развития помогут каждой бизнес-леди открыть новые горизонты своего успеха.