«Безумное количество продуктов и проектов, которые я выводил на рынок, были неуспешны. На основании этого опыта я вывел для себя несколько правил», — Максим Бурганов.
Как запускать новые продукты, бизнесы и проверять бизнес-гипотезы, в колонке для NN.DK.RU рассказал председатель совета директоров «Автосуши и Автопицца» Максим Бурганов.
— Редко, когда бизнес-план на 100% совпадает с тем, что происходило в бизнесе на деле. В большинстве случаев то, что ты планируешь, и то, что получаешь — отличающиеся вещи. Но бизнес-план нужен как ориентир.
Я получил от инвесторов 650 тыс. руб. и открыл компанию «Автосуши». Через 11 лет эта компания стала оборачивать более 3,5 млрд руб. в год, у нас работает 3,5 тыс. сотрудников, в год продаем около 10 млн блюд в 30 городах России. Не знаю, хороший это результат или плохой, есть много компаний, у которых результаты гораздо лучше, чем у нас.
Безумное количество продуктов и проектов, которые я выводил на рынок, были неуспешны. На основании этого опыта я вывел для себя несколько правил.
Правило №1. Никогда не запускайте новый проект или продукт, если к нему морально не готова команда. Какими бы крупными ни были инвестиции, каким бы сильным ни было желание собственника, если команда к этому не готова, вы никогда ничего в жизни не сделаете.
В качестве примера приведу открытие «Автосуши» в Москве: 2017-й год, планы наполеоновские, на собраниях звучат лозунги в стиле «мы победим». На деле ты вскоре начинаешь понимать, что команда готова классно тусануть в командировках в Москве, круто слить 30-50 млн руб., если что-то получится — потребовать премию, а если нет — то ты сам виноват, что недостаточно их замотивировал. Настроения были такие.
Я хотел в Москву заходить по одному стратегическому сценарию, а зашел совершенно по противоположному, потому что меня переубедили. У меня есть правило: если большинство топ-менеджеров со мной не согласны, значит идея отличная, нужно внедрять. Это правило не знало исключений до нашего открытия в Москве.
Я хотел делать большой ресторан в топовой локации, с детской комнатой, сильным брендом. А мне говорят: «Давайте откроем много маленьких точек». С нашей педантичной фанатичностью, мы думали, что сейчас придем и взорвем рынок. Но в Москве мы попали в разряд «всяких суши-воков»: есть «Тануки», есть «Якитория», а есть все остальное. При этом у нас были постоянные клиенты, которые приносили много денег, но недостаточно для того, чтобы этот бизнес в Москве развивался. В итоге мы его закрыли.
Правило №2. В новом направлении должна быть проектная команда, не имеющая отношения к основной операционной деятельности.
Когда мы запускали следующий проект, команда уже была другая. Я принципиально не стал пользоваться той командой, которая завязана со мной на основной бизнес, потому что она ориентирована больше на то направление, которое приносит деньги. Корову, которая дает молоко.
Правило №3. Стреляй, целься, стреляй. Это такой способ построения бизнеса и неважно, чем ты занимаешься, производством ракет или доставкой суши. Корректируй неверную стратегию и пробуй снова. И так пока не попадешь. Это если у вас есть деньги. Если денег нет, то и права на ошибку нет. Вы должны попасть с первого раза, либо думайте, стоит ли вообще начинать.
Во время пандемии мы запустили проект «Я — шеф-повар» (сервис доставки подготовленных ингредиентов для блюд). В первый раз это проект не пошел, я сделал какое-то безумное количество выводов и перезапустил его, он провалился и во второй раз. Тогда я еще больше вдохновился. Акционеры не очень понимают мое настроение, потому что денег было потрачено немало. Запуск проекта осуществлялся в панике: во время первой волны пандемии я сидел в углу и боялся всего, мы начали сдуру браться за любые вещи. Так, например, запустили сервис по доставке продуктов питания, который тоже не выстрелил, но помог огромному количеству людей. Для нас это был чистой воды убыток, но мы получили безумное количество благодарностей.
В этот момент я понял, что корпорации «Амбрелла» из нас не получится, и нужно фокусироваться на том, что у тебя лучше получается. Но проект «Я — шеф-повар» меня все равно зацепил, мы обратились шеф-повару Андрею Сулиме и развиваем этот проект вместе.
Не слушайте никого, если что-то планируете. Мой личный опыт говорит, что чем больше я иду на поводу у других, тем хуже результат. Есть много людей, у которых ничего нет. Но они классно знают, как все нужно делать. У каждого есть такие друзья. Пользуйтесь только внутренними ощущениями и своим личным опытом. Прибегайте к каким-то умным книжкам, но никогда не руководствуйтесь ими на 100%, а просто вдохновляйтесь.
Колонка подготовлена на основе выступления Максима Бурганова на бизнес-завтраке «Делового квартала» 30 сентября.