Меню

Рейтинг лизинговых компаний Нижнего Новгорода: основные тренды и драйверы рынка

В рейтинге лизинговых компаний Нижегородской области представлены филиалы и представительства федеральных независимых лизинговых компаний, действующие в регионе на июль 2020 г.

На первом этапе проведен анализ рынка на основании данных отраслевых ресурсов all-leasing.ru, аналитики деловых СМИ и рейтинговых агентств.

На втором этапе определен круг компаний, которым предложено предоставить информацию о показателях деятельности по объему и структуре нового бизнеса. Полученная информация была проверена и уточнена.

Основной ранжирующий показатель — объем нового бизнеса филиала в Нижегородской области в 2019 г. (с НДС), млн руб. Объем нового бизнеса рассчитан как сумма стоимости имущества по договорам лизинга с НДС за 2019 г. Дополнительный показатель — количество заключенных новых сделок в 2019 г., структура объема нового бизнеса по видам предмета лизинга, млн руб. Принятые сокращения: н/д - нет данных.

Автор: Александрова Александра. Cсылка на рейтинги по другим городам: https://nn.dk.ru/wiki/reyting-lizingovykh-kompaniy

Тренды рынка лизинг Нижегородской области 2019-2020:
 

1| Лизинговые компании хорошо в ТОПе цифровой экономике. В последние 2-3 года компании переводили бизнес-процессы на ИТ - платформы, это позволило быстро адаптироваться к условиям пандемии. Ключевые игроки рынка в течение недели с начала карантина перешли на удаленный режим офисов, оперативно начали адаптировать и улучшать цифровые сервисы для проведения удаленных сделок с клиентами.  Основные инструменты удаленных сделок– личный кабинет, мобильные приложения и витрины каталогов производителей.

2| Объем рынка лизинга в Нижегородской области по итогам 2019 года составил порядка 32 млрд. руб.  ( + 30 % к в 2018 г.). В структуре нового бизнеса ТОП игроков, 74% сделок в руб.- приходится на сделки с транспортом. При пессимистичной оценке рынок по итогам 2020 г. сократится до 20 млрд. руб. При оптимистичном прогнозе, ТОП компаний, ожидает удержание позиций 2019 года. Количество текущих сделок в 1 пг  2020 г. в Нижегородской области уже превысило объем новых сделок за 2019 года.

3| Автотранспорт и спецтехника останутся драйверами рынка.

В 2019 г. основными драйверами роста был сегмент автолизинга - легковые и грузовые автомобили, пассажирский транспорт (ВТБ-лизизнг отмечает рост  на 15-30% в год),  а также строительная и дорожно-строительная  техника. Компании отмечают, что перспектива роста и  развития этих сегментов сохранится.

По Нижегородской области в 2019 году в 4 раза  вырос сегмент сделок по автобусам за счет сделок «Сбербанк лизинг» на сумму договоров в 3,4 млрд.руб. и Carcade – 143 млн. руб. 

 

Динамика роста сделок в денежном выражении в сегменте легкового транспорта в среднем составила + 46,5 %, грузового транспорта + 70 %, строительной и дорожной техники в 1,5 раза, сельхозтехники +59%. Сформировался сегмент рынка  лесозаготовительной техники, техники для добычи ископаемых, складской техники, которую финансируют Сименс Финанс, Сбербанк лизинг, Элемент Лизинг.

4| Сделки проводятся удаленно и оперативно.

 Игроки рынка отмечают,  что в настоящее время до 80 % сделок совершается удаленно.  Увеличился объем подписанных договоров в системе ЮЗЭДО, при заключении которых не нужно встречаться и контактировать лично. Компании увеличили скорость обслуживания – с первого звонка клиента до выдачи техники  проходит минимум 2 дня. Сократился минимальный пакет документов для лизингополучателей, все документы загружаются в личных кабинетах клиентов.

5| Лизинговые компании реализуют стратегию поддержки бизнеса. Клиентам предлагаются продукты с господдержкой. В рамках Программы Минпромторга предоставляется лизинг с субсидией на технику  и транспорт от производителей КАМАЗ и УРАЛ, ГАЗ, Автоваз, Россельмаш, ТОНАР, ПТЗ, ЧТЗ и др.  Часть компаний вкладывается своим капиталом, предлагая каникулы, пролонгацию, увеличение  выкупного платежа, снижение ставки, уменьшение размера минимального аванса до 0%, реструктуризацию договоров.   Совместно с партнерами, компании реализует маркетинговые акции с бонусными условиями по сервисному обслуживанию автотранспорта.

ТОП 13 лизинговых компаний в Нижегородской области

 

Компания
руководитель филиала
Объем нового бизнеса в
Нижегород-ской области
в 2019г.,
млн руб.с НДС
Дина-мика в ср с 2018г., % Основной предмет лизинга в объеме нового бизнеса в 2019 г, руб.% Кол-во филиалов в ПФО/РФ Кол-во штатных сотруд-ников филиале на 01.07.2020 Объем нового бизнеса филиала в 2019 г./1 сотруд-ника, млн. руб. Год начала работы в Нижнем Новго-роде
1
Волго-Вятский региональный филиал АО "Сбербанк Лизинг"

Евстигнеев Всеволод 
6340,8 34 Автотранспорт, оборудование 16/70 19 333,7 2008
2
ЛК "Сименс Финанс"

Ничепуренко Нина 
2431,5 59,3 Оборудование, спецтехника, транспорт 4/24 10 243,2 2013
3
ВТБ Лизинг

Непочатов Евгений 
2017,5 16,6 Легковой и грузовой автотранспорт 14/60 21 96,1 2013
4
Альфа-Лизинг 1

Ишимов Олег 
1969,4 202,2 Грузовая техника, легковой транспорт, спецтехника 65 21 93,8 2017
5
Филиал "Балтийский лизинг" в Нижнем Новгороде

Козин Алексей 
1639,9 19,5 Универсальная компания , финансирует автотранспорт, оборудование и спецтехнику 13/74 24 68,3 2006
6
"РЕСО-Лизинг"

Малов Сергей 
1095,4 19,5 Легковой и грузовой автотранспорт 15/51 18 60,9 2009
7
"Элемент Лизинг"

Капелюха Михаил 
1033,2 84 Грузовой транспорт, автобусы 16/67 7 147,6 2005
8
Carcade

Клочков Павел
829,0 17,3 Легковой и грузовой автотранспорт 9/54 н/д н/д 2000
9
Росагролизинг 2

Косов Павел 
664 35,6 Сельскохозяй-ственная техника - - - 2002
10
Ураллизинг, филиал г.Нижний Новгород

Лыбин Василий 
639,7 8,7 Легковой, грузовой транспорт, оборудование 1/22 6 106,6 2012
11
ГК Интерлизинг

Зверев Александр 
266,3 5,7 Строительная тезника, легковой и грузовой транспорт 4/19 6 44,4 2018
в/р
Европлан

Пережогин Сергей
н/д н/д Универсальная компания , финансирует автотранспорт, оборудование и спецтехнику 6/78 н/д н/д 2002
в/р КАМАЗ Лизинг н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д

1. Данные предоставлены по юридическому лицу "АльфаМобиль", которое осуществляет продажи  розничным клиентам 2. Взаимодействие с регионом осуществляется через Москву/онлайн/через диллеров-агентов

 

Лидеры по заключенным сделкам в 2019 г.

Компания
руководитель филиала
Кол-во заключеных новых сделок филиалом в на условиях финансового лизинга в 2019 г. Динамика в ср с 2018г., % Кол-во  текущих сделок филиала
1 ВТБ Лизинг 667 -8,2 1184
2 Сбербанк лизинг 598 36,5 1417
3 РЕСО - лизинг 536 20,2 145
4 Элемент Лизинг 490 62,7 687
5 Балтийский лизинг  472 19,5 872
6 Альфа-Лизинг 434 135,8 643
7 Carcade 248 7,35 60
8 ЛК "Сименс Финанс" 143 30 375
9 Ураллизинг 133 8,7 41
10 Интерлизинг 57 21,3 39

В таблице представлены компании, которые предоставили данные.

