«То, что происходит сейчас, бывает на рынке, наверное, раз в сто лет. В первые месяцы пандемии мы выросли в два раза к предыдущему году и позже, когда рестораны открылись, практически не упали».
Пандемия коронавируса и вызванная ею необходимость самоизолироваться подстегнули развитие доставки из ресторанов. В Яндекс.Еде NN.DK.RU рассказали, что, если в марте к сервису были подключены 700 нижегородских заведений, то за несколько месяцев их стало больше — присоединились еще более 300 ресторанов. А в ближайшее время сервис выйдет в малые города области.
Коммерческий директор Яндекс.Еды Наталья Лоза поговорила с NN.DK.RU о любимой еде нижегородцев и дальнейшем развитии рынка доставки.
IT-компании говорят о том, что тренды, которых ожидали только через несколько лет, начали развиваться уже в 2020-м. А как обстоят дела в Яндекс.Еде?
— Из-за пандемии мы, словно на машине времени, перенеслись вперед на несколько лет. По моим оценкам, если бы мы работали в обычном режиме, то с такими темпами развития встретились бы, наверное, только в 2025 г.
В первые месяцы пандемии мы выросли в два раза к предыдущему году и позже, когда рестораны открылись, практически, не упали. Отмечу, что так происходит во всех регионах присутствия.
Пик роста доставки был в апреле. Относительно марта мы тогда резко выросли на десятки процентов. Летом показатели незначительно снизились, но сейчас мы уже подросли и находимся на уровне конца мая, когда регионы начали выходить из режима ограничений.
Шаурма или бургер: что едят нижегородцы
Отличается ли структура предложения от ресторанов в Яндекс.Еде в разных регионах и что покупают в Нижнем Новгороде?
— Несмотря на то, что в отдельных регионах есть некоторые особенности кухни, основной сегмент рынка формируется массовым спросом на фастфуд — пицца, суши, роллы. Основные отличия создаются локальными игроками, создающими особенные концепции, известные и за пределами региона.
И в Нижнем Новгороде в топ-10, наряду с сетевыми ресторанами, входит «Шаурма на Средном». Ещё одна местная концепция из топ-10 — Onne, которая специализируется на поке. По статистике оставляемых чаевых — там самые лояльные пользователи. Классное место! Первым делом пойду туда, когда буду в Нижнем!
На первом месте в Нижнем Новгороде оказался «Макдоналдс», на втором — «Бургер Кинг», на третьем — «Самурай». Четвертое и пятое места занимают «Шаурма на Средном» и «Та самая шаурма на Средном». Кроме того, в городе популярны «Мир пиццы», «Тануки», Onne, «Лепи тесто» и «ВкусВилл».
А какой средний чек в Нижнем Новгороде?
— В сравнении с Москвой, средний чек, немного ниже. Но так как основную массу ресторанов составляют заведения с фастфудом, то в Нижнем Новгороде, как и в среднем по России, сумма колеблется в пределах 800-900 руб.
Как Яндекс.Еда будет развиваться в Нижегородской области в будущем?
— В Нижнем Новгороде основной рывок мы уже сделали, ранее я говорила о том, сколько ресторанов сейчас работают с агрегатором. На данный момент, подключаем рестораны Дзержинска. Кроме того, на нашей карте уже есть Кстово.
Отдельно планируем развивать услугу самовывоза из заведений. Это дополнительный к доставке сценарий. Пользователь сам забирает свой заказ из ресторана по дороге или если ему неудобно вызывать курьера домой или на работу. Сервис уже запущен, и в будущем он начнет работать по всему Нижнему Новгороду. Ожидаем, что он особенно будет востребован в случае второй волны пандемии.
«Такое бывает на рынке раз, наверное, в сто лет»
Можете рассказать, какие заведения, по вашему мнению, выигрывают в доставке?
