Вексельберг «окольцевал» Нижний Новгород
Идея реконструкции нижегородского аэропорта витала над региональными властями уже несколько лет подряд. Амбиции стать логистическим центром, который ,будет перевалочным пунктом как для грузов, так
Идея реконструкции нижегородского аэропорта витала над региональными властями уже несколько лет подряд. Амбиции стать логистическим центром, который ,будет перевалочным пунктом как для грузов, так и для пассажиров, а также намеки на собственную столичность легко разбивались о внешний вид аэропорта. Нижегородские блогеры сравнивали его с автовокзалом в глубинке Нижегородской области. Поэтому ни для кого не стало удивительным настойчивое желание губернатора Валерия Шанцева найти инвестора на воздушные ворота Нижнего Новгорода. «В периоды неблагоприятных погодных условий бывает, что в Нижнем Новгороде приземляется от 35 до 40 самолетов в течение суток, а для размещения пассажиров не хватает мест»,— сетовал губернатор.
Учитывая московские связи главы региона, одним из первых, кто заинтересовался аэропортом в 2007 году, стало правительство столицы. Мэр Москвы Юрий Лужков отмечал, что аэропорт Нижнего Новгорода имеет важное значение для Москвы как запасной аэродром. Тогда заместитель начальника департамента транспорта и связи правительства Москвы Сергей Калитин заявлял о том, что до 2010 года Москва инвестирует в реконструкцию 16 региональных аэропортов, среди которых назывался и нижегородский. Причем суммы инвестиций озвучивались весьма серьезные— по программе, рассчитанной до 2012 года, «Стригино» могло получить до 10 млрд рублей. Однако экономический кризис внес свои коррективы, и москвичи отказались от участия в нижегородском проекте.
Поиски инвестора затягивались, а современный нижегородский аэропорт окончательно стал розовой мечтой региональных властей. В прошлом году нижегородский аэропорт стал одним из проектов, которые были вывезены правительством региона на международную выставку коммерческой недвижимости MIPIM в Каннах (Франция). С привлечением компании Hochtief AG, которая является одной из самых авторитетных в мире, была разработана концепция развития воздушных ворот города, а основной упор в ней сделан на развитие авиапассажироперевозок, а также на перспективы развития бизнес-авиации. Власти запланировали, что общий объем пассажирских перевозок вырастет до 1,46 млн человек, доля пассажиров международных рейсов от общего объема авиаперевозок составит 47%, а развитие грузовых перевозок возможно со среднегодовыми темпами роста в 11%. План развития согласно концепции должен был растянуться до 2016 года, а цена мечты в виде современного аэропорта составила 2,6 млрд руб.
Наконец, 26 июля 2010 года правительство Нижегородской области объявило конкурс по поиску инвестора. Число заявок не могло не радовать. Заявки подали пять компаний, три из них— ООО «Новапорт», Кольцово и московское НКО «Русский фонд развития «Региональные программы»— прошли первичный отбор и были допущены ко второму этапу. Однако позже в СМИ появилась информация о том, что «Новапорт» отказался от борьбы после «изучения предоставленной проектной документации». Источник в компании пояснил, что стоимость такого регионального аэропорта, как нижегородский, порядка 250 млн руб., а вложить в него предлагалось как минимум 700 млн руб. Эксперты тоже отметили, что создание хаба в Нижнем Новгороде при близости такого узла, как Москва, и при отсутствии базового перевозчика, будет смущать потенциальных инвесторов. Ситуация еще более усложняется с открытием скоростного железнодорожного сообщения со столицей. Однако все это не остановило «Ренову» Виктора Вексельберга, которая и стала победителем конкурса.
Екатеринбургский аэропорт «Кольцово», который подконтролен структуре «Реновы», покупает 73,6% акций новой эмиссии ОАО «Международный аэропорт Нижний Новгород» (МАНН)— оператора «Стригино». Инвестор обещает 2,7 млрд руб. инвестиций. К 2014 году будет построен новый пассажирский терминал пропускной способностью 600 пассажиров в час, который в дальнейшем будет расширяться. Также будет модернизирована инфраструктура порта. В целом программа развития рассчитана до 2021 года. Взлетно-посадочную полосу продлят еще на один километр, и Нижний Новгород сможет принимать аэробусы А-380, которые в состоянии перевозить от 525 до 823 пассажиров. Также после реконструкции нижегородский аэропорт может стать базовым для авиакомпании Red Wings. Не исключено, что «к нам вернется и компания «ЮТэйр».
Новость о том, что спустя годы ожидания и поисков инвестор нашелся, вызвала положительные эмоции даже в интернет-сообществе, не говоря уж о лицах официальных. «К сожалению, на данный момент нижегородский аэропорт представляет самое удручающее зрелище из всех аэровокзалов в городах-миллионниках, в которых я побывал. Например, аэропорт «Кольцово» в Екатеринбурге пропускает через себя в 15 раз больше пассажиров, хотя до реконструкции ситуация там была такой же аховой, как и у нас»,— признался журналистам в ходе конференции представитель МИД России в Нижнем Новгороде Сергей Малов.
При всех минусах, которые не позволяют строить радужные надежды о рентабельности вложений в нижегородский аэропорт, эксперты все же видят рациональное зерно в действиях структур Виктора Вексельберга. В настоящий момент прорабатывается возможность участия группы компаний «Ренова» в управлении и модернизации аэропортов Ростова-на-Дону, Самары, Волгограда, Новосибирска. Среди этих городов есть те, которые в 2018 году примут этапы чемпионата мира по футболу. Кроме того, развитие региональной сети аэропортов позволяет инвестору рассчитывать на бюджетную помощь от губернаторов, которые спят и видят в своих городах современные хабы.
| с 1939 года |
| действует аэродром «Стригино» |
| в 2003 году |
| создано ОАО «Международный аэропорт Нижний Новгород» |
| 94,5% |
| уставного капитала принадлежит правительству Нижегородской области |
| 161 тыс. |
| человек обслужил МАНН в 1-м полугодии 2010 года |
| 14-е место |
| в рейтинге аэропортов России по пассажиропотоку |
Источник: данные ДК
Что даст инвестор нижегородскому аэропорту?
| 2,7 млрд руб. |
| инвестиций |
| 600 |
| пассажиров в час |
| до 2021 года |
| программа развития |
Источник: данные ДК Как распределятся доли акций после допэмиссии?
73,6%
акций получит «Кольцово»
25%
правительство Нижегородской области ТОП-5 крупнейших аэропортов России
| 1 |
| Москва, «Домодедово» |
| 18,674 млн чел. |
| 2 |
| Москва, «Шереметьево» |
| 14,606 млн чел. |
| 3 |
| Москва, «Внуково» |
| 7,730 млн чел. |
| 4 |
| Санкт-Петербург, «Пулково» |
| 6,756 млн чел. |
| 5 |
| Екатеринбург, «Кольцово» |
| 2,092 млн чел. |
Источник: Транспортная клиринговая палата