Лидеры по объему сделок по видам имущества

Компания Объем нового бизнеса филиала в Нижнем Новгороде в 2019г.,млн руб. НДС Динамика в ср. с 2018 г,% Средняя стоимость сделки филиала в 2019 г., млн руб.
Легковой транспорт
1 ВТБ Лизинг 1042,6 28,3 2,8
2 Сбербанк лизинг 928 58,7 2,6
3 РЕСО - лизинг 783,8 17,5 н/д
4 Балтийский лизинг 724,9 2,2 2,7
5 Carcade 658 -0,8 3
6 Альфа-Лизинг 516,8 90,5 2,4
7 Ураллизинг 329,8 26,4 5,2
8 Интерлизинг 41,4 181,3 2,4
9 Элемент Лизинг 12,3 -3,4 2
10 ЛК "Сименс Финанс" 6,5 - 3,2
Грузовой транспорт
1 Альфа-Лизинг 1149,8 310,7 5,9
2 Сбербанк лизинг 890,2 -59,6 4,5
3 Элемент Лизинг 929,8 99,9 2
4 ВТБ Лизинг 688,3 -10,2 3
5 Балтийский лизинг 344,2 42,7 5,3
6 РЕСО - лизинг 244,6 18,7 н/д
7 Ураллизинг 139,9 -28 4,6
8 Интерлизинг 43,7 338,3 5,4
9 Carcade 25 -14,9 3,5
10 ЛК "Сименс Финанс" 11,3 2 5,6
Ж/Д транспорт
1 Сбербанк лизинг 1031,5 609,3 3,4
Автобусы
1 Сбербанк лизинг 3390,6 125,4 2,1
2 Carcade 143 1528 6,8
3 Элемент Лизинг 58,2 -17,2 2
4 РЕСО - лизинг 44,6 30,3 н/д
Строительная и дорожная техника
1 Альфа-Лизинг 302,6 202,2 10,8
2 ВТБ Лизинг 286,5 100  
3 Интерлизинг 150,3 500,4 3,7
4 Балтийский лизинг 141,5 -10,6 6,7
5 Ураллизинг 48,3 -4,9 12
6 Сбербанк лизинг 29,2 315,2 7,2
7 РЕСО - лизинг 22,3 147,3 н/д
8 Элемент Лизинг 17 - 1,5
9 ЛК "Сименс Финанс" 6 -93,5 6
Сельхозтехника
1 Балтийский лизинг 41 200 1,8
2 Сбербанк лизинг 21,5 -56 1,9
3 Интерлизинг 15,2 - 3,7
4 ЛК "Сименс Финанс" 6,4 - 6,4
5 Элемент Лизинг 4,4 - 2,2
6 Ураллизинг 2,9 53,8 1,4
Оборудование
1 ЛК "Сименс Финанс" 2353,9 96,8 17,8
2 Балтийский лизинг 368,2 0,6 3,7
3 Ураллизинг 118,7 46,8 7,4
4 Сбербанк лизинг 24,2 -88,6 8,06
5 Интерлизинг 16 -92 2,6
6 Элемент Лизинг 3,7 -32,6 1,8
Другая спецтехника (лесозаготовительная/добыча ископаемых,складская)
1 ЛК "Сименс Финанс" 1 47,4 - 9,8
2 Сбербанк лизинг 1,2 25,5 3,2 3,1
3 Элемент Лизинг 2 7,6 - 7,6
Недвижимость
1 Балтийский лизинг 20 - 20

1. Лесозаготовительная техника, 2. Техника для добычи полезных ископаемых,складская техника.

Лидеры по объему нового бизнеса в Нижнем Новгороде на конец 2019 г.

Компания Объем лизингового портфеля филиала
на конец 2019 г., млн. руб с НДС.
1 Сбербанк лизинг 14564,4
2 ЛК "Сименс Финанс" 3160,7
3 ВТБ Лизинг 1604,4
4 Балтийский лизинг  1212
5 Альфа-Лизинг 1140
6 Carcade 833
7 Элемент Лизинг 707,2
8 Ураллизинг 588,3
9 Интерлизинг 255,6

 

Прогнозы рынка лизинга в Нижегородской области:     

 

Всеволод Евстигнеев, директор Волго-Вятского регионального филиала АО «Сбербанк Лизинг»

 В 2019 году обострилась конкуренция на рынке лизинга. Это привело к улучшению условий для клиентов: сокращение сроков рассмотрения, снижение аванса, уменьшение годового удорожания и др. по приобретаемым в лизинг автомобилям и оборудованию. В части корпоративного лизинга расширился как перечень предприятий крупного и среднего бизнеса, пользующихся лизингом, так и ассортимент приобретаемых в лизинг основных средств.

