Вице-президент ОАО «РЖД» пересадит 100 млн чел. на высокоскоростную магистраль

Самым ожидаемым соглашением III Международного бизнес‑саммита станет проект ВСМ Москва — Казань.Вице-президент ОАО "РЖД" Александр Мишарин рассказал "ДК" о проекте, и как он изменит жизнь регионов.

Высокоскоростные железные дороги — это современный вид транспорта, но уже с довольно богатой историей, доказавший свои преимущества для путешествий на расстояниях до 1 тысячи километров (тыс. км). Поезда, которые идут со скоростью в 300‑350 км/ч, преодолевают это расстояние за несколько часов, делая остановки во многих населенных пунктах, причем иногда в самом центре городов. Фактически речь идет о создании междугороднего метро, когда из одного города в другой можно ездить на работу так же, как и на городском транспорте.

Идем на Восток

Планируемые российские линии ВСМ объединяют практически все основные агломерации, расположенные северо‑западнее, южнее и восточнее Москвы, в пределах 300 км друг от друга. На таких расстояниях авиация не дает экономии времени, и только высокоскоростные поезда обеспечивают часовую и двухчасовую доступность между городами, способствуя развитию агломераций и объединения их единой транспортной системой, считает Александр Мишарин.

В чем преимущество нового вида пассажирского транспорта, который появится с открытием ВСМ?

— Экономические расчеты показали, что перспективными направлениями могут стать Москва — Санкт‑Петербург, Москва — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург с подключением Перми, Уфы и Челябинска, а также Москва — Ростов‑на‑Дону — Адлер с подключением городов, входящих в этот регион. Реализация этих проектов позволит воспользоваться услугой высокоскоростного движения более чем 100 млн гражданам, проживающим в зоне тяготения этих железных дорог.

Речь идет о создании новейшей железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава на основе использования самых современных технологий. Проект создаст импульс для развития инновационной экономики России. Ведь все предприятия, которые будут задействованы в обслуживании подвижного состава, оборудования для инфраструктуры железнодорожного пути с учетом планируемых скоростей движения поездов до 400 км/ч, это предприятия нового поколения.

Одна из главных целей развития высокоскоростных перевозок для «Российских железных дорог» — это улучшение транспортных связей между крупнейшими городами и регионами страны, повышение транспортной мобильности населения и привлечения новых клиентов на железные дороги. Это позволит не только привлечь дополнительные доходы от роста пассажирских перевозок, но и высвободить существующую инфраструктуру, например, для организации ускоренных контейнерных перевозок.

Заинтересованы ли иностранные инвесторы в финансировании данного проекта?

— Проект высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань вызывает интерес как у российских, так и у международных инвесторов из европейских, азиатских, арабских государств. Об этом свидетельствует тот факт, что в предварительном road‑show проекта в Москве приняли участие более 400 человек из 150 компаний, в том числе представители транснациональных промышленных, строительных корпораций и финансовых организаций. В целом, на текущий момент уже оформилось 10 консорциумов, готовых продолжать переговоры о совместной реализации проекта. Это самый крупный инфраструктурный проект в России, который будет реализован на основе государственно‑частного партнерства.

Российские и международные аудиторы подтвердили стоимость строительства линии Москва — Казань в 1,06 трлн руб., из которых вложения государства составляют около 380 млрд руб. Финансовая модель проекта ВСМ Москва — Казань была переработана и направлена в правительство, где получила поддержку министерства транспорта и министерства экономического развития РФ. Она предполагает довольно высокий уровень доходности для частных инвесторов, готовых вложить средства в такой крупный инфраструктурный проект, который подразумевает окупаемость инвестиций в пределах 10 лет.

Какова бизнесмодель возврата частных и государственных инвестиций?

— Что касается эффектов для государства, то, с учетом появления нового транспорта со скоростью 300‑400 км/ч, возникают мультипликативные агломерационные эффекты на макроэкономическом уровне: изменение уровня жизни и заработной платы, рост стоимости недвижимости. Расчеты показывают, что за первые 10 лет государство получит 11,7 трлн руб. дополнительного прироста ВВП, фактически по 1% в год, а также 3,8 трлн руб. дополнительных бюджетных доходов за счет, например, повышения мобильности населения и развития технологий.

На стадии строительства ВСМ Москва — Казань будет создано более 370 тыс. рабочих мест в различных отраслях, из них — 120 тыс. в регионах прохождения трассы; 155,2 тыс. — в обрабатывающей промышленности. На стадии эксплуатации будет создано 5,6 тыс. рабочих мест, непосредственно занятых в перевозках на ВСМ, и 174,5 тыс. — в смежных отраслях. С освоением территорий современным транспортом появляются совершенно новые возможности для малого и среднего бизнеса.