— Во-первых, в доставке, так же как и в ресторане, важную роль играет вкус и качество блюд. Здесь очень помогает адаптированность меню, так чтобы после перевозки блюда не теряли свой вид и вкусовые качества. Это качество отражается в рейтинге заведения на платформе. Во-вторых – скорость доставки.
Большинство пользователей хотят поесть здесь и сейчас, и скорость доставки определяет, что люди выбирают. И здесь важный нюанс — мы имеем в виду не только время, затраченное курьером, но и то, насколько быстро ресторан сможет обработать и приготовить заказ. И шаурма, которую готовят быстро, имеет в доставке больше шансов, чем стейк.
С другой стороны, в последние месяцы серьезно выросло количество курьеров, что позволило сократить время доставки для ресторанов с так называемой «нежной кухней», где важен внешний вид блюд, до получаса (в Нижнем Новгороде среднее время доставки составляет 32 минуты — прим. ред.).
А как вы «приводите» в доставку пользователей других сервисов Яндекса?
— Во-первых, у нас есть суперапп Яндекс Go, в который входят несколько сервисов, в том числе такси, доставка блюд и продуктов. Кроме того, эти функции встроены в поисковое приложение Яндекса. Конечно, для продвижения мы используем все возможности экосистемы.
Подписчики Яндекс.Плюс, например, могут получать баллы за заказы у нас и тратить их в других сервисах и наоборот.
Поговорим о доставке продуктов. В последние месяцы в Нижнем Новгороде начали работать сразу несколько компаний. Неужели рынок в регионе настолько емкий? И с кем вы конкурируете?
— Да, рынок емкий. К тому же хорошо развит в цифровом смысле — высокое проникновение смартфонов, развито пользование цифровыми сервисами. Поэтому в Нижний Новгород выходит много игроков.
Сейчас рынок только развивается, все игроки этого рынка, по сути, вместе конвертируют пользователей в новый тип потребления. Частично он заменяет готовку дома, частично поход в ресторан, частично рождает новые сценарии потребления пищи.
Несмотря на то, что мы видим высокую активность конкурентов, пока от этого мы все вместе выигрываем: чем больше на рынке игроков, тем больше людей они смогут сконвертировать в новый мир доставки еды. Для нас сейчас привести людей из офлайна гораздо дешевле, чем отбирать тех потребителей, которые уже пользуются доставкой, у конкурентов.
Сами мы развиваем в Нижнем Новгороде два проекта, связанных с доставкой продуктов. В городе работают уже шесть точек Яндекс.Лавки, которая доставляет продукты с собственных локальных складов за 10-15 минут. Планируем выход и в Дзержинск. Параллельно работаем с розничными магазинами. Пока в Нижнем Новгороде есть доставка из «ВкусВилла». В ближайшие месяцы подключим доставку из «Магнита».
А как вы оцениваете рынок доставки продуктов питания?
— Самый большой потенциал роста именно в доставке продуктов из магазинов. До пандемии 10% россиян в ресторанах делали хотя бы один заказ. В продуктовой рознице — это всего лишь 1%. Причем, розничная торговля — это более крупный рынок, чем ресторанный.
Сейчас главная цель — сподвигнуть максимальное количество людей попробовать доставку, увидеть как это просто, быстро и недорого — заказывать продукты на дом. Если хотя бы каждый десятый житель России будет заказывать продукты онлайн — этот рынок вместит гораздо больше конкурентов чем есть сейчас.
Вы говорили о росте доставки весной, а что будет осенью? Возможен ли резкий рост, я имею в виду и ресторанный рынок и ритейл?
Это самый популярный вопрос в нашем офисе. Тот, кто сможет это предсказать, будет самым популярным человеком в компании. Ведь то, что происходит сейчас, бывает на рынке, наверное, раз в сто лет!
Думаю, что еще одного резкого всплеска не будет, мы вышли на новый уровень потребления, и теперь он будет органически расти с нового рубежа. Второй виток пандемии может усилить рост, но будем надеяться, что властям удастся сдержать распространение вируса.