Жанна Потравко рассказала, во сколько обходится спасение истории
Об истории и перипетиях усадьбы Приклонских-Рукавишниковых в Подвязье и ее нынешней хозяйки Жанны Потравко написаны десятки статей и сняты множество телесюжетов.
Судьба Подвязья и судьба Жанны слились в общую судьбу. Успешная бизнес-вумен когда-то в один момент взвалила на себя ношу, которую пока еще трудно назвать бизнесом. Но Жанна твердо знает, зачем это делает.
«Я попала сюда случайно туристом в 1998 г., – рассказывает Жанна. – Невозможно было безучастно смотреть на разрушения прекрасного и уникального ансамбля. У меня надолго останутся в памяти крыши на скотном дворе, украшенные деревянными солнышками».
С 2003 году Жанна Потравко стала искать возможность сохранить усадьбу.
«Сначала я даже не мечтала, чтобы взять это все в собственность, – говорит Жанна. – Этим не может владеть один человек. Это целый мир».
И Жанна приняла решение, коренным образом изменившее ее жизнь. Продав недвижимость и несколько автомобилей, она поселилась в усадьбе. В господском доме, который по-прежнему является жилым домом села, сейчас проживают она и несколько соседей. И впервые за 80 лет в усадьбе появился человек, который жил здесь не как временный гость, выбрасывающий мусор в окно, а как любящий хозяин.
Но тут оказалось, что ненужная никому разваливающаяся усадьба вдруг стала интересным местом для строительства коттеджей. Между тем, даже остатки былой роскоши – 17 га территории нынешней усадьбы – это единый и неделимый архитектурный ансамбль. И на этом настаивает Жанна и уже 11 лет борется за сохранение усадьбы как единого живого комплекса.
Жанна считает задачей не просто сохранить то, что еще уцелело, но и дать Подвязью вторую жизнь. В усадьбе она и единомышленники организуют балы и концерты. Активно помогают волонтеры.
И вот около года назад, после того, как в один из волонтерских проектов с участием иностранцев нагрянул присланный управлением Росохранкультуры ОМОН, Жанна, просидев у камина всю ночь, на следующий день отправилась в Москву…
«Мне помогали очень большие люди, на самом верху. И мои недоброжелатели поняли, что я просто так не сдамся», – говорит Жанна.
Земля под усадьбой Приклонских-Рукавишниковых в селе Подвязье – в муниципальной собственности Богородского района. Подвязье признано федеральным объектом. Усилиями Жанны, при поддержке «больших московских людей», а также Богородской администрации ей удалось добиться включения усадьбы Подвязье в Единый реестр памятников архитектуры. На выделенные федеральной властью 8 млн руб. подготовлен проект реконструкции. Жанна настроена решительно:
«Кто бы там ни был привлечен, какая мастерская и какие строители, ни одна копейка не уйдет мимо усадьбы! Мне не нужно собственности. Моя задача – сохранить. А уже другие делать дальше будут. Придет другая экономическая ситуация обязательно, и все будет востребовано. Когда говорят мне: хорошо, давай вот до сюда ограничим, а эту территорию продадим, средства на реставрацию пойдут, а в конюшне будет галерея, я вижу, что они не понимают, что это архитектурный ансамбль, что это целый огромный мир. Его, этот мир, нельзя обрезать до одного загородного музея. А в конюшне, говорю, будут лошади, а не картины!»
Жанна Потравко перебрала огромное количество вариантов работы с инвесторами. Пыталась создать паевое общество, изучала английский опыт национальных трастовых компаний. Но в России пока мало кто заинтересован в подобных проектах, где важна не прибыль сегодня, а благо потомков завтра.
Злоключения Подвязья на сегодня поутихли, хотя и не кончились. Но главное, как говорит Жанна, на сегодня ей удалось отстоять усадьбу от дележа и распродажи. А проект реконструкции готов к воплощению.
«Меня всегда спрашивают, откуда я беру силы, – делится Жанна. – А я говорю: мне их усадьба дает».
Автор: Наталья Резонтова