Вклады больше не выгодны. Даже рядовые клиенты начали инвестировать. Что ждет банки?

Главным драйвером роста для большинства участников банковской отрасли в прошлом году стала ипотека. Какие еще тренды выделили эксперты?

На круглом столе, организованном «Деловым кварталом», игроки рынка обсудили, почему отделения продолжают терять клиентов, сложные инвестиционные продукты становятся все более востребованными, а банки развивают небанковские продукты.

Итоги года и планы на 2020 год

Вклады больше не выгодны. Даже рядовые клиенты начали инвестировать. Что ждет банки? 1Александр Галичанин, директор Филиала «Нижегородский» «Банк ДОМ.РФ»:

— Для нас год был отмечен тем, что строительная отрасль начала переходить на новую схему финансирования жилищного строительства с применением счетов эскроу. Это продукт №1 для нашего банка, и в 2020 г. мы планируем усилить работу в этом направлении. По итогам прошлого года банк в целом подписал кредитных соглашений на сумму порядка 350 млрд руб. В 2020 г. наша глобальная задача — выйти на 1 трлн руб. по объему подписанных кредитных соглашений с застройщиками в РФ, в ПФО — 50 млрд руб.

И второй наш приоритет — ипотечное кредитование. Сейчас мы занимаем восьмое место по объему ипотечных кредитов среди банков страны, цель — войти в тройку.

Вклады больше не выгодны. Даже рядовые клиенты начали инвестировать. Что ждет банки? 2Игорь Рожковский, руководитель банка ВТБ в Нижегородской области:

— В прошедшем году розничное кредитование продолжило расти. Драйвером роста здесь остаются ипотека и кредиты наличными. В банковском бизнесе я бы отметил два ярко выраженных тренда. Во-первых, появляется все больше госпрограмм поддержки как населения, так и бизнеса, которые стимулируют рынок кредитования. Это, в частности, программа «Ипотека с господдержкой» для семей с двумя и более детьми, ставка по которой сегодня составляет 5 %; в корпоративном сегменте — это госпрограммы льготного кредитования Минэкономразвития, Минсельхоза и корпорации МСП, направленные на развитие малого и среднего бизнеса.  

Второй тренд — диджитализация, в рамках которой ВТБ активно проводит цифровую трансформацию продуктов, услуг и сервисов. Мы планируем, что все они к 2022 г. будут доступны нашим клиентам онлайн.

Вклады больше не выгодны. Даже рядовые клиенты начали инвестировать. Что ждет банки? 3Наталья Мазниченко, директор Нижегородского филиала КБ «Центр-инвест»:

— Наш приоритет — малый и средний бизнес. В 2019 г. «Центр-инвест» выдал малому и среднему бизнесу кредитов более чем на 26 млрд руб. Более трети из них приходится на госпрограммы субсидирования МСБ. В акселераторе «Центр-инвест» прошли обучение более 5,5 тыс. предпринимателей, 800 из них запустили собственный бизнес и более 300 действующих бизнесменов повысили объем выручки на 20%.

 

Вклады больше не выгодны. Даже рядовые клиенты начали инвестировать. Что ждет банки? 4Татьяна Ермакова, директор территориального офиса Росбанка в Нижнем Новгороде:

— Если говорить о популярных банковских продуктах, то в 2019 г. мы наблюдали особый интерес к карточным продуктам с различными программами лояльности, особенно — к дебетовым картам с кешбэком. Кроме того, 2019 г., без сомнения, стал годом ипотеки. В 2020 г. рост ипотечного кредитования в России сохранится.

Также 2019 г. характеризовался активной цифровизацией банковского сектора. В частности, наша стратегия, направлена на то, чтобы проникновение мобильного приложения в клиентскую базу составило 60% по итогам 2020 г., эту цифру в Нижнем Новгороде мы уже перешагнули. ​

Вклады больше не выгодны. Даже рядовые клиенты начали инвестировать. Что ждет банки? 5Светлана Помелова, директор сети операционных офисов Райффайзенбанка по Нижегородской области:

— Из года в год мы прирастаем как по активам, так и по депозитному портфелю. В розничном сегменте одним из ключевых драйверов была ипотека. Потребительские кредиты за год выросли на 5-10%.

Вклады больше не выгодны. Даже рядовые клиенты начали инвестировать. Что ждет банки? 6Елена Комлева, Управляющий операционным офисом «Нижний Новгород» АКБ «Абсолют Банк»:

— В прошлом году мы приросли по ипотеке на 30% и заняли 3% нижегородского рынка. У нас довольно высокие темпы выдач за счет цифровой платформы и на этом направлении мы практикуем формирование качественных однородных портфелей для частичной продажи другим банкам.

Что касается корпоративного направления, в 2019 г. то мы росли не агрессивно — на 15-20%, поскольку наша бизнес-стратегия не подразумевает увеличения корпоративного портфеля, и работаем мы только с проверенными компаниями. Ставку на беззалоговое кредитование мы по-прежнему не делаем, поскольку этот сегмент высокорисковый.

На 2020 г. мы поставили планы прироста по ипотеке — на 25-30%, по корпоративному бизнесу — на 20%.

Вклады больше не выгодны. Даже рядовые клиенты начали инвестировать. Что ждет банки? 7Юлия Баранник, территориальный директор Нижегородской территориальной дирекции  ПАО «БАНК  УРАЛСИБ»:

— Основными драйверами роста розничного сегмента для нас стали автокредитование и ипотека. Отдельно хотелось бы отметить востребованность семейной ипотеки, программ рефинансирования кредитов других банков. Тем более, что в рамках программы рефинансирования клиенту предоставляется возможность объединить ипотечный, потребительский, автокредит и задолженности по кредитным картам в одном кредите, а также дополнительно получить наличные средства. В малом и среднем бизнесе основной акцент был сделан на сервисной составляющей и развитии новых продуктов.

