«У нас есть несколько производственных площадок в разных областях России, и мы можем сравнить подходы к реализации ограничительных мер. Нижегородцы, на наш взгляд, отработали четче всех».
Компания «Хома» — нижегородский производитель клеевых дисперсий и клеевых составов. В перспективе компания планирует стать одним из резидентов недавно созданной в Дзержинске особой экономической зоны (ОЭЗ) «Кулибин».
Как пережило карантин крупное химическое производство, и удалось ли сохранить в докризисном виде план по развитию, DK.RU рассказал инвестиционный директор компании Илья Кусый.
Какое влияние оказал на вас коронавирус?
— Конечно, пандемия проверила нас и на прочность, и на слаженность, и на устойчивость. Но ведь не только нас — весь мир. На то она и пандемия.
Особенность среднетоннажного химического производства – высокая зависимость от цен как на базовое, так и на специфическое сырье. Поэтому мы в полной мере ощутили и колебания мирового рынка, и степень включенности России в глобальную экономику. Ведь сама методика ценообразования на базовое сырье, которое производится в России, существенно зависит от котировок зарубежных рейтинговых агентств. Ну а специфическое сырье, которое мы используем в производстве, в нашей стране почти не производится.
Удалось ли вам предвидеть развитие ситуации, и пришлось ли в итоге перекраивать планы по развитию, что-то менять в стратегии?
— Честно говоря, спрогнозировать развитие ситуации нам не удалось. Но один из базовых принципов нашей стратегии – развитие научного потенциала компании. У нас в научно-исследовательском центре сформирован своеобразный «портфель нематериальных активов»: рецептуры, варианты технологий. Поэтому всегда остается пространство для маневра в части замены, например, сырьевого компонента или адаптации технологии.
Пространство это, конечно же резко сузилось. Сильнее всего непростая ситуация повлияла на наши продукты, предназначенные для строительного рынка. Тем не менее, коронавирусный кризис мы прошли, и стратегия не изменилась.
А вот тактические инвестиционные планы пришлось перекраивать. И связано это было с тем, что на несколько месяцев остановились предприятия, изготавливающие реакторное оборудование, необходимое нам для запуска новых участков.
К счастью, никто из наших сотрудников не заболел. И это, безусловно, хорошая новость.
На производстве компании "Хома"
Насколько нам известно, в начале года вы успели принять участие в большой отраслевой выставке «Интерлакокраска», следующей должна была стать MosBuild 2020 — но она была отменена. Что значит для такого крупного производства, как ваше, отмена выставочных мероприятий?
— Да, в начале марта мы успели поучаствовать в «Интерлакокраске» и провести собственную конференцию «ХомаСфера». Уже тогда мы ощутили влияние пандемии. Некоторые партнеры не смогли к нам приехать, и в выставке не участвовали компании из-за рубежа. Отмена следующих выставок в тех условиях была лучшим решением — иначе экспоненты и посетители не смогли бы получить полную отдачу от мероприятий.
Большинство организаторов выставок перешли на онлайн-платформу и запустили ряд тематических конференций. Для лакокрасочной отрасли это стало новым форматом — ранее все активности проводились только в офлайн-режиме. Тем не менее, первая онлайн-конференция собрала более 500 слушателей, а запись посмотрело около миллиона человек.
Вне зависимости от формата, конференция сильно отличается от выставки. Для экспонента это уникальная возможность лично представить себя потребителю, а для посетителя — способ рассмотреть все варианты на рынке.
Мы надеемся, что ситуация нормализуется, и 2021 год пройдет без таких сюрпризов. Кстати, в сентябре этого года мы участвуем в первой онлайн-выставке. Время покажет, насколько этот формат будет востребован.
Как вы работали с конца марта, когда были введены жесткие ограничения и, по сути, встало большинство производств?
— У нашей компании есть несколько производственных площадок. И мы можем сравнить подходы к реализации ограничительных мер в разных областях России. Нижегородцы, на наш взгляд отработали четче всех.
Правительство Нижегородской области своевременно, полно и грамотно проинформировало о шагах, которые необходимо предпринять. Система электронных пропусков сработала без сбоев, как методологически, так и в части технической реализации. Мы изменили график выхода работников в смены, но наши непрерывные процессы не остановили.
Также хотелось бы отметить работу Торгово-промышленной палаты Нижегородской области. В тот момент, когда заказчики стали сокращать объемы закупок и возник риск форс-мажора, ТПП также своевременно и грамотно помогла оформить необходимые сертификаты. Они нам не пригодились. Но сам подход, направленный на поддержку промышленности, не может не радовать.
Сообщалось, что с 2021 года ваше предприятие наладит выпуск полиуретановых клеев и клеевых расплавов. Как идет подготовка к запуску производства? Каков планируемый объем вложений в этот инвестпроект, и в чем его главные особенности?
— С 2017 года мы реализовывали комплексный инвестиционный проект при поддержке Фонда развития промышленности ФРП. Теперь перешли к следующему. В рамках нового инвестиционного проекта — развитие производства клеев.
В 2021 году мы решили сконцентрироваться на расширении линейки наших полиуретановых продуктов. Для увеличения объемов строим новый клеевой участок. Думаем нарастить мощность до 150 тонн в месяц.
Вычленять отдельно инвестиции только в него, на мой взгляд, не совсем верно. Скорее можно говорить об общих инвестициях в весь проект — 300-350 млн руб. на горизонте планирования в пять лет. А это и водные клеи, и ПВА класса конструкционной прочности D3 и D4, и водные полиуретановые системы. Возможно, и другие продукты.
Даже простой ПВА существенно сложнее, чем кажется, если в планах — конкуренция с мировыми производителями. За это мы химию и любим.
Производство компании располагается в Дзержинске, на территории ДПО «Пластик»
Что даст вашему предприятию вход в состав ОЭЗ «Кулибин»?
— Тактически, нам, конечно, интересны льготы, предусмотренные 116-ФЗ. Однако более важен долгосрочный эффект. Хотелось бы, чтобы ОЭЗ «Кулибин» стала центром кристаллизации химического кластера, в котором резиденты реализовывали бы проекты по выпуску той продукции, которая казенным языком называется «товары несырьевого неэнергетического экспорта».
Для этого в Дзержинске есть, на наш взгляд, почти все: высококвалифицированные рабочие, научная и образовательная школа, традиции, дух предпринимательства. Может быть немного не хватает инвестиций, но это вопрос даже не времени, а работы, энергии и желания.
* * *
«Приглашаем инвесторов работать на нижегородской земле!»
— ОЭЗ «Кулибин» — территория площадью 72,3 га в Дзержинске с готовой инфраструктурой, где можно приступить к организации производства, не тратя времени и сил на проведение коммуникаций. Подбор резидентов уже ведется. В первую очередь, конечно, это химические и фармацевтические производства. Но хороший отклик есть и от инвесторов из других отраслей промышленности — автокомпоненты, строительные материалы...
Преимущества нашей ОЭЗ — удобное расположение, кооперационные связи в химическом кластере и всесторонняя поддержка инвестпроекта со стороны руководства области и Корпорации развития. И конечно, набор льгот: налоговые ставки на прибыль — 2% в первые 5 лет, 5% в следующие пять лет и 14,5% — в дальнейшем, а также нулевые ставки по налогам на имущество, землю и транспортному налогу.
Корпорация развития Нижегородской области
Инвестиционный портал: nn-invest.ru
Круглосуточная линия поддержки инвесторов: 8 (800) 350-12-52