Меню

«Каспийский монстр» возвращается. Нижегородцы возродят разработку кораблей-самолетов

На данный момент конструкторы считают пригодными к реализации два проекта экранопланов, созданные на основе разработок легендарного нижегородского ученого.

В Нижегородской области ЦКБ по СПК им. Ростислава Алексеева продолжит разработку уникального транспортного средства, сочетающего свойства корабля и самолета — экраноплана. Об этом сообщает пресс-служба правительства региона.

Первую такую машину разработали в Горьком представители нижегородской конструкторской школы Ростислава Алексеева в 80-х годах прошлого века. По замыслу конструкторов, экраноплан может передвигаться на высоте примерно 3 м, используя экранный эффект, со скоростью почти до 500 км в час.

Разработка поразила весь мир. За рубежом экраноплан даже окрестили «Каспийским монстром» за его уникальные свойства и фантастическую скорость на воде. В прошлом веке были построены несколько таких судов: три десантных экраноплана «Орленок» и один ракетный экраноплан «Лунь», — отметил первый заместитель губернатора Нижегородской области Евгений Люлин.

Государственная программа предусматривала строительство 24 машин типа «Орленок». Серийную сборку должны были осуществлять судостроительные заводы в Нижнем Новгороде и Феодосии. Однако этим планам не суждено было воплотиться. После смерти в 1984 г. министра обороны СССР Д. Ф. Устинова все работы по выпуску и развитию транспорта были свернуты. Четыре изготовленных экземпляра «Орленка» до 2007 г. находились на базе ВМФ в городе Каспийск. В июне 2007 г. наиболее уцелевший экземпляр был отбуксирован по Волге в Москву и установлен в музее ВМФ.

Сейчас есть все шансы исправить историческую несправедливость и возродить производство легендарных экранопланов. Нижний Новгород вновь сможет подтвердить звание центра инновационных технологий. В настоящее время разрабатывается несколько моделей экранопланов. Все проекты находятся в высокой степени проработки, — рассказал господин Люлин.

Экранопланы нового поколения можно будет использовать для пассажирских перевозок и нужд МЧС.

Морской экранопланА-050 (или «Чайка 2») сможет выходить на необорудованный берег, перевозить до 100 человек. Бюро презентовало его в 2017 г.

Речной пассажирский экраноплан А-020 (или «Ракета-3») предназначен для круглогодичной скоростной перевозки 40 пассажиров. Проект может быть востребован в регионах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, где слабо развита сеть автомобильных дорог, а период навигации привычного водного транспорта очень небольшой из-за суровых погодных условий.

«Новые инновационные проекты в сфере судостроения позволят нашим предприятиям получить дополнительные заказы, что сейчас особенно важно для восстановления региональной экономики. В частности, возрождение строительства экранопланов — вопрос не только престижа Нижегородской области, но и загрузки ряда наших предприятий», — заявил первый заместитель губернатора.

Ранее ЦКБ по СПК им. Ростислава Алексеева в рамках госпрограммы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы» разработало и построило инновационное судно на подводных крыльях «Валдай 45Р». Благодаря проекту удалось возродить речные пассажирские перевозки в Нижегородской области. Кроме того, на предприятии начали строительство головного речного пассажирского судна на подводных крыльях проекта 03580 «Метеор 120Р».