А можно говорить о том, что этот проект станет очередным шагом в сторону международных отношений с Китаем?

— Китайские компании так же, как и другие международные консорциумы из Южной Кореи, Германии, Франции, Италии, Испании и других стран, крайне заинтересованы в участии в этом проекте. Это объясняется очень просто: новая железнодорожная линия между Москвой и Казанью протяженностью в 770 километров — это крупнейший инфраструктурный проект в России и один из крупнейших в мире.

Но взаимный интерес российских и китайских транспортных компаний состоит не только в реализации совместных инфраструктурных проектов, но и в полноценном развитии сухопутных транзитных коридоров в сообщении между Европой и Азией. Не так давно была создана российско‑китайская рабочая группа по Евразийскому высокоскоростному транспортному коридору «Москва — Пекин» под руководством заместителя министра транспорта РФ Алексея Цыденова. Магистраль Москва — Казань, как первый участок ВСМ в России, ориентирована на восток и может стать стартовым проектом для создания единого высокоскоростного транспортного коридора, соединяющего государства ЕС и Юго‑Восточной Азии, который пройдет по территории трех государств: России, Казахстана и Китая, и будет способствовать удобному перемещению товаров, капиталов и услуг.

Опережая время

Сегодня общая длина высокоскоростных магистралей в мире уже превысила 21 тыс. км. В Европе самые протяженные линии ВСМ эксплуатируют Испания, Франция, Германия и Италия. При разработке проектов ВСМ в России, замечает г‑н Мишарин, особое внимание уделяется международному опыту эксплуатации инфраструктуры и подвижного состава. В настоящий момент ведется разработка технических требований к высокоскоростным поездам для российских линий ВСМ, которая будет завершена к концу 2014 г. Работа выполняется в том числе на основе международного опыта, а также опыта эксплуатации высокоскоростных поездов «Сапсан» уже в России.

На чей опыт опирались эксперты при разработке проекта в России? Какова роль иностранных компаний?

— Сеть высокоскоростных железнодорожных линий, например, в Германии интегрирована в существующую железнодорожную линию, на многих линиях осуществляется смешанное движение поездов (скоростные, высокоскоростные, региональные поезда и т.д.). Поскольку строительство выделенных линий довольно затратно, движение высокоскоростных поездов на немецких железных дорогах осуществляется не только по выделенным магистралям, но и по модернизированным трассам со скоростями движения 200‑230 км/ч (линии Ганновер — Гамбург, Берлин — Гамбург и другие). Этот опыт уже реализован в России с помощью поездов «Сапсан», которые соединяют Москву, Санкт‑Петербург и Нижний Новгород, при этом движутся они по модернизированной инфраструктуре общего пользования со скоростями до 250 км/ч.

Линии ВСМ в России будут строиться параллельно существующим линиям, по которым будет осуществляться интенсивное пассажирское и грузовое движение. Производство элементов строения пути, подвижного состава и другие производства будут локализованы в России, причем российская промышленность готовится к внедрению высокоскоростных технологий уже сегодня. Приведу пример совместного проекта с немецкой компанией «Сименс». В этом году на российском заводе в Свердловской области был произведен первый российский электропоезд «Ласточка» с уровнем локализации 65%, причем на отечественных предприятиях производятся высокотехнологичные продукты с высокой долей добавленной стоимости. В дальнейшем уровень локализации повысится до 85%. В проекте участвуют более 160 российских предприятий, на которых будет создано 10 тыс. новых рабочих мест.

С помощью каких административных ресурсов возможна качественная реализация проекта ВСМ Москва — Казань?

— Полноценная эксплуатация высокоскоростных поездов предполагает создание именно выделенной инфраструктуры, которая позволяет обеспечить высочайший уровень надежности и безопасности обеспечения перевозок при высоком комфорте для пассажиров. Решение этих задач возможно только на основе самых современных технологий и средств их обеспечения. Для их успешной интеграции в ОАО «РЖД» создан проектный офис инвестиционного проекта «Строительство высокоскоростной магистрали Москва — Казань». В его состав вошли вице‑президенты и топ‑менеджеры компании, курирующие вопросы финансов и экономики, развития пассажирских перевозок, эксплуатации инфраструктуры и организации перевозочного процесса, инновационного развития, строительства, взаимодействия с органами власти, подготовки персонала и т.д.

На каком этапе сейчас находится реализация проекта?

— Проекты развития сети высокоскоростных магистралей включены в такие документы как Прогноз социально‑экономического развития РФ до 2030 г., Транспортная стратегия РФ, Генеральная схема развития сети железных дорог. В сеть включены линии Москва — Казань — Екатеринбург, Москва — Ростов‑на‑Дону — Адлер и Москва — Тверь — Санкт‑Петербург. Обоснование инвестиций проекта строительства ВСМ Москва — Казань получило положительное заключение Главгосэкспертизы России. Магистраль внесена в схему территориального планирования РФ в области федерального транспорта. Кроме того, в рамках бюджетного процесса на 2015‑2017 г. минтрансом подана заявка на соответствующие бюджетные средства на проектирование и строительство линии. В настоящий момент мы ждем решения правительства о выделении средств на реализацию проекта, чтобы как можно скорее приступить к проектированию магистрали. Принято решение, что в первую очередь будет построена выделенная железнодорожная линия Москва — Казань, которая пройдет по территории семи субъектов Российской Федерации: Москвы, Московской, Владимирской и Нижегородской областей, Чувашской Республики, Республики Марий Эл и Республики Татарстан. Дальнейшее развитие линии предусматривает ее продление до Екатеринбурга.

Протяженность высокоскоростной магистрали Москва — Казань составит около 770 км, скорость движения поездов на ней будет достигать 400 км/ч, на трассе будут организованы остановки через каждые 50‑70 км. Время в пути от Москвы до Казани по ВСМ составит 3,5 часа, при этом от Нижнего Новгорода до Чебоксар время движения составит 1 час, а до Казани — 1,5 часа. По расчетам экспертов, ежегодный пассажиропоток на линии достигнет 10,5 млн человек к 2020 г.

Открывая новые возможности

ВСМ Москва — Казань пройдет по территории семи субъектов РФ, а дальнейшее развитие линии предусматривает ее продление до Екатеринбурга. Главы регионов выступили с инициативой создания Ассоциации мэров городов и губернаторов регионов прохождения трассы ВСМ. Эта организация будет содействовать продвижению и реализации подобных проектов. В Ассоциацию войдут мэры городов и губернаторы регионов, включенных в сеть высокоскоростных магистралей, региональные и федеральные общественные и политические деятели, а также профессионалы транспортной отрасли.

Как повлияет данный проект на развитие бизнеса и инвестклимата в регионах, которые связывает ВСМ?

— Руководители регионов сами отмечают, что за счет повышения транспортной доступности произойдет укрепление связей между крупнейшими городами России. В первые годы эксплуатации магистрали также произойдет значительный рост валовых региональных продуктов.

К 2025 г. рост ВРП составит +38% по Владимирской области и +39% по Нижегородской, а к 2030 г. — +58% и +76% соответственно. Все расчеты по экономическим эффектам от реализации проекта, подтверждены министерством экономического развития Российской Федерации.

Какие объекты будут построены на территории нижегородского региона для ВСМ?

— По территории Нижегородской области пройдет значительная часть высокоскоростной магистрали — свыше 200 км линии. Здесь предполагается строительство трех станций: в самом Нижнем Новгороде и городском аэропорте, а также в Дзержинске. На территории области планируется построить 48 больших и средних мостов, 18 эстакад и 9 железнодорожных путепроводов, а также 33 автодорожных путепровода. Новая магистраль не будет иметь одноуровневых пересечений с другими коммуникациями, что позволит решить множество существующих сегодня проблем, в частности с ожиданиями автомобилистами проходящих поездов на железнодорожных переездах.

В чем польза данного проекта для потенциальных пассажиров?

— Пассажиры уже оценили высокоскоростной железнодорожный транспорт: поезда «Сапсан» между Москвой и Санкт‑Петербургом идут с загрузкой в 100%! Проект строительства высокоскоростных магистралей также поддерживается россиянами, о чем свидетельствуют данные опросов. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, на территориях, по которым планируется проложить ВСМ, развитие нового типа транспорта поддерживает 85% местных жителей. В целом по России, по результатам исследований ВЦИОМ, на первом месте по предпочтениям находится железнодорожный транспорт — им пользуются 38% россиян, 30% отдают предпочтение междугородному автобусному сообщению, 25% — автомобилям и 7% — самолетам.

Что касается территории прохождения высокоскоростных магистралей, то здесь отдается предпочтение железнодорожному транспорту: почти 64% жителей этих регионов пользуются железными дорогами. Основные причины, по которым россияне выбирают для путешествий железнодорожный транспорт — это финансовая доступность, комфорт и экологичность.

Нет никаких сомнений в том, что строительство высокоскоростной магистрали позволит повысить уровень жизни населения. Реализация проекта ВСМ Москва — Екатеринбург позволит объединить города европейской части России, в которых в общей сложности проживает более 20 млн человек, а с учетом пригородов — около 35 млн человек, что создаст для них новые возможности и качество жизни.

Самое читаемое
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Екатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего регионаЕкатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего региона
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.