Предприятиям пострадавших отраслей был пересмотрен график лизинговых платежей. В текущей ситуации клиентам предлагаются продукты с государственной поддержкой, в частности, лизинг с субсидией на определенные виды спецтехники в рамках Программы Минпромторга.
Проведенная ранее работа по удаленному рассмотрению заявки и электронному  подписанию договоров, позволила компании обеспечить соответствующий сервис нашим клиентам в части рассмотрения и заключения договоров лизинга. Более 80% заключаемых договоров сейчас заключается электронно.

Развитие рынка лизинга будет непосредственно связано с общей экономической ситуацией в стране, проводимыми мерами стимулирования экономики со стороны государства. Можно утверждать, что лизинг с учетом его преимуществ для клиента продолжит наращивать свою долю в программах обновления основных средств предприятий и частных предпринимателей.

Евгений Татаринов, коммерческий директор ГК ВТБ Лизинг

В 2019 году мы отмечали увеличение интереса к лизингу у предпринимателей разного масштаба – от крупных корпораций до малого и микробизнеса. У российского бизнеса вслед за представительствами международных компаний вырос спрос на операционный лизинг.

В марте 2020 г. Лизинговый бизнес ощутил высокий спрос именно в digital-среде. ВТБ Лизинг принял на 40% больше онлайн-заявок по сравнению со средними значениями января-февраля 2020 года. В качестве приоритетного сегмента рассматриваем автолизинг. За 5 лет этот сегмент рос высокими темпами 15-30% в год, пользовался популярностью у предпринимателей. Мы видели, что деловое сообщество постепенно осознает преимущества, которые он дает. Из-за  принятых мер по борьбе с пандемией в апреле и мае количество сделок на рынке резко упало, по нашим оценкам, более чем в два раза, и это не может не сказаться на итогах 2020 года. Тем не менее, мы будем продолжать фокусироваться на развитии своего продукта в автолизинге, переводя его постепенно в онлайн среду. Мы считаем, что в ситуации экономического спада и недостатка средств, необходимых для развития бизнеса, инструмент лизинга становится ещё более востребованным среди клиентов.

Спецтехника – очень перспективный сегмент в силу того, что государственное финансирование национальных проектов предполагает и строительство дорог, и улучшение городской инфраструктуры, и большие инвестиции в программу по утилизации бытовых отходов. Важно, что национальные проекты не останавливаются. В январе-марте на их реализацию было потрачено 16% от годового плана. И пока решений о пересмотре в Минфине нет.      

Сергей Пережогин, директор филиала ЛК «Европлан» в г. Нижний Новгород

Первое полугодие 2020 года связано с пандемией короновируса: на первый план вышла готовность лизинговой компании работать в дистанционном режиме и оказывать услуги онлайн. Компания «Европлан» по всей России перешла на дистанционный режим быстро, на 100% с учетом всех требований местных властей в регионах. IT-инфраструктура была готова к этому.

Мы развиваем дистанционные сервисы - они удобны для клиентов, помогают экономить время, гарантируют отсутствие ошибок в документах и качественное выполнение работ. Компания регулярно выводит на рынок новые автоуслуги, которые можно получить дистанционно.
Результаты первого полугодия 2020 г. показывают рост. В июне-июле 2020 «Европлан» вышел на докризисные объемы оформления лизинговых сделок.  При этом  рост  во многомсвязан с отложенным спросом и ситуация продолжает во многом оставаться неопределенной.

Важным фактором устойчивости нашей компании является качественный портфель.Мы отметили, что большинство клиентов, даже те, кто обратился с запросом на снижение финансовой нагрузки, продолжили платить по графику. При этом в компании были значительно смягчены условия лизинга: аванс был снижен до 0% для легкового транспорта и LCV и до 10% для грузового транспорта. Даже в самое трудное время мы продолжали наши маркетинговые акции и держали цены. Так компания и будет развивать дальше.

Ничепуренко Нина, директор представительства ЛК "Сименс Финанс", г. Нижний Новгород

2019 год был очень активным в части различных инвестиционных программ у компаний всех отраслей промышленности. Разрабатывались крупные долгосрочные проекты, требующие длинных сроков и низких авансов. Конкуренция по таким проектам была очень большой, при этом не все ЛК смогли профинансировать сложное оборудование на длительные сроки (5-7-10 лет) с авансами от 10% как требовалось клиентам. При этом наблюдалась устойчивая тенденция снижения стоимости финансирования транспорта, спецтехники и ликвидного оборудования.