Пользуются ли спросом льготные программы с субсидированной процентной ставкой?

Вклады больше не выгодны. Даже рядовые клиенты начали инвестировать. Что ждет банки? 8Светлана Помелова, директор сети операционных офисов Райффайзенбанка по Нижегородской области:

— Если говорить о семейной ипотеке, то в общем объеме у нас порядка 10-15% льготных кредитов. Были и есть клиенты, которые после одобрения заявки ждали рождения ребенка, чтобы попасть под программу. Мы проводили опрос молодых семей, с двумя и более детьми — 80% из них в ближайшие два года планируют взять ипотеку, воспользовавшись льготной процентной ставкой.

Со стороны предпринимателей мы видим желание воспользоваться кредитами по льготным ставкам с целью строительства собственных производственных площадей.

Какие небанковские продукты развивают банки?

Вклады больше не выгодны. Даже рядовые клиенты начали инвестировать. Что ждет банки? 9Игорь Рожковский, руководитель банка ВТБ в Нижегородской области:

— Многие банки сегодня начали активно разрабатывать и продвигать небанковские услуги. Наш банк сейчас создает жилищную экосистему, в которой для клиента будут доступны многие сервисы, смежные не только с покупкой, но и с обслуживанием жилья. Она предполагает цифровой процесс поиска объекта с услугами риелтора, покупки, продажи или сдачи в аренду. Все предложения будут сформированы на базе продуктов и услуг группы ВТБ, а также широкой партнерской сети.

Вклады больше не выгодны. Даже рядовые клиенты начали инвестировать. Что ждет банки? 10Юлия Баранник, территориальный директор Нижегородской территориальной дирекции  ПАО «БАНК УРАЛСИБ»:

— Банки развивают это направление, чтобы предоставить максимальный комплекс услуг в одном месте. Мы, например, готовы предложить онлайн-кассы, онлайн-бухгалтерию, управленческий учет — практически весь спектр актуальных услуг для бизнеса. Если по каким-то направлениям развивать собственные предложения  банку нецелесообразно  — создаются различные партнерские программы. Клиент приходит в банк и получает обслуживание «на 360 градусов». Вероятность того, что он надолго останется в банке, — сильно возрастает.

Вклады больше не выгодны. Даже рядовые клиенты начали инвестировать. Что ждет банки? 11Татьяна Ермакова, директор территориального офиса Росбанка в Нижнем Новгороде:

—Все игроки рынка, так или иначе, двигаются в сторону формирования локальных или глобальных экосистем, но разными путями и с разной скоростью. Мы сконцентрировались на построении нишевой экосистемы вокруг конкретного продукта – ипотеки.

 «Клиенты больше не хотят приходить в отделения»

Вклады больше не выгодны. Даже рядовые клиенты начали инвестировать. Что ждет банки? 12Светлана Помелова, директор сети операционных офисов Райффайзенбанка по Нижегородской области:

— В качестве одного из главных трендов я бы назвала снижение клиентопотока в отделения. Порядка 30% клиентов уходит в онлайн-продажи. И это логично, ведь почти все можно сделать через интернет. Кто придет в отделение? Во-первых, это премиальные клиенты, которым неудобно обсуждать детали по телефону; во-вторых, клиенты со сложными вопросами. Отделения становятся чем-то вроде сервисных центров, куда клиент приходит либо впервые, либо со сложной задачей.

Вклады больше не выгодны. Даже рядовые клиенты начали инвестировать. Что ждет банки? 13Татьяна Ермакова, директор территориального офиса Росбанка в Нижнем Новгороде:

— Год от года поток клиентов в отделения снижается, это связано с тем, что мобильные приложения становятся настоящими цифровыми офисами для клиента. Клиенты в основном обращаются в офисы для решения сложных вопросов, к примеру, для оформления инвестиционного продукта.

Вместо невыгодных вкладов — инвестиционные продукты

Вклады больше не выгодны. Даже рядовые клиенты начали инвестировать. Что ждет банки? 14Светлана Помелова, директор сети операционных офисов Райффайзенбанка по Нижегородской области:

— Несколько лет назад инструментом сбережения и приумножения средств были только депозиты. Я сама 20 лет в банковской сфере, помню, как работала операционистом и учила эти тарифы.

Буквально 2-3 года назад клиенты отказывались слушать о сложных инвестиционных продуктах. Им было попросту страшно и неинтересно.

Сегодня ставка по депозитам составляет 3-5% максимум. Поэтому клиенты переходят к инвестиционным продуктам. Здесь опять же государство в помощь. Те же индивидуальные инвестиционные счета позволяют возместить подоходный налог и получить за три года доход больше, чем по депозиту.

Вклады больше не выгодны. Даже рядовые клиенты начали инвестировать. Что ждет банки? 15Юлия Баранник, территориальный директор Нижегородской территориальной дирекции  ПАО «БАНК УРАЛСИБ»:

—  В настоящее время  заметно увеличился  спрос  на инвестиционные продукты.  Например, если  пару лет назад инвестиционное страхование жизни было редкостью, сегодня это системные продажи. И суммы чеков различны: от небольших до весьма значительных.

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Россия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через КазахстанРоссия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через Казахстан
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.