В Нижнем Новгороде открылась выставка «Максим Горький: точка отсчета»
В Нижегородском государственном художественном музее (НГХМ) начала свою работу выставка «Максим Горький: точка отсчета». Ее работа продлится до 6 августа.
Экспозиция включает 71 картин и рисунков (в том числе портреты писателя кисти Валентина Серова, Исаака Бродского, Николая Богданова-Бельского, Михаила Нестерова, Николая Андреева) и шесть лайтбоксов с картинами. Приложение «Артефакт», которое можно загрузить на свой мобильный телефон, а также партнер выставки — парк виртуальных приключений «Телепортация» — помогают создавать дополненную реальность, совмещать реальный музей с виртуальным музеем.
Основная идея выставки — показать культуру, которая формировала личность Максима Горького. По словам директора НГХМ Романа Жукарина, выставка «Максим Горький: точка отсчета», которая будет представлена в музее до 6 августа, — главный проект в 1 полугодии 2017 г., а, может быть, и главный проект всего года. «Выставка готовилась долго, но реализовалась экстремально быстро», — добавил он.
Присутствовавший на открытии директор Института мировой литературы им. А.М.Горького РАН (ИМЛИ РАН принял активное участие в формировании экспозиции выставки) Вадим Полонский отметил, что Нижний Новгород никогда писателя «не отпускал», где бы Максим Горький не жил. Нижний — это точка отсчета для всего творчества Горького. По словам г-на Полонского, выставка показывает, каким глубоким был писатель: «Он сложен, поэтому он велик».
Работы в каждом из шести залов, в которых находится экспозиция, объединены одной общей идеей. Так, первый зал посвящен образу Волги. Во второй половине 19 века Нижний Новгород и другие города, распложенные на реке, становятся центрами культурной и экономической жизни. Писатель постоянно чувствовал связь с великой русской рекой, даже находясь в Италии.
В этом же зале находится портрет Максима Горького кисти русского графика и живописца, художника театра и кино Юрия Анненкова.
Горький на портрете 1920 г. смотрит сумрачно, молчит.
«Но говорят три еще вчера прорезавшиеся морщины над бровью, орет красный ромб с «РСФСР». А сзади странное сочетание: стальная сеть фантастического огромного города — и семизвездные купола Руси, проваливающейся в Землю или, может быть, подымающейся из Земли. Две души», — писал Евгений Замятин.
Второй зал посвящен местам в Нижнем Новгороде, связанным с именем Максима Горького.
Топография горьковских мест в Нижнем Новгороде очень широка. Начиная с первого дома на Ковалихинской улице, где родился будущий писатель, и кончая домом Лемке, стоящим на пересечении бывших Канатной и Мартыновской улиц, и домом Киршбаума, в которых Горький жил в 1900-1904 гг., и где бывали Антон Чехов, Николай Андреев, Федорм Шаляпин, Михаил Нестеров, Владимир Немирович-Данченко.
Горьковские места, запечатленные художниками в том виде, в котором они существовали при жизни писателя, представляют не только художественную, но и особую документальную ценность.
В третьем зале нижегородцы и гости города смогут увидеть иллюстрации к произведениям Максима Горького, выполненные, в том числе Кузьмой Петровым-Водкиным.
Кроме этого в зале находится скульптурный портрет Константина Станиславского в образе Штокмана (в 1900 г. режиссер поставил спектакль «Доктор Штокман» по пьесе Генрика Ибсена, который так впечатлил писателя). Именно Станиславский с Немировичем-Данченко ставил в 1902 г. горьковские пьесы «На дне» и «Мещане», а в 1905 г. — «Дети солнца». Горький дружил с режиссером и переписывался с ним более 30 лет.
Четвертый зал посвящен пьесе «На дне». Босяки, которых фотографировал другой известный нижегородец — Максим Дмитриев, стали прообразами жителей ночлежки, так ярко описанной в пьесе. Именно эти фотографии писатель показывал Немировичу-Данченко перед постановкой «На дне» на сцене МХАТа.
Пятый зал демонстрирует переписку Максима Горького со Львом Толстым, Федором Шаляпиным. С последним писатель дружил около 30 лет. Горький познакомился с артистом в 1900 г., а с 1901 г. Федор Шаляпин часто бывал в семье Максима Горького.
В большом, шестом зале, выставлены портреты писатели кисти Николая Богданова-Бельского, Валентина Серова, Исаака Бродского, Бориса Григорьева.