Валерий Шанцев: Отличник пятилетки

Как грустно шутят в региональном парламенте, если второй срок Владимира Путина начался с пожара в московском Арсенале, то второй губернаторский срок Валерия Шанцева начался с лесных пожаров на ю

Главным политическим событием года в Нижегородской области стало переназначение на посту губернатора Валерия Шанцева. Несмотря на критику оппонентов, федеральный центр оценил экономический прорыв, совершенный регионом за последнюю пятилетку, и рекомендовал не сбавлять оборотов.

Отличник пятилетки

Как грустно шутят в региональном парламенте, если второй срок Владимира Путина начался с пожара в московском Арсенале, то второй губернаторский срок Валерия Шанцева начался с лесных пожаров на юге региона, бюджетных и человеческих потерь. Однако и такое непростое начало второй пятилетки не лишает губернатора оптимизма. С присущей ему жесткостью он поставил перед региональным правительством весьма амбициозные задачи.
Окончание Вашей предыдущей «пятилетки» совпало с мировым финансово-экономическим кризисом. Как удалось преодолеть эту ситуацию?
— Действительно, 2009 год внес существенные коррективы в нашу работу. Одной из своих главных задач правительство области видело минимизацию социальных последствий кризиса. Решались вопросы привлечения на предприятия заказов, проблемы энергоснабжения, урегулирования дебиторской задолженности, кредитования, проблемы, связанные с предстоящими увольнениями, выплатой заработной платы и другие. Но даже в кризисной ситуации мы стремились сохранить в своей политике стратегические направления: модернизация экономики и развитие высокотехнологичных производств. А значит, потенциал развития области был сохранен.
Что Вы считаете своим главным достижением?
— Чтобы говорить о достижениях, нужно ознакомиться с целым рядом показателей. Например, динамикой бюджетных показателей региона. Даже, несмотря на все трудности кризисного года, доходы консолидированного бюджета в 2009 году у нас составили 97,4 млрд руб., что в 3 раза больше, чем бюджет 2004 года. Несмотря на негативное влияние кризисных явлений на экономику региона в 2009 году, объём валового регионального продукта за 5 последних лет вырос в 2,2 раза, производительность труда за тот же период— более чем в 2 раза. Улучшение этих показателей стало возможным благодаря работе по созданию благоприятных условий для технологического обновления производств.
Среди проектов модернизации, поддержанных нами в качестве приоритетных, в первую очередь выделю создание комплекса глубокой переработки нефти в Кстове и строительство литейно-прокатного комплекса в Выксе— мощного импортозамещающего производства высококачественного листа для труб большого диаметра. Оба они уникальны и позволят обеспечить конкурентоспособность продукции.
В последний год особенно актуален вопрос господдержки местных производителей.
— Безусловно. Мы разработали целый комплекс мер по стимулированию спроса на продукцию нижегородских товаропроизводителей. В первую очередь— автомобилестроение как одну из ключевых отраслей региональной экономики. В качестве инструмента формирования спроса использовался госзаказ, принимались меры по обеспечению приоритетности закупок продукции нижегородских предприятий на средства облбюджета.
Нам удалось включить в федеральный госзаказ автомобильную технику таких нижегородских производителей, как Заволжский завод гусеничных тягачей, Арзамасский машиностроительный завод, ПАЗ, ГАЗ. Только по предприятиям группы ГАЗ объем закупки в 2009 году превысил 2 млрд руб. 200 автобусов нижегородского производства закупили по региональной программе обновления парка автотранспортных средств и коммунальной техники для муниципальных предприятий области. Работают две областные программы по поддержке потребительского спроса на региональные авто. Было достигнуто решение о реструктуризации кредитного портфеля Группы ГАЗ под гарантии Правительства РФ на сумму 20 млрд руб.
А какую поддержку получили инвесторы? Другие регионы выражали удивление, что Нижегородская область в кризисное время сумела сохранить объемы инвестиций в свою экономику.
— В кризис предприятия были вынуждены сокращать программы развития. Поэтому в 2009 году мы стремились максимально поддержать инвестиционную деятельность, а работа над инвестиционной привлекательностью региона изначально была для нас одним из главных стратегических направлений. В Нижегородской области складывается хорошая практика по подготовке за счёт бюджета инженерной инфраструктуры участков, на которых планируется реализация инвестпроектов. Усилия правительства области по созданию благоприятного инвестклимата привели к тому, что общий объём инвестиций в регионе сложился на достаточно высоком уровне— около 200 млрд руб. Существенных успехов нам удалось достичь в привлечении в регион иностранного капитала. Даже с учетом влияния кризиса их объем в 2009 году превышает уровень 2004 года в 3,3 раза. Притом особенно важно, что объем прямых зарубежных инвестиций в регионе вырос в 5,2 раза, а по России— всего в 1,7 раза.
И кризис инвесторов не отпугнул?
— Мудрые инвесторы как раз хорошо понимают, что именно в кризис и нужно завоевывать новые рынки и пространства. Крупные компании всегда рассчитывают на несколько шагов вперед. Для них важно, какое место на рынке они займут, когда экономика восстановится. Это главный критерий, позволяющий решать, стоит ли вкладывать сегодня деньги. И именно в кризис многие компании решили начать у нас свои проекты. Уже в этом году «Либхер» построит у нас завод по производству комплектующих для строительно-дорожной техники. Это один из самых масштабных инвестпроектов в регионе: далее «Либхер» планирует создать мощности по выпуску авиакомпонентов. Пришли такие компании, как «Данфосс», «Ланксесс», «Либхер», «А. Раймонд Рус», «Лугас Металл». Они уверены в проектах, потому что им понятны правила игры. У нас в регионе действует закон «Об инвестиционной деятельности», где четко прописаны взаимоотношения между инвесторами и органами власти.
Вы вошли в совет директоров ГАЗа и уделяли много внимания региональному автопрому. Какие решения в интересах области Вы планируете отстаивать? И каковы перспективы автозавода?
— С ГАЗом мы работаем рука об руку, а последние два года вместе с заводом преодолевали последствия кризиса. Думаю, наше сотрудничество будет выгодно и для области, и для «ГАЗа». Находясь в совете директоров, буду узнавать о работе предприятия и проблемах не по справкам, а сам буду принимать участие в решениях компании, отстаивать интересы области и рабочих. Вновь избранный совет директоров будет работать над стратегией развития компании, обновлением модельного ряда, модернизацией производства и стимулированием труда работников.
И перспективы развития предприятия хорошие: в этом году ГАЗ запустил в производство несколько новых продуктов— модификации известной «ГАЗели». Сейчас ГАЗ вошел в нормальный режим работы, он не является предприятием-должником, платит все налоги, а сотрудники получают хорошую зарплату.
У Вас впереди новая «пятилетка». Какие первоочередные цели Вы поставили перед своей командой на следующий период?
— Если в первый губернаторский срок нам удалось «раскатать» развитие региона, то в ближайшую «пятилетку» необходимо придать процессу развития новый импульс и новый масштаб. Вообще, главные задачи прописаны в Стратегии развития области до 2020 года. Кризис немного «подкорректировал» темпы развития региона, но достижения стратегических показателей развития никто не снимал. В 2012–2015 годах мы должны иметь темпы роста 8%, как заложено в Стратегии. Кроме этого, нужно дать дополнительный рост 2–3,5% с тем, чтобы компенсировать провалы 2008–2010 годов, когда наблюдались не очень высокие темпы.
А если говорить о конкретных объектах?
— В ближайшие 5 лет мы будем заниматься объектами, которые имеют инфраструктурный характер. Так, одна из наших главных задач— замкнуть южный транспортный обход Нижнего Новгорода. Для этого будем создавать частно-государственное партнерство, использовать, в том числе, и инвестиционные деньги. Ясно же, что в ближайшее время федерация в таком большом объеме средства на финансирование этого объекта не даст. Следующая задача— восточный обход в районе Подновья с правобережным и левобережным подходами. Проектные работы мы сделали на областные деньги, а сейчас надо делать выгодный инвестиционный проект. А восточный обход— это как раз та транспортная магистраль, которая даст развитие Борской пойме. Северный обход нижнего Новгорода с низконапорной плотиной идет от трассы М7 до Кировской трассы. Достроив все обходы, мы замкнем кольцо и выведем весь коммерческий транспорт за пределы Нижнего Новгорода. Тогда со своим внутренним транспортом мы справимся при небольшой реконструкции имеющейся дорожной системы. И Канавинский мост отремонтируем спокойно, без надрыва, а может быть, и новый построим.
Есть планы в отношении нижегородского метро? Город заждался.
— Метро— это серьезная тема. Первую нагорную станцию мы должны пустить не позднее середины 2012 года, а потом строить станцию на площади Сенной и еще три станции глубокого заложения. Всего же в Нагорной части города планируется 15 станций, в том числе и легкого метро. Я убежден, что транспорт должен прийти в те городские и пригородные районы, где жилищное строительство еще не идет бурными темпами. Транспортная система должна опережать строительство.
А когда в Нижнем Новгороде будет современный аэропорт?
— Модернизация международного аэропорта— важнейший проект. Здесь тоже надо уложиться в пятилетку— больше времени нам не отпущено. Надо модернизировать старый аэровокзал, построить новый «восьмитысячник». А если мы после реконструкции наберем пассажиропоток в 900 тыс. человек, то тогда надо строить уже вокзал-«двадцатитысячник», выходить на пассажиропоток в 3 млн человек.
В регионе кроме транспортных проблем есть и энергетическая. Как будет решена она?
— Надо построить парогазовую ТЭЦ. Мы вот говорим, что у нас высокие тарифы на тепло. А с чего они у нас должны быть низкими, если у нас когенерация— совместная выработка электроэнергии и тепла— занимает всего 30%? В Татарстане— 77%, в Москве— 93%. Там тепло получается как побочный продукт, который ничего не стоит. А мы печки топим мазутом и углем, и хотим, чтобы это было дешево.
В региональных планах также строительство атомной электростанции в Навашинском районе, газификация северных районов региона, использование альтернативного топлива. Словом, «энергетических» планов достаточное количество, и они приходятся как раз на ближайшую пятилетку.
Планируя такую ударную пятилетку, Вы изменили структуру правительства и добавили несколько новых лиц. По какому принципу выбираете членов команды?
— Главные качества— это профессионализм и отношение к работе. Больше ничего. Даже если кандидат на руководящую должность не на 100% готовый профессионал, главное— определить, насколько искренне человек берется за порученный ему участок работы. У меня большой опыт общения с людьми, и, наверное, навыки психолога уже неплохие выработались. Я убежден, что научить можно любого. Важно, чтобы человек был инициативным и искренним.

Нижегородская область в цифрах
33 млрд руб
доходы бюджета 2004 года
97,4 млрд руб
доходы бюджета 2010 года
1,4 трлн руб
общий объем инвестиций
12,4 млрд руб
бюджет развития 2009 года

Источник: правительство Нижегородской области
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.