В перспективе в 2020-2021 гг. компании будут откладывать (или уже отложили) крупные инвестиционные проекты до стабилизации ситуации. На рынке лизинга с большой долей вероятности будет наблюдаться значительное снижение объемов финансирования. При этом ожидается усиление конкуренции в сегменте мелких и средних сделок.

Алексей Козин, директор Филиала  "Балтийский лизинг" в Нижнем Новгороде

В самом начале пандемии компания "Балтийский лизинг" направила ресурсы на организацию рабочего процесса online, с переводом компании в режим удаленной работы мы справились всего за неделю. Мы оценили преимущества заключения сделок в системе юридически значимого электронного документооборота (ЮЗЭДО), и вскоре в список приоритетных целей компании вошла задача по вовлечению большего числа клиентов и партнеров в систему ЭДО. Для этого разработали и запустили специальное предложение, в рамках которого для клиентов, заключающих электронные сделки, ставка по договору  будет снижена. Кроме того, для тех своих клиентов, которые пострадали от пандемии, мы предусмотрели два варианта поддержки: кому-то мы дали отсрочку, для кого-то реструктуризировали платежи. Все эти заявки мы отрабатывали в индивидуальном порядке.

С учетом того, что прогнозировать восстановление и развитие экономики на сегодняшний день нереально, могу сказать только одно: в наиболее выигрышном положении окажутся компании с гибкой стратегией, способные в короткие сроки перестроить бизнес-процессы таким образом, чтобы они соответствовали и запросам клиентов, и постоянно меняющейся обстановке.

Лыбин Василий, директор филиала Ураллизинг  в Нижнем Новгороде

В 2019 г. многие лизинговые компании расширили свое присутствие, возросла конкуренция, стали предлагать выгодные и интересные предложения для клиентов.

Мы перешли на удаленный режим работы, разработали и внедрили сервис - личный кабинет клиента, в котором без звонков и ожиданий можно получить доступ к информации в два клика и сделать расчеты по лизину.
Даже на фоне всех негативных факторов, доступность и популярность лизинговых услуг продолжает расти. Поскольку у бизнеса всегда будет потребность в обновлении и расширении автопарка, компании будут выбирать лизинг как оптимальный механизм для развития бизнеса. Мы всегда выбираем самый оптимистичный подход! В 2020 г. мы рассчитываем сохранить свои позиции на рынке.

Малов Сергей, директор филиала РЕСО – лизинг в Нижнем Новгороде

Уже несколько лет подряд основным драйвером лизинговой отрасли выступает автолизинг. Рост автолизинга в сегменте малого и среднего бизнеса обусловлен экономическими выгодами для лизингополучателей. Быстрота принятия решения по одобрению сделки способствовала притоку новых клиентов, которые переориентировались с кредитных продуктов. Специальные продукты «РЕСО-Лизинг» удовлетворяют потребности лизингополучателей благодаря своей гибкости и прозрачности. Возможностью частично-досрочного погашения, выкупа предмета лизинга на физическое лицо.

Реалии 2020 года не позволяют спрогнозировать развитие ситуации на рынке лизинговых услуг в регионе. Мы не можем спрогнозировать  развитие пандемии, которая, в свою очередь, сильно влияет на бизнес и финансовое состояние потенциальных лизингополучателей.

Татьяна Антипова - директор по стратегии и внешним коммуникациям АО "Росагролизинг"

Для того, чтобы спрогнозировать краткосрочную перспективу аграрного лизинга нужно понимать, что дефицит техники никуда не пропал (а значит и емкость рынка осталась прежней). Поэтому "среднегодовые" темпы сильно не изменятся – в период пандемии мы существенно нарастили свою долю, во второй половине восстановятся объемы других игроков сегмента. Лизинг по-прежнему будет важной важным инструментом обновления парка техники и оборудования, поэтому значительных изменений в период конца 2020 и начала 2021 года мы не прогнозируем.

Если говорить в целом о рынке лизинга, то тут мы тоже прогнозируем тренд на восстановление, но особенно заметно это будет в сегментах, где есть меры государственной поддержки, например, субсидии на оплату лизинговых платежей будут выплачиваться пассажирским компаниям  для восстановления и превышения показателей пригородных железнодорожных перевозок прошлого года; вводится субсидия в размере до 25%  стоимости транспортного средства, приобретаемого по программе "Доступная аренда" Минпромторга, а также для каршеринговых компаний.