Меню

«Деньги нужно оставлять в своем регионе. Это же так просто!» — Максим Плеханов

Максим Плеханов. Иллюстрация: архив героя

«Первый мясокомбинат» готовит к реализации в Нижнем Новгороде масштабный инвестпроект стоимостью 4,5 млрд руб. Управляющий директор предприятия рассказал DK.RU, как строить планы на будущее в кризис.

«Первый мясокомбинат» — предприятие относительно молодое. В конце мая исполнится 8 лет с момента первой отгрузки мясных продуктов с нынешней производственной площадки. Она находится в Автозаводском районе Нижнего Новгорода.

Управляющий директор Максим Плеханов всего шесть лет назад сам приехал в Нижний Новгород из Челябинска. Производству требовался энергичный, современный руководитель. Поэтому новый директор не просто переехал — продал недвижимость в своем городе и перевез семью, чтобы войти в бизнес надолго и всерьез. Теперь он считает себя нижегородцем и говорит, что в нашем городе «добрые и позитивные люди»: именно благодаря им удалось легко ассимилироваться.

Мы поговорили с ним о том, как решиться на масштабные проекты в сегодняшней ситуации неопределенности.

Мясокомбинат представляет собой круглосуточное производство непрерывного цикла: на нем работают около 650 сотрудников, из них примерно 300 человек — непосредственно в мясоперерабатывающем цеху.

Хорошие специалисты настолько ценны, что «Первый мясокомбинат» принял к себе бывших работников Ильиногорского мясокомбината и теперь возит их в Нижний собственным транспортом: «Это те, кто захотел сохранить свою профессию, уникальные навыки».

Также предприятие не жалеет денег на современное оборудование: например, машина для перевязки сарделек заменяет труд пяти человек, которые могут заняться другими операциями. Однако о том, чтобы полностью заменить механизмами ручной труд, речи всё же нет.

«Машина не создает уникальный продукт, — рассуждает управляющий директор. — Для каждой технологической операции может быть создана своя машина, ими можно полностью оснастить цех, но твой конкурент может построить такой же цех и выпускать такой же продукт, который станет массовым».

Сырье для производства продукции — говядину, свинину, курицу — мясокомбинат закупает в Нижегородской области и в соседних регионах.

Используется и пакетированное молоко нижегородского производства: благодаря фасовке удобнее отмерять положенный по рецептуре объем, и это дает гарантию, что на мясокомбинат приезжает качественный продукт.

То же самое касается яиц: «В меланж можно подмешать всякие ненужные добавки, а в яйца в скорлупе — нельзя».

Чтобы контролировать качество собственного продукта до попадания на стол к потребителю, на предприятии приняли решение заниматься только прямой доставкой с производства в торговые сети и небольшие магазины, а в дополнение к собственной продукции возить еще и сыры, пресервы, консервацию, хлеб.

С точки зрения накладных расходов, работа с оптовыми поставщиками, возможно, была бы дешевле… но только на бумаге, а в жизни — нет. Каждый бьется над своей рентабельностью. Включенный в машине холодильник — это увеличение расхода топлива на 15-20%, а мясо не терпит температурных отклонений. Мы не можем в этом доверять дистрибьюторам».

Автопарк мясокомбината насчитывает около 60 автомобилей, оборудованных холодильниками. 90% транспорта — производства Горьковского автозавода. Это принципиальная позиция:

«Я считаю, что мы, находясь в Автозаводском районе, обязаны давать работу автозаводцам, — поясняет г-н Плеханов. — Возможно, это не самые эффективные в плане стоимости и обслуживания автомобили. Но деньги нужно оставлять в своем регионе. Это же так просто! Я отдам деньги японцам – и они потратят их у себя в Японии. Местный производитель, которого мы поддерживаем рублем, платит зарплаты людям, которые покупают в том числе и нашу продукцию. Это банальные законы экономики, и в них я верю свято. Осуществляя внешний закуп, мы отдаем предпочтение нижегородским производителям по тем же самым причинам».

В этом году «Первый мясокомбинат» запланировал расширение производства. В реализацию инвестпроекта планируется вложить 4,5 млрд руб. По планам, количество рабочих мест на предприятии достигнет полутора тысяч, штат водителей превысит 100 человек.

Кризис, вызванный пандемией коронавируса, скорректировал сроки запуска инвестпроекта, но не отменил его. Обстановка на предприятии сейчас довольно спокойная:

— Первые антивирусные меры мы у себя приняли задолго до того, как эта истерия началась по всей стране, — рассказывает Максим Плеханов. — Я еще в конце прошлого года по сообщениям из Китая понял, что дело серьезное. Взял себе на мониторинг несколько европейских стран и следил за новостями: было ясно, что Россия, скорее всего, в борьбе с пандемией пойдет по аналогичному пути. К счастью, наше правительство пошло по пути Европы, и это дало возможность предполагать варианты развития событий, хотя 90% решений, конечно, были приняты «здесь и сейчас».

У нас было несколько планов. «Пессимистичный» план также пришлось расписать: были опасения, что область закроют совсем, это означало бы для нас прекращение поставок в другие регионы, где у нас работают люди, где на нас завязаны клиенты. Был опасение, что потребление упадет многократно вообще везде.

В итоге, план, по которому мы действуем сейчас, скажем так, превзошел «нейтральный», но не дотянулся до «оптимистичного». Мы потеряли объемы в HoReCa: нашу продукцию покупали кафе и пиццерии, в ряде регионов школы. Но рынок товаров повседневного спроса не упал катастрофично, наши сотрудники не потеряли в зарплате, и мы в целом выросли, потому что успели переформатироваться, перестраховаться, запустить в другом направлении маркетинговую активность. И планируем расширение производства.

Сйечас мы готовим к запуску MES-систему, к которой, после обучения, будут подключены все без исключения работники.

Взять, например, обвальщиков. Система управления производственным процессом будет расписывать каждому из них задачи на день. Например, объемы разделки и виды мяса, которые требуются на производстве (а это уже зависит от плана продаж — например, если в какой-то торговой сети пойдет акция по буженине, потребуется больше сырья). Та же система будет контролировать работу обвальщика, а в конце месяца покажет ему статистику по эффективности и рассчитает зарплату.

Все те внедрения, которые мы сейчас готовим и будем обкатывать, создаются именно под новое производство.

Рассказывая об инвестпроекте, директор «Первого мясокомбината» называет его «самым современным заводом в ПФО». Недавно согласование на публичных слушаниях прошла площадка под строительство большого мясоперерабатывающего цеха. Она будет находиться неподалеку от нынешней производственной площадки. Переезд в другие районы города не рассматривался, поскольку производство «завязано» на рабочие руки.

— Мы долго искали подходящий участок и поняли, что наши сотрудники живут здесь — на Автозаводе, в Доскино, в Дзержинске, и добираются почти все на общественном транспорте. С переездом мы бы их потеряли. Люди лишились бы работы, которая кормит их семьи. Мы та компания, которая умеет дорожить кадрами.

По словам Максима Плеханова, огромную помощь в поиске и получении площадки «Первому мясокомбинату» оказала Корпорация развития Нижегородской области.

— В силу своего жизненного опыта, я испытываю некое недоверие ко всему с приставкой гос-. Я был изумлен в свое время, насколько отзывчивые люди работают в Корпорации, насколько быстро и четко дают обратную связь. Люди знают свое дело, и это приятно. Весь путь по получению площадки, включая проработку вариантов, пройден вместе с ними.

В нашей стране, к сожалению, всегда самое сложное — это пробить бюрократию. Корпорация — это связующее звено между бизнесом и лицами, принимающими решения на региональном уровне. И со своими задачами сотрудники Корпорации справляются просто блестяще: например, когда требуется собрать совещание, где должны быть все нужные люди, или получить согласование, или простимулировать принятие каких-либо решений. Ответственное отношение к инвестору, который несет деньги в регион, поражает до глубины души.

* * *

«Помогаем инвесторам, развивающим родной регион»

Генеральный директор Корпорации развития Нижегородской области Тимур Халитов:

— Помимо новых для Нижегородской области инвесторов, мы также активно работаем с предприятиями, которые уже имеют бизнес в области и хотят расширить или модернизировать свои производства. Один из них — «Первый мясокомбинат». Это прекрасный пример того, как производители реинвестируют средства в развитие производства и выпуск новых видов продукции в родном регионе.

Корпорация развития Нижегородской области

Инвестиционный портал: nn-invest.com

Круглосуточная линия поддержки инвесторов: 8 (800) 350-12-52

facebook.com/nndevelopcorp/

instagram.com/nnov_invest/