Валерий Шанцев: Отличник пятилетки
Как грустно шутят в региональном парламенте, если второй срок Владимира Путина начался с пожара в московском Арсенале, то второй губернаторский срок Валерия Шанцева начался с лесных пожаров на ю
Отличник пятилетки
Как грустно шутят в региональном парламенте, если второй срок Владимира Путина начался с пожара в московском Арсенале, то второй губернаторский срок Валерия Шанцева начался с лесных пожаров на юге региона, бюджетных и человеческих потерь. Однако и такое непростое начало второй пятилетки не лишает губернатора оптимизма. С присущей ему жесткостью он поставил перед региональным правительством весьма амбициозные задачи.
Окончание Вашей предыдущей «пятилетки» совпало с мировым финансово-экономическим кризисом. Как удалось преодолеть эту ситуацию?
— Действительно, 2009 год внес существенные коррективы в нашу работу. Одной из своих главных задач правительство области видело минимизацию социальных последствий кризиса. Решались вопросы привлечения на предприятия заказов, проблемы энергоснабжения, урегулирования дебиторской задолженности, кредитования, проблемы, связанные с предстоящими увольнениями, выплатой заработной платы и другие. Но даже в кризисной ситуации мы стремились сохранить в своей политике стратегические направления: модернизация экономики и развитие высокотехнологичных производств. А значит, потенциал развития области был сохранен.
Что Вы считаете своим главным достижением?
— Чтобы говорить о достижениях, нужно ознакомиться с целым рядом показателей. Например, динамикой бюджетных показателей региона. Даже, несмотря на все трудности кризисного года, доходы консолидированного бюджета в 2009 году у нас составили 97,4 млрд руб., что в 3 раза больше, чем бюджет 2004 года. Несмотря на негативное влияние кризисных явлений на экономику региона в 2009 году, объём валового регионального продукта за 5 последних лет вырос в 2,2 раза, производительность труда за тот же период— более чем в 2 раза. Улучшение этих показателей стало возможным благодаря работе по созданию благоприятных условий для технологического обновления производств.
Среди проектов модернизации, поддержанных нами в качестве приоритетных, в первую очередь выделю создание комплекса глубокой переработки нефти в Кстове и строительство литейно-прокатного комплекса в Выксе— мощного импортозамещающего производства высококачественного листа для труб большого диаметра. Оба они уникальны и позволят обеспечить конкурентоспособность продукции.
В последний год особенно актуален вопрос господдержки местных производителей.
— Безусловно. Мы разработали целый комплекс мер по стимулированию спроса на продукцию нижегородских товаропроизводителей. В первую очередь— автомобилестроение как одну из ключевых отраслей региональной экономики. В качестве инструмента формирования спроса использовался госзаказ, принимались меры по обеспечению приоритетности закупок продукции нижегородских предприятий на средства облбюджета.
Нам удалось включить в федеральный госзаказ автомобильную технику таких нижегородских производителей, как Заволжский завод гусеничных тягачей, Арзамасский машиностроительный завод, ПАЗ, ГАЗ. Только по предприятиям группы ГАЗ объем закупки в 2009 году превысил 2 млрд руб. 200 автобусов нижегородского производства закупили по региональной программе обновления парка автотранспортных средств и коммунальной техники для муниципальных предприятий области. Работают две областные программы по поддержке потребительского спроса на региональные авто. Было достигнуто решение о реструктуризации кредитного портфеля Группы ГАЗ под гарантии Правительства РФ на сумму 20 млрд руб.
А какую поддержку получили инвесторы? Другие регионы выражали удивление, что Нижегородская область в кризисное время сумела сохранить объемы инвестиций в свою экономику.
— В кризис предприятия были вынуждены сокращать программы развития. Поэтому в 2009 году мы стремились максимально поддержать инвестиционную деятельность, а работа над инвестиционной привлекательностью региона изначально была для нас одним из главных стратегических направлений. В Нижегородской области складывается хорошая практика по подготовке за счёт бюджета инженерной инфраструктуры участков, на которых планируется реализация инвестпроектов. Усилия правительства области по созданию благоприятного инвестклимата привели к тому, что общий объём инвестиций в регионе сложился на достаточно высоком уровне— около 200 млрд руб. Существенных успехов нам удалось достичь в привлечении в регион иностранного капитала. Даже с учетом влияния кризиса их объем в 2009 году превышает уровень 2004 года в 3,3 раза. Притом особенно важно, что объем прямых зарубежных инвестиций в регионе вырос в 5,2 раза, а по России— всего в 1,7 раза.
И кризис инвесторов не отпугнул?
— Мудрые инвесторы как раз хорошо понимают, что именно в кризис и нужно завоевывать новые рынки и пространства. Крупные компании всегда рассчитывают на несколько шагов вперед. Для них важно, какое место на рынке они займут, когда экономика восстановится. Это главный критерий, позволяющий решать, стоит ли вкладывать сегодня деньги. И именно в кризис многие компании решили начать у нас свои проекты. Уже в этом году «Либхер» построит у нас завод по производству комплектующих для строительно-дорожной техники. Это один из самых масштабных инвестпроектов в регионе: далее «Либхер» планирует создать мощности по выпуску авиакомпонентов. Пришли такие компании, как «Данфосс», «Ланксесс», «Либхер», «А. Раймонд Рус», «Лугас Металл». Они уверены в проектах, потому что им понятны правила игры. У нас в регионе действует закон «Об инвестиционной деятельности», где четко прописаны взаимоотношения между инвесторами и органами власти.
Вы вошли в совет директоров ГАЗа и уделяли много внимания региональному автопрому. Какие решения в интересах области Вы планируете отстаивать? И каковы перспективы автозавода?
— С ГАЗом мы работаем рука об руку, а последние два года вместе с заводом преодолевали последствия кризиса. Думаю, наше сотрудничество будет выгодно и для области, и для «ГАЗа». Находясь в совете директоров, буду узнавать о работе предприятия и проблемах не по справкам, а сам буду принимать участие в решениях компании, отстаивать интересы области и рабочих. Вновь избранный совет директоров будет работать над стратегией развития компании, обновлением модельного ряда, модернизацией производства и стимулированием труда работников.
И перспективы развития предприятия хорошие: в этом году ГАЗ запустил в производство несколько новых продуктов— модификации известной «ГАЗели». Сейчас ГАЗ вошел в нормальный режим работы, он не является предприятием-должником, платит все налоги, а сотрудники получают хорошую зарплату.
У Вас впереди новая «пятилетка». Какие первоочередные цели Вы поставили перед своей командой на следующий период?
— Если в первый губернаторский срок нам удалось «раскатать» развитие региона, то в ближайшую «пятилетку» необходимо придать процессу развития новый импульс и новый масштаб. Вообще, главные задачи прописаны в Стратегии развития области до 2020 года. Кризис немного «подкорректировал» темпы развития региона, но достижения стратегических показателей развития никто не снимал. В 2012–2015 годах мы должны иметь темпы роста 8%, как заложено в Стратегии. Кроме этого, нужно дать дополнительный рост 2–3,5% с тем, чтобы компенсировать провалы 2008–2010 годов, когда наблюдались не очень высокие темпы.
А если говорить о конкретных объектах?
— В ближайшие 5 лет мы будем заниматься объектами, которые имеют инфраструктурный характер. Так, одна из наших главных задач— замкнуть южный транспортный обход Нижнего Новгорода. Для этого будем создавать частно-государственное партнерство, использовать, в том числе, и инвестиционные деньги. Ясно же, что в ближайшее время федерация в таком большом объеме средства на финансирование этого объекта не даст. Следующая задача— восточный обход в районе Подновья с правобережным и левобережным подходами. Проектные работы мы сделали на областные деньги, а сейчас надо делать выгодный инвестиционный проект. А восточный обход— это как раз та транспортная магистраль, которая даст развитие Борской пойме. Северный обход нижнего Новгорода с низконапорной плотиной идет от трассы М7 до Кировской трассы. Достроив все обходы, мы замкнем кольцо и выведем весь коммерческий транспорт за пределы Нижнего Новгорода. Тогда со своим внутренним транспортом мы справимся при небольшой реконструкции имеющейся дорожной системы. И Канавинский мост отремонтируем спокойно, без надрыва, а может быть, и новый построим.
Есть планы в отношении нижегородского метро? Город заждался.
— Метро— это серьезная тема. Первую нагорную станцию мы должны пустить не позднее середины 2012 года, а потом строить станцию на площади Сенной и еще три станции глубокого заложения. Всего же в Нагорной части города планируется 15 станций, в том числе и легкого метро. Я убежден, что транспорт должен прийти в те городские и пригородные районы, где жилищное строительство еще не идет бурными темпами. Транспортная система должна опережать строительство.
А когда в Нижнем Новгороде будет современный аэропорт?
— Модернизация международного аэропорта— важнейший проект. Здесь тоже надо уложиться в пятилетку— больше времени нам не отпущено. Надо модернизировать старый аэровокзал, построить новый «восьмитысячник». А если мы после реконструкции наберем пассажиропоток в 900 тыс. человек, то тогда надо строить уже вокзал-«двадцатитысячник», выходить на пассажиропоток в 3 млн человек.
В регионе кроме транспортных проблем есть и энергетическая. Как будет решена она?
— Надо построить парогазовую ТЭЦ. Мы вот говорим, что у нас высокие тарифы на тепло. А с чего они у нас должны быть низкими, если у нас когенерация— совместная выработка электроэнергии и тепла— занимает всего 30%? В Татарстане— 77%, в Москве— 93%. Там тепло получается как побочный продукт, который ничего не стоит. А мы печки топим мазутом и углем, и хотим, чтобы это было дешево.
В региональных планах также строительство атомной электростанции в Навашинском районе, газификация северных районов региона, использование альтернативного топлива. Словом, «энергетических» планов достаточное количество, и они приходятся как раз на ближайшую пятилетку.
Планируя такую ударную пятилетку, Вы изменили структуру правительства и добавили несколько новых лиц. По какому принципу выбираете членов команды?
— Главные качества— это профессионализм и отношение к работе. Больше ничего. Даже если кандидат на руководящую должность не на 100% готовый профессионал, главное— определить, насколько искренне человек берется за порученный ему участок работы. У меня большой опыт общения с людьми, и, наверное, навыки психолога уже неплохие выработались. Я убежден, что научить можно любого. Важно, чтобы человек был инициативным и искренним.
33 млрд руб |
доходы бюджета 2004 года |
97,4 млрд руб |
доходы бюджета 2010 года |
1,4 трлн руб |
общий объем инвестиций |
12,4 млрд руб |
бюджет развития 2009 года |
Источник: правительство Нижегородской области