В Бизнес-поединке победили аргументированные эмоции

В первом в Нижнем Новгороде Бизнес-поединке частные инвестиции победили банковские, а производитель, мечтающий выпускать высококачественные продукты, не сумел договориться с продавцом, работающим н

В первом в Нижнем Новгороде Бизнес-поединке частные инвестиции победили банковские, а производитель, мечтающий выпускать высококачественные продукты, не сумел договориться с продавцом, работающим на социально низкую группу населения, по вопросам сокращения издержек.
досье
Эдуард Фияксель
Президент ГК «Нижегородский проект».
Год рождения — 1952 г.
Кандидат физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрами «Венчурный менеджмент» и «Маркетинг» Нижегородского филиала ВШЭ.
Президент ассоциации бизнес-ангелов ПФО «Стартовые инвестиции».
Член экспертного совета программ «Старт 06», «Старт 07», проводимых Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в ПФО, организатор IV, V Приволжской ярмарки для бизнес-ангелов и инноваторов «Российским инвестициям — российский капитал», участник I Российского венчурного форума.
БИЗНЕС-КРЕДО: «В бизнесе главное — интуиция».
 
досье
Михаил Гуревич
Председатель правления ОАО КБ «Эллипс Банк».
Год рождения — 1966 г.
Действительный член международной Академии Менеджмента.
Профессор, заведующий кафедрой «Банковское дело» Нижегородского филиала ГУ ВШЭ.
Член рабочей комиссии по банкам и финансам Европейской Экономической Палаты Торговли, Коммерции и Промышленности.
Член совета директоров ОАО КБ «Эллипс Банк».
Лауреат национальной банковской премии в номинации «За вклад в развитие инвестиционных программ».
БИЗНЕС-КРЕДО: «Залог успеха — идеальное сочетание прагматизма и азарта».

досье
Игорь Тюрин
Генеральный директор ОАО «Каравай».
Год рождения — 1967 г.
1991-1995  гг. — генеральный директор фирмы «Венера». 1995-2006 гг. — генеральный директор компании «Фрукты и Продукты». Кандидат экономических наук.
БИЗНЕС-КРЕДО: «Воля начальника превыше всего».

досье

Максим Гольдберг
Генеральный директор ООО «Копейка-Поволжье».
Год рождения — 1976 г.
Член правления ОАО ТД «Копейка».
МВА Высшей школы бизнеса МГУ им. Ломоносова.
БИЗНЕС-КРЕДО: «Простота, эффективность, логика».
 
В бизнесе, как и в спорте, важна скорость реакции, знание слабых и сильных сторон противника, умение выбрать правильные стратегии защиты и нападения. А потому «Деловой квартал» решил организовать Бизнес-поединки между нижегородскими бизнесменами, во время которых предприниматели в открытом бою, а не во время кулуарных бесед отстаивали бы свои убеждения. Кто из них сильнее, решали одиннадцать членов экспертного совета и более ста гостей — владельцев и руководителей крупных и средних компаний города. Нижегородские предприниматели в соответствии с правилами шоу назвали по одному победителю в двух парах спорщиков. Ими стали президент ГК «Нижегородский проект» ЭДУАРД ФИЯКСЕЛЬ и генеральный директор ОАО «Каравай» ИГОРЬ ТЮРИН. Однако, по словам члена экспертного совета Бизнес-поединка ЕЛЕНЫ БОРИСЫЧЕВой, в тот день победили все участники диспута: «Каждый из них представил собравшимся предпринимателям свою позицию в бизнесе. Благодаря этому участники сумели лучше понять друг друга». Гости Бизнес-поединка разделили мнение г-жи Борисычевой, указав, что стратегии бизнес-спора всех четырех участников были основаны не только на голых фактах, но и на эмоциях, которыми они заряжали членов экспертного совета и зрителей. А потому мероприятие оказалось не только познавательным, но и по-спортивному захватывающим.
Банкиров знают все, а венчурных финансистов — немногие
Рефери Бизнес-поединка консультант Игорь Альтшуллер кинул жребий, и первым пошел в атаку Эдуард Фияксель. В США 16,6% ВВП создают компании, образованные за счет венчурного капитала, в Европе — 4%, в России — 0,1%. Такую статистику привел Эдуард Фияксель в начале дискуссии с Михаилом Гуревичем, перед тем как заявить, что банки практически монополизировали инвестиционный процесс в стране: «Сегодня кто-то утверждает, что в России много инструментов для инвестиций. Но перечислять начинают всегда с банков. Банкиры же подходят к выдаче кредитов слишком формально. Чтобы получить кредит в банке, нужно иметь кредитную историю, залог, обеспечивать финансовые потоки. Существует лизинговая схема, но по ней проценты зашкаливают за три сотни. Биржа как инструмент — долгое удовольствие. Компаниям без капитализации соваться туда не стоит. На Западе есть конкуренция фининститутов — в России бизнесмены конкурируют только за банки. Российский бизнесмен идет в банк на полусогнутых, иногда с презентом, обзвонив всех знакомых в поисках рекомендаций. Поэтому банкиры считают себя королями, на самом же деле они ничем не отличаются от продавцов товаров и услуг». Зал одобрительно загудел, а г-н Фияксель попытался загнать соперника в угол, перечислив основные недостатки банковского финансирования и достоинства венчурных фондов. Банки выдают кредиты на короткие сроки, под высокие проценты, без возможности инвестировать в начинающие компании и в инновационные проекты. Венчурное финансирование происходит на ранней стадии развития компании, инвестор реально управляет компанией, налаживает связи с поставщиками, помогает в обучении кадров и самое главное — делит с инноватором риски.
 
 
Михаил Гуревич временно ушел в оборону, согласившись с тем, что у банковского сектора есть недостатки: банковский бизнес сильно формализован, в каждом банке — более 3000 инструкций. Банкир, даже будучи уверен в перспективности проекта, даже хорошо зная потенциального заемщика как умного, удачливого и талантливого бизнесмена, не всегда может дать ему кредит без надежного залогового обеспечения. Зато заемщик точно знает условия выдачи кредита. Подготовив атаку, г-н Гуревич нанес мощный удар: «Несмотря на то, что банки достаточно жестки в своих условиях, их главное преимущество как источника финансирования в том, что они заранее определяют сумму, в которую в конечном итоге заемщику обойдется использование кредитных средств. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке: за свою работу и за раздел рисков с предпринимателем инвестор лишает получателя инвестиций независимости, а часто и бизнеса. В итоге инициатор проекта может остаться на улице». Михаил Гуревич апеллировал к российской практике венчурного финансирования — в отличие от западных коллег наши венчурные инвесторы за свои деньги требуют не блокирующий, а контрольный пакет акций и в результате нередко поглощают компанию целиком. Эдуард Фияксель пропустил этот удар, оказавшись в нокдауне. В ответ на конкретные обвинения он лишь заявил, что в регионе действует ассоциация венчурных финансистов «Стартовые инвестиции». Ее члены работают по западным стандартам. Затем он вновь пошел в наступление: «Оценив проект и уровень необходимых инвестиций, мы сразу сообщаем собственнику, какую долю его бизнеса мы приобретаем за указанные деньги». По словам г-на Фиякселя, эта доля по своей стоимости не превышает объем вкладываемых инвестиций. Секундант г-на Фиякселя директор компании AVK СЕРГЕЙ ИВАНУШКИН поддержал коллегу: «Венчур — это парт­нер, договаривающийся в начале пути об условиях, на которых собственник и инвестор идут вместе».
 
 

Слова Михаила Гуревича о том, что банкиры четко указывают стоимость заемных средств и никогда не отбирают бизнес у заемщика, взорвали зал. Один из гостей мероприятия ВЯЧЕСЛАВ МАЕВСКИЙ помог прижать банкира к канатам, напомнив, что согласно законодательству при задержке платежа более чем на месяц банк имеет право продать использованное в качестве залога имущество должника. А его стоимость нередко равняется стоимости всей компании. Таким образом, банк так же отнимает у предпринимателя бизнес. Защита Михаила Гуревича оказалась слабой: банкиры, действуя по инструкции, часто реализуют залог, руша компанию клиента. Но у хорошего, умного банкира всегда есть способ обойти инструкцию, чтобы не нанести ущерба заемщику. Михаил Гуревич: «Вывод один — ищите хорошего, порядочного банкира, который у вас ничего не заберет». Кто-то из гостей потребовал список таких банкиров, пообещав хорошо заплатить. Присутствующие громко рассмеялись и бросились задавать вопросы.

«Так в каком же случае и к кому лучше обращаться?» — спросил член экспертного совета, владелец отеля «Никола Хаус» ДМИТРИЙ ВОЛОДИн. Михаил Гуревич и Эдуард Фияксель ответили, что клиентами венчурных инвесторов чаще всего становятся инноваторы, которые занимаются технологическими проектами, но слабо разбираются в области финансов. Зрелому успешному предпринимателю лучше обращаться в банк. Развитый бизнес, по словам Михаила Гуревича, — одно из важных условий сотрудничества между банком и предпринимателем: «Сначала мы смотрим на человека (насколько ему можно доверять), а потом уже на его собственность (под какой залог мы будем доверять ему)». Генеральный директор компании «РИДА» ЮРИЙ ЯВОРСКИЙ потребовал конкретизации: «Я строю бизнес 15 лет и всегда пользовался кредитами. Но сейчас компания вышла на такой уровень, когда для ее развития нужно сделать рывок. Нужны такие объемы кредитования, под которые у меня не хватит залоговой базы. К кому мне обратиться?» Оба эксперта порекомендовали свои варианты решения проблемы. Михаил Гуревич предложил искать банкира-друга: «Чтобы банкир начал заниматься подобным проектом, надо чтобы он сам этого очень захотел». Эдуард Фияксель посоветовал г-ну Яворскому обратиться в фонды прямых инвестиций. По данным г-на Фиякселя, сейчас в России работают около 100 венчурных фондов с капиталом в $6 млрд, плюс к этому большое количество частных инвесторов — «бизнес-ангелов». Победа Эдуарада Фиякселя казалась безусловной, но собравшиеся потребовали рассказать о проектах, реализованных венчурными инвесторами в Нижегородской области. Г-н Фияксель вспомнил лишь о модернизации завода «Нижфарм», профинансированной 10 лет назад одним из западных фондов прямых инвестиций. В региональную ассоциацию венчурных финансистов «Стартовые инