«Федеральный закон № 44-ФЗ сократят на 30%. Вместо громоздкой системы из 11 способов закупок останутся три способа: конкурс, аукцион и запрос котировок».
Закупка по реконструкции парка «Швейцария» в Нижнем Новгороде стала не только одной из самых крупных среди подобных проектов, но еще и сильно затянулась — конкурс провели в начале июня, но контракт еще не был заключен. Комиссия рассмотрит вторые части заявок участников повторно, из-за жалобы одного из предполагаемых подрядчиков. Активист общественной организации «Стопкартель» Александр Кулаков отмечает, что подобные ситуации вокруг аукционов возникают постоянно.
Пока наши правоохранительные органы не будут жестче реагировать на это, ситуация не поменяется.
«Законодательство о закупках сократится в ближайшее время на треть»
В то же время, у закупочных процедур есть несколько проблем, которые проявляются годами. Сейчас с ними планируют бороться с помощью законодательных новелл. Так ранее ФАС и минфин подготовили поправки.
Одна из первых проблем, которая выявляется буквально на «входе» — заказчики устанавливают так называемые «ловушки» в документации. Свод правил представляет собой большой талмуд на тысячи листов. Ошибешься в запятой, укажешь не тот знак — заявку отклонят. В будущем вместо многотомных заявок появится необходимость указать согласие, поставить галочку на сайте.
Со сговором на торгах планируют бороться с помощью сокращения промежутка времени между подачей заявок и началом торгов. Минфин и ФАС предложили установить норму, при которой аукцион будет проходить через два часа после окончания подачи заявок. Постепенно, мы придем к тому, что торги будут начинаться в следующую секунду, сразу после окончания подачи заявок.
Постепенно мы уходим и от цикличности торгов. Раньше, если аукцион не состоялся, его проводили повторно. Сейчас планируется, что заказчик будет заключать договор с кем-то из участников.
Кроме того, в России появится рейтинг деловой репутации. Компаниям присвоят места в этом исследовании. У кого больше опыт и нет нареканий к выполненным работам — у того более высокий рейтинг. Это облегчит допуск на торги, и снизит размер обеспечения заявки контракта.
Некоторые предприниматели боятся заходить на аукционы, потому что требуется большое обеспечение заявок и большое обеспечение контракта. Средств не хватает, нужно брать кредиты, оформлять банковскую гарантию.
С этим тоже есть сложности. У каждого банка свои условия для получения гарантии, и иногда они идут вразрез с требованиями заказчика. Планируется создать единую форму.
В то же время, новые предложения контролирующих органов будут ограничивать подачу жалоб. Обратиться в ФАС сможет только то лицо, которое имеет право участия в торгах. Чтобы подтвердить право участия, нужно будет обладать опытом. Теперь небольшие компании, у которых нет опыта в торгах, если видят нарушение в закупочной документации или барьеры, не смогут её обжаловать и вносить правки.
Думаю, что со временем будут приведены стандарты для типовых условий контрактов. Сейчас они разнятся. Если все будет унифицировано, то данные об условиях будут подгружаться автоматически.
Остается проблема и с односторонним разрывом контрактов со стороны заказчика. Например, пришел не «свой» подрядчик на объект, и ему начинали вставлять палки в колеса. В будущем бизнес сможет обжаловать подобные решения.
Вдобавок, в планах есть и создание реестра участников картелей. Сейчас с ними идет активная борьба, об этом говорит и президент России. В список будут попадать определенные компании, что облегчит работу порядочным предпринимателям.
Сейчас многие не участвуют в закупках, заявляют: «Зачем нам все это? Мы знаем, что все равно не сможем выиграть. Зачем тратить свое время и терять деньги?». Сейчас такие компании могут меньше переживать, с картелями борются.
Более того, законопроект сокращает федеральный закон № 44-ФЗ на 30%. Это огромный пласт информации. Громоздкую систему из 11 способов закупок сокращают до трех. У нас останутся конкурс, аукцион и запрос котировок. Это тоже облегчит работу бизнеса.
«Иногда сотрудники АНО не знают даже универсальных юридических норм»
Автономные некоммерческие организации в последние годы стали появляться в России все чаще. Они, в том числе, могут заниматься и проектами, связанными с необходимостью закупок.
Пока создается ощущение, что автономные некоммерческие организации (АНО) существуют для того, чтобы напрямую, без торгов давать деньги тем, кому хочется.
В пандемию через АНО приобретались маски и медикаменты. Это палка о двух концах — да, такой способ упрощает работу в экстренных ситуациях, где нужно эффективно и быстро что-то приобрести. С другой стороны, это не способствует развитию конкуренции. Ты просто отдал деньги и все. Какая здесь конкуренция?
Эти АНО никому не отчитываются, никто не проверяет то, как они расходуют бюджетные средства. Процедуры закрыты, нельзя увидеть ни факты обналичивания денег, ни возможные картельные сговоры. Я считаю, что их нужно ликвидировать и уходить от такой схемы работы с подрядчиками.
Вдобавок, иногда в АНО работают непонятные люди. Они не проходят соответствующее обучение, порой не знают и универсальные юридические нормы. Кроме того, они не смотрят условия контрактов и, если попадается непорядочный подрядчик, то предъявить ему претензии не смогут, так как документы составлены неправильно. Порой там вообще работают три человека: руководитель, бухгалтер и какой-нибудь хозяйственник.
Если говорить в целом о системе закупок, то, на мой взгляд, заказчикам не хватает грамотных специалистов, более того, не всегда цели заказчика совпадают с законодательством. Это все мешает развитию здоровой конкуренции между бизнесом. В то же время, без развития конкуренции невозможен рост экономики.
Добавим, что в 2020 г. продолжается тенденция к «упрощению» закупок. При этом в закон №44-ФЗ с 2013 г. 58 раз внесены изменения и дополнения, принято более 270 нормативных правовых актов.