Вице-президент ОАО «РЖД» пересадит 100 млн чел. на высокоскоростную магистраль

Самым ожидаемым соглашением III Международного бизнес‑саммита станет проект ВСМ Москва — Казань.Вице-президент ОАО "РЖД" Александр Мишарин рассказал "ДК" о проекте, и как он изменит жизнь регионов.

Высокоскоростные железные дороги — это современный вид транспорта, но уже с довольно богатой историей, доказавший свои преимущества для путешествий на расстояниях до 1 тысячи километров (тыс. км). Поезда, которые идут со скоростью в 300‑350 км/ч, преодолевают это расстояние за несколько часов, делая остановки во многих населенных пунктах, причем иногда в самом центре городов. Фактически речь идет о создании междугороднего метро, когда из одного города в другой можно ездить на работу так же, как и на городском транспорте.

Идем на Восток

Планируемые российские линии ВСМ объединяют практически все основные агломерации, расположенные северо‑западнее, южнее и восточнее Москвы, в пределах 300 км друг от друга. На таких расстояниях авиация не дает экономии времени, и только высокоскоростные поезда обеспечивают часовую и двухчасовую доступность между городами, способствуя развитию агломераций и объединения их единой транспортной системой, считает Александр Мишарин.

В чем преимущество нового вида пассажирского транспорта, который появится с открытием ВСМ?

— Экономические расчеты показали, что перспективными направлениями могут стать Москва — Санкт‑Петербург, Москва — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург с подключением Перми, Уфы и Челябинска, а также Москва — Ростов‑на‑Дону — Адлер с подключением городов, входящих в этот регион. Реализация этих проектов позволит воспользоваться услугой высокоскоростного движения более чем 100 млн гражданам, проживающим в зоне тяготения этих железных дорог.

Речь идет о создании новейшей железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава на основе использования самых современных технологий. Проект создаст импульс для развития инновационной экономики России. Ведь все предприятия, которые будут задействованы в обслуживании подвижного состава, оборудования для инфраструктуры железнодорожного пути с учетом планируемых скоростей движения поездов до 400 км/ч, это предприятия нового поколения.

Одна из главных целей развития высокоскоростных перевозок для «Российских железных дорог» — это улучшение транспортных связей между крупнейшими городами и регионами страны, повышение транспортной мобильности населения и привлечения новых клиентов на железные дороги. Это позволит не только привлечь дополнительные доходы от роста пассажирских перевозок, но и высвободить существующую инфраструктуру, например, для организации ускоренных контейнерных перевозок.

Заинтересованы ли иностранные инвесторы в финансировании данного проекта?

— Проект высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань вызывает интерес как у российских, так и у международных инвесторов из европейских, азиатских, арабских государств. Об этом свидетельствует тот факт, что в предварительном road‑show проекта в Москве приняли участие более 400 человек из 150 компаний, в том числе представители транснациональных промышленных, строительных корпораций и финансовых организаций. В целом, на текущий момент уже оформилось 10 консорциумов, готовых продолжать переговоры о совместной реализации проекта. Это самый крупный инфраструктурный проект в России, который будет реализован на основе государственно‑частного партнерства.

Российские и международные аудиторы подтвердили стоимость строительства линии Москва — Казань в 1,06 трлн руб., из которых вложения государства составляют около 380 млрд руб. Финансовая модель проекта ВСМ Москва — Казань была переработана и направлена в правительство, где получила поддержку министерства транспорта и министерства экономического развития РФ. Она предполагает довольно высокий уровень доходности для частных инвесторов, готовых вложить средства в такой крупный инфраструктурный проект, который подразумевает окупаемость инвестиций в пределах 10 лет.

Какова бизнесмодель возврата частных и государственных инвестиций?

— Что касается эффектов для государства, то, с учетом появления нового транспорта со скоростью 300‑400 км/ч, возникают мультипликативные агломерационные эффекты на макроэкономическом уровне: изменение уровня жизни и заработной платы, рост стоимости недвижимости. Расчеты показывают, что за первые 10 лет государство получит 11,7 трлн руб. дополнительного прироста ВВП, фактически по 1% в год, а также 3,8 трлн руб. дополнительных бюджетных доходов за счет, например, повышения мобильности населения и развития технологий.

На стадии строительства ВСМ Москва — Казань будет создано более 370 тыс. рабочих мест в различных отраслях, из них — 120 тыс. в регионах прохождения трассы; 155,2 тыс. — в обрабатывающей промышленности. На стадии эксплуатации будет создано 5,6 тыс. рабочих мест, непосредственно занятых в перевозках на ВСМ, и 174,5 тыс. — в смежных отраслях. С освоением территорий современным транспортом появляются совершенно новые возможности для малого и среднего бизнеса.

А можно говорить о том, что этот проект станет очередным шагом в сторону международных отношений с Китаем?

— Китайские компании так же, как и другие международные консорциумы из Южной Кореи, Германии, Франции, Италии, Испании и других стран, крайне заинтересованы в участии в этом проекте. Это объясняется очень просто: новая железнодорожная линия между Москвой и Казанью протяженностью в 770 километров — это крупнейший инфраструктурный проект в России и один из крупнейших в мире.

Но взаимный интерес российских и китайских транспортных компаний состоит не только в реализации совместных инфраструктурных проектов, но и в полноценном развитии сухопутных транзитных коридоров в сообщении между Европой и Азией. Не так давно была создана российско‑китайская рабочая группа по Евразийскому высокоскоростному транспортному коридору «Москва — Пекин» под руководством заместителя министра транспорта РФ Алексея Цыденова. Магистраль Москва — Казань, как первый участок ВСМ в России, ориентирована на восток и может стать стартовым проектом для создания единого высокоскоростного транспортного коридора, соединяющего государства ЕС и Юго‑Восточной Азии, который пройдет по территории трех государств: России, Казахстана и Китая, и будет способствовать удобному перемещению товаров, капиталов и услуг.

Опережая время

Сегодня общая длина высокоскоростных магистралей в мире уже превысила 21 тыс. км. В Европе самые протяженные линии ВСМ эксплуатируют Испания, Франция, Германия и Италия. При разработке проектов ВСМ в России, замечает г‑н Мишарин, особое внимание уделяется международному опыту эксплуатации инфраструктуры и подвижного состава. В настоящий момент ведется разработка технических требований к высокоскоростным поездам для российских линий ВСМ, которая будет завершена к концу 2014 г. Работа выполняется в том числе на основе международного опыта, а также опыта эксплуатации высокоскоростных поездов «Сапсан» уже в России.

На чей опыт опирались эксперты при разработке проекта в России? Какова роль иностранных компаний?

— Сеть высокоскоростных железнодорожных линий, например, в Германии интегрирована в существующую железнодорожную линию, на многих линиях осуществляется смешанное движение поездов (скоростные, высокоскоростные, региональные поезда и т.д.). Поскольку строительство выделенных линий довольно затратно, движение высокоскоростных поездов на немецких железных дорогах осуществляется не только по выделенным магистралям, но и по модернизированным трассам со скоростями движения 200‑230 км/ч (линии Ганновер — Гамбург, Берлин — Гамбург и другие). Этот опыт уже реализован в России с помощью поездов «Сапсан», которые соединяют Москву, Санкт‑Петербург и Нижний Новгород, при этом движутся они по модернизированной инфраструктуре общего пользования со скоростями до 250 км/ч.

Линии ВСМ в России будут строиться параллельно существующим линиям, по которым будет осуществляться интенсивное пассажирское и грузовое движение. Производство элементов строения пути, подвижного состава и другие производства будут локализованы в России, причем российская промышленность готовится к внедрению высокоскоростных технологий уже сегодня. Приведу пример совместного проекта с немецкой компанией «Сименс». В этом году на российском заводе в Свердловской области был произведен первый российский электропоезд «Ласточка» с уровнем локализации 65%, причем на отечественных предприятиях производятся высокотехнологичные продукты с высокой долей добавленной стоимости. В дальнейшем уровень локализации повысится до 85%. В проекте участвуют более 160 российских предприятий, на которых будет создано 10 тыс. новых рабочих мест.

С помощью каких административных ресурсов возможна качественная реализация проекта ВСМ Москва — Казань?

— Полноценная эксплуатация высокоскоростных поездов предполагает создание именно выделенной инфраструктуры, которая позволяет обеспечить высочайший уровень надежности и безопасности обеспечения перевозок при высоком комфорте для пассажиров. Решение этих задач возможно только на основе самых современных технологий и средств их обеспечения. Для их успешной интеграции в ОАО «РЖД» создан проектный офис инвестиционного проекта «Строительство высокоскоростной магистрали Москва — Казань». В его состав вошли вице‑президенты и топ‑менеджеры компании, курирующие вопросы финансов и экономики, развития пассажирских перевозок, эксплуатации инфраструктуры и организации перевозочного процесса, инновационного развития, строительства, взаимодействия с органами власти, подготовки персонала и т.д.

На каком этапе сейчас находится реализация проекта?

— Проекты развития сети высокоскоростных магистралей включены в такие документы как Прогноз социально‑экономического развития РФ до 2030 г., Транспортная стратегия РФ, Генеральная схема развития сети железных дорог. В сеть включены линии Москва — Казань — Екатеринбург, Москва — Ростов‑на‑Дону — Адлер и Москва — Тверь — Санкт‑Петербург. Обоснование инвестиций проекта строительства ВСМ Москва — Казань получило положительное заключение Главгосэкспертизы России. Магистраль внесена в схему территориального планирования РФ в области федерального транспорта. Кроме того, в рамках бюджетного процесса на 2015‑2017 г. минтрансом подана заявка на соответствующие бюджетные средства на проектирование и строительство линии. В настоящий момент мы ждем решения правительства о выделении средств на реализацию проекта, чтобы как можно скорее приступить к проектированию магистрали. Принято решение, что в первую очередь будет построена выделенная железнодорожная линия Москва — Казань, которая пройдет по территории семи субъектов Российской Федерации: Москвы, Московской, Владимирской и Нижегородской областей, Чувашской Республики, Республики Марий Эл и Республики Татарстан. Дальнейшее развитие линии предусматривает ее продление до Екатеринбурга.

Протяженность высокоскоростной магистрали Москва — Казань составит около 770 км, скорость движения поездов на ней будет достигать 400 км/ч, на трассе будут организованы остановки через каждые 50‑70 км. Время в пути от Москвы до Казани по ВСМ составит 3,5 часа, при этом от Нижнего Новгорода до Чебоксар время движения составит 1 час, а до Казани — 1,5 часа. По расчетам экспертов, ежегодный пассажиропоток на линии достигнет 10,5 млн человек к 2020 г.

Открывая новые возможности

ВСМ Москва — Казань пройдет по территории семи субъектов РФ, а дальнейшее развитие линии предусматривает ее продление до Екатеринбурга. Главы регионов выступили с инициативой создания Ассоциации мэров городов и губернаторов регионов прохождения трассы ВСМ. Эта организация будет содействовать продвижению и реализации подобных проектов. В Ассоциацию войдут мэры городов и губернаторы регионов, включенных в сеть высокоскоростных магистралей, региональные и федеральные общественные и политические деятели, а также профессионалы транспортной отрасли.

Как повлияет данный проект на развитие бизнеса и инвестклимата в регионах, которые связывает ВСМ?

— Руководители регионов сами отмечают, что за счет повышения транспортной доступности произойдет укрепление связей между крупнейшими городами России. В первые годы эксплуатации магистрали также произойдет значительный рост валовых региональных продуктов.

К 2025 г. рост ВРП составит +38% по Владимирской области и +39% по Нижегородской, а к 2030 г. — +58% и +76% соответственно. Все расчеты по экономическим эффектам от реализации проекта, подтверждены министерством экономического развития Российской Федерации.

Какие объекты будут построены на территории нижегородского региона для ВСМ?

— По территории Нижегородской области пройдет значительная часть высокоскоростной магистрали — свыше 200 км линии. Здесь предполагается строительство трех станций: в самом Нижнем Новгороде и городском аэропорте, а также в Дзержинске. На территории области планируется построить 48 больших и средних мостов, 18 эстакад и 9 железнодорожных путепроводов, а также 33 автодорожных путепровода. Новая магистраль не будет иметь одноуровневых пересечений с другими коммуникациями, что позволит решить множество существующих сегодня проблем, в частности с ожиданиями автомобилистами проходящих поездов на железнодорожных переездах.

В чем польза данного проекта для потенциальных пассажиров?

— Пассажиры уже оценили высокоскоростной железнодорожный транспорт: поезда «Сапсан» между Москвой и Санкт‑Петербургом идут с загрузкой в 100%! Проект строительства высокоскоростных магистралей также поддерживается россиянами, о чем свидетельствуют данные опросов. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, на территориях, по которым планируется проложить ВСМ, развитие нового типа транспорта поддерживает 85% местных жителей. В целом по России, по результатам исследований ВЦИОМ, на первом месте по предпочтениям находится железнодорожный транспорт — им пользуются 38% россиян, 30% отдают предпочтение междугородному автобусному сообщению, 25% — автомобилям и 7% — самолетам.

Что касается территории прохождения высокоскоростных магистралей, то здесь отдается предпочтение железнодорожному транспорту: почти 64% жителей этих регионов пользуются железными дорогами. Основные причины, по которым россияне выбирают для путешествий железнодорожный транспорт — это финансовая доступность, комфорт и экологичность.

Нет никаких сомнений в том, что строительство высокоскоростной магистрали позволит повысить уровень жизни населения. Реализация проекта ВСМ Москва — Екатеринбург позволит объединить города европейской части России, в которых в общей сложности проживает более 20 млн человек, а с учетом пригородов — около 35 млн человек, что создаст для них новые возможности и качество жизни.

Самое читаемое
  • «Мы стоим по ту сторону забора и пытаемся конкурировать за сотрудников, которых нет»«Мы стоим по ту сторону забора и пытаемся конкурировать за сотрудников, которых нет»
  • Контрольный пакет акций завода «Исеть» в Каменске-Уральском передан «Ростеху»Контрольный пакет акций завода «Исеть» в Каменске-Уральском передан «Ростеху»
  • Страсти по трамваям. Когда у нас будут новые трамваи и где проложат новые линии для них?Страсти по трамваям. Когда у нас будут новые трамваи и где проложат новые линии для них?
  • Падение прибыли и сокращение сотрудников. Что происходит с сетью «Ситилинк»?Падение прибыли и сокращение сотрудников. Что происходит с сетью «Ситилинк»?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.