За последние несколько лет рынок потерял больше половины бизнес-школ. МНЕНИЕ
«Хочу сказать про образование. То, которое бизнес. Реально захватывающие темы здесь происходят прямо сейчас. Из разряда страшно, но весело», - ректор бизнес-школы EMAS Андрей Коляда.
Андрей Коляда, ректор бизнес-школы EMAS
Не секрет, что за последние несколько лет рынок потерял много бизнес-школ. По моим оценкам – больше половины. Регионы начали раньше. Москва в процессе прямо сейчас. Здесь интересно в чём вообще дело. Мантры про кризис – это вроде как и по делу, но пора и честь знать. За эти годы могли бы уже найти таблетку от этого кризиса и придумать что в нём и как. Так что, видимо, дело в другом.
С моей колокольни картинка маслом видится так. Мы внезапно грохнулись в новый технологический уклад. Никогда такого не было и вот опять. В том смысле, что большинство бизнес-школ этого еще и не поняли и, так ничего и не поняв, думают, что на рынке кризис. А то меньшинство, которое поняло – оно пока осмысливает, что со всем этим счастьем делать. Потому как с какой стороны не зайди – делать надо много и все это как-то весьма сложно и дорого.
Лет 10 назад бизнес-школы обнаружили, что помимо контента, они теперь конкурируют еще и в маркетинге. В том смысле, что если раньше нужно было просто выставить хорошего тренера и назвать программу «MBA» – и все побежали занимать места – то потом все бегать как-то перестали. И бегать понадобилось уже школам. Здесь нашлись свои таблетки. Большинство – те, которые при госвузах, прикрылись родительскими брендами, меньшинство – те, которые частники, либо нашли спонсоров, либо закрепились в нишах. При этом и те, и другие нарастили компетенции в маркетинге. Все, кто этого не сделал, ушли.
И тут на голову упала новая напасть. Внезапно, то есть как всегда, выясняется, что вдобавок к конкуренции по контенту и маркетингу, теперь бизнес-школы еще конкурируют и по технологиям. Причем тренеры и маркетинг - это уже не так важно, потому что это все у всех одинаковое. Тренеры ходят по кругу из школы в школу, маркетинг обещает неизбежное счастье каждому адепту.
А вот с технологиями все непонятно чуть более чем никому. С одной стороны все вроде как ясно. Интернет, дистанс, все дела. Сейчас хороший онлайн MBA уже не уступает по уровню очному. И каждый ректор сам для себя решает впрягаться в эту тему или нет. Большинство не лезет и правильно делает – поезд ушел, пока сделаешь, лидеры рынка уйдут далеко. Да и с очниками непонятно что делать – ведь им рассказывали, что дистанс это «фу» и никаких дистансионщиков с аналогичными дипломами рядом с ними и близко стоять не будет. Так что это уже не проблема, здесь все всё для себя уже решили.
С технологиями теперь другой казус. Невиданный какой-то. Кто скажет, что очень даже виданный – вот дудки. Суть в том, что бизнес-школы (те, которые остались в живых) вроде как научились поддерживать стабильный уровень учебного процесса. С процедурами разобрались. Что, где, когда и как. В него можно вставлять разных преподавателей и все худо-бедно работает. Некоторые даже аккредитации всякие получают – процесс аккредитуют, подтверждают, что он есть. Только вот процесс – это не результат. И следование процессу ни разу не гарантирует получение результата. Просто потому, что преподавателям ничто человеческое не чуждо и пятерки на экзаменах они могут поставить «потому что так надо». Из политических, общечеловеческих и прочих соображений. Да, и вообще, люди же деньги заплатили, как не поставить. Поэтому MBAщики, обычно, кругом отличники. Гораздо чаще, чем не отличники.
Но граждане при этом ведь ждут результатов. То есть они практической применимости хотят, голову – по новому думать, руками – эффективнее по клавиатуре набирать. Им реальных изменений в жизни хочется благодаря учебе и в этом страстном желании они совсем не шутят.
И, хочу вам доложить, с каждым годом все чаще задают наводящие вопросы в этом направлении. Так прямо и спрашивают: «Что я конкретно из компетенций получу благодаря вашим MBA? Кроме возросшей веры в человечество?».
И еще просят им конкретно по бизнесу объяснить, как именно бизнес-школа обеспечит этот результат. Потому что теперь все умные стали и понимают, что посидеть на семинаре со «звездой» и реально чему-то научиться - это как-то вообще разное.
Вот где проблема вселенских масштабов, граждане. Вот это и есть технологический вызов, в который отрасль уткнулась своим бизнес-образовательским носом. На рынке есть методисты, которые умеют делать процесс, но они без понятия, как сделать результат. Сложность тут в том, что раз преподаватели-звезды гастролируют по разным школам, окучивая всех, кто им может выкатить желаемый гонорар, то они, очевидно, не будут возиться с каждым студентом, разбирая его проблемы, не будут тратить свое драгоценное время. Им это нерентабельно и, значит, неинтересно от слова вообще. А те преподаватели, которые не звезды – они, как правило, мало чему могут научить. Поэтому и не звезды. Исключений из этого правила мало и они, чаще всего, скоротечны.
Вот эта проблема сейчас и озадачивает те школы бизнеса, которые чуют ветер перемен: нужно как-то гарантированно вести студента MBA к реальному получению компетенций. Не декларативному – это больше не катит. Это невероятная по сложности задача. Ни одна школа не в состоянии решить ее самостоятельно по всем учебным дисциплинам. Требуется создавать реальные методики принятия бизнес-решений (вместо тех, которые в этих ваших интернетах, ввиду их бесполезности) + создавать IT-платформы, в рамках которых эти методики будут реализованы. Платформы, которые будут проводить студента от начала и до конца, буквально навязывая ему обладание нужными компетенциями.
Потому что студент сам по себе ленивый и делать ничего по своей воле не будет. Он за все хорошее против всего плохого, но как только нужно сдать контрольную работу – так сразу устал и в кусты. И вся эта история должна быть спроектирована так, чтобы бизнес-школы избавились от зависимости от преподавателей-звезд. Чтобы все работало в исполнении рядовых бойцов. Потому что на звезд надежды нет, да и вообще бестолково.
Мы в EMAS уже лет 5 ковыряемся с этой задачей и только сейчас видим хоть какой-то свет в конце тоннеля. По дисциплинам: Стратегия компании, Стратегический менеджмент, Стратегический маркетинг. Запилили отработанную методику стратегического планирования и реализации стратегии компании в IT-решение и проводим студентов через него. Хотя, конечно, еще пахать и пахать. Другие дисциплины – отдельная песня.
Какой просматривается итог? Бизнес-школам придется становиться специалистами по отдельным темам, удовлетворяясь среднестатистическим результатом по всем остальным. Специалисты «широкого профиля» помрут и уже вызывают подозрения. Ресурсов не хватит – ни людей, ни денег, ни времени. Отсюда вытекают возникновение альянсов между школами – разными специалистами. Думаю, в ближайшее время мы это увидим. И будет сеть бизнес-школ, конкурировать уже будут не отдельные школы, а альянсы школ. Остальные присоединятся к тем, кто уже ушел.
Да, и еще для полного кайфа. Запад во всем этом понимает не больше нашего. Я вас уверяю. Но им легче, потому что денег больше. Впрочем, как обычно.
ОРИГИНАЛ