Подписаться
Курс ЦБ на 08.04
75,40
82,00
Деловой квартал / Новости / «В регионах наша задача — объяснить, что мы тут такое делаем». Как заработать н...
Михаил Кнеллер
Михаил Кнеллер
Источник: из личного архива

«В регионах наша задача — объяснить, что мы тут такое делаем». Как заработать на науке

Самое читаемое
  • Работать разрешается. В Нижегородской области возобновят деятельность почти 1000 компаний Работать разрешается. В Нижегородской области возобновят деятельность почти 1000 компаний
  • Новые случаи заражения. В Нижегородской области еще 9 человек заболели коронавирусом Новые случаи заражения. В Нижегородской области еще 9 человек заболели коронавирусом
  • Первые летальные случаи. В Нижегородской области скончались два больных коронавирусом Первые летальные случаи. В Нижегородской области скончались два больных коронавирусом
  • Ещё 22 случая. Все пациенты с коронавирусом давно изолированы и получают медпомощь Ещё 22 случая. Все пациенты с коронавирусом давно изолированы и получают медпомощь
  • Из памятника — в модный офис. В Нижнем Новгороде откроется новый бизнес-центр класса «А» Из памятника — в модный офис. В Нижнем Новгороде откроется новый бизнес-центр класса «А»
10:13   13.03.2020

«Доходит до смешного: один родитель возмущался, что колонии бактерий у нас ненастоящие». Сооснователь «Умных городов» Михаил Кнеллер — об особенностях бизнеса в сфере научных развлечений.

Михаил Кнеллер и Михаил Каптюг в 2013 г. создали проект «Умная Москва» в 2013 г. Сначала он работал как лекторий для взрослых. Однако вскоре стало понятно, что популяризация науки для детей — ниша более перспективная. Сегодня у «Умных городов» 36 отделений в крупных городах России и за рубежом, которые организуют интерактивные детские программы по физике, химии, биологии, медицине и географии. Оборот одного города может достигать 1,5 млн руб. в месяц. Сооснователь компании Михаил Кнеллер рассказал DK.RU об особенностях бизнеса в сфере научных развлечений.

— Мало кто в России строит сетевые компании на детском рынке. Это, пожалуй, наша главная специфика. Вторая отличительная особенность — мы ставим своей целью популяризацию естественных наук. А они предполагают эксперименты, для которых, в свою очередь, нужно много оборудования. Наш продукт — это, в том числе, ящики с пробирками, образцы бабочек и медицинские макеты. Можно сказать, что у нас контентно-логистический бизнес.

Франшиза и филиалы

В какой-то момент нам стало поступать много заявок из разных городов: «Были у вас в Москве, хотим у себя в городе теперь что-то подобное сделать». Сейчас у нас 24 города работает по франшизе. Вскоре мы решили, что готовы открывать филиалы не только по франшизе, но и своими силами, и пришли во все крупные города, которые еще не были заняты нашими франчайзи.

Сейчас запросы на франшизу приходят из-за рубежа, в основном от наших бывших соотечественников. В бизнесе в странах бывшего СССР действуют все те же законы, что и в России. За пределами бывшего СССР мы недавно открылись в Испании. Франшизу приобрел русский эмигрант, который реализует проект «Умная Барселона» на испанском языке. Буквально несколько месяцев назад мы открыли собственный филиал в Праге. Смотрим, что из этого получится.

«В регионах наша задача — объяснить, что мы тут такое делаем». Как заработать на науке 1

Лучший контроль, который, как мне кажется, может быть в сетевых компаниях, — контроль с клиентской стороны. Во всех наших городах мы ввели письма с просьбой оценить программу, короткий опрос. Благодаря тому, что людей приходит много, накапливается много оценок. Можно сравнивать разные программы и даже разных ведущих — это хороший инструмент.

«У нашего потенциального франчайзи может и не быть большого количества денег»

Чтобы получить франшизу надо постараться убедить нас, что вы сходно с нами смотрите на жизнь, также требовательны к качеству продукта — тогда мы сработаемся. Многие люди покупают франшизу, когда у них есть деньги, и им кажется, что это хороший способ их вложить: «Сейчас я потрачу, все настрою, оно будет работать и приносить мне стабильный доход». Вполне возможно, что где-то это так и работает. Но для нас гораздо важнее найти человека, который будет мыслить сходно с нами, и гореть этой идеей. У такого человека вполне возможно может не быть большого количества денег.

Паушальный взнос для нашей франшизы — 100-150 тыс. руб. И мы на этом не зарабатываем, средства направляются на командировки сотрудников, которые помогают франчайзи с открытием. То есть это даже не взнос, а некая компенсация расходов. А дальше есть фиксированная плата (для городов РФ — 50 тыс. руб.) за предоставление нового сценария программ каждый месяц.

В общем, франшиза для нас — не столько заработок, сколько расширение географии. Совокупно франчайзи дают только 10% оборота, а остальное — наши собственные филиалы.

О разнице менталитетов и рынков

В Москве больше разнообразия в плане детских развлечений. У московской семьи, которая активно развивает своих детей, практически безграничный выбор. И мы вынуждены конкурировать с огромным количеством театров, музеев и т. д. В регионах этого меньше, и там наша задача — объяснить, что мы такое делаем. Потому что такого формата детских развлечений обычно нет. «Что это за мероприятие, за которое мы должны заплатить 1500 руб., хотя это не спектакль, не кружок и не секция?!» — думают родители. В регионах приходится работать над формированием спроса.

За границей более требовательная аудитория. И интерактивная подача там никого не удивляет. Дети имеют возможность получать это в музеях и даже в школе. Доходит до смешного: в Праге шла программа «Охотники за микробами», и один родитель возмущался, что колонии бактерий, в числе которых туберкулез, чума и холера, — у нас ненастоящие.

«В регионах наша задача — объяснить, что мы тут такое делаем». Как заработать на науке 2

Мы действительно делаем упор на то, что у нас все как в настоящих лабораториях. Но возбудители опасных заболеваний — это тот случай, когда все-таки лучше обойтись макетами.

Как готовятся эксперименты?

Программа для всех «Умных городов» обновляется один раз в месяц. Понятное дело, что мы не изобретаем какие-то новые химические реакции и не открываем новые виды животных и растений, — все они давно изобретены до нас. Наша задача — подобрать для каждой области знаний яркие эксперименты, которые заинтересуют детей. Мы начинаем с мозговых штурмов: команда разработчиков обсуждает, какие закономерности из той или иной области хотела бы объяснить детям. Например, почему образуются пустыни. Затем мы начинаем подбирать эксперименты, которые авторы тестируют. В офисе у нас есть маленькая лаборатория, заваленная всякими приспособлениями для таких случаев. Это первая итерация.

«В регионах наша задача — объяснить, что мы тут такое делаем». Как заработать на науке 3

Эксперименты обсуждаются, додумываются, а затем тестируются на детях. У нас есть специальные подопытные дети; мой собственный ребенок, кстати, к таковым относится. Они много раз были на наших программах, и являются самыми строгими критиками. Если какой-то опыт хорошо получился у взрослого, не факт, что он получится у ребенка.

Затем мы тестируем эксперименты на целых школьных классах. Здесь важно отработать механику и тайминг.

То есть каждая программа проходит много-много таких этапов доработки. Бывает, что после второго теста становится понятно, что эксперимент никуда не годится. В реальных научных экспериментах что-то может пойти не так, и это нормально. Но у нас детский проект, ребята пришли на праздник, да и мама с папой за билет заплатили — все-таки опыт должен получиться у всех.

Весь цикл разработки программы занимает около двух месяцев.

Кастинги для ведущих

Люди, которые у нас работают непосредственно с детьми, — это студенты, аспиранты и магистранты соответствующих факультетов ведущих вузов. Для отбора мы проводим кастинги. На одно место претендуют до 10 человек.

Первая часть кастинга — письменный тест, в котором мы проверяем знания непосредственно по специальности, а также общий культурный уровень. Тех, кто успешно написал тест (а на первом этапе половина желающих отсеивается), мы приглашаем на устную часть кастинга. Смысл ее заключается в том, чтобы за 5-7 минут донести смысл своей курсовой или дипломной работы так,  будто рассказываешь детям. Так мы проверяем умение говорить и объяснять сложные вещи простыми словами.

«В регионах наша задача — объяснить, что мы тут такое делаем». Как заработать на науке 4

О современной школе

Задача школы — дать ребенку системные знания и закономерности, а наша — заинтересовать, показать, что физика может быть не скучной. В школе, что греха таить, не всегда хорошо с материальной базой: не хватает оборудования и мало лабораторных работ, а очень важно химию и физику визуализировать.

Наш проект существует почти семь лет, уже есть дети, которые пришли к нам десятилетними, а сейчас поступают в вуз на соответствующие специальности. И мы гордимся тем, что какие-то первые зерна посеяли.

Но, естественно, не гонимся за таким результатом. Если после наших медицинских программ ребенок поймет, что он не хочет быть врачом — это тоже будет хорошо.

Автор: Юлия Корнева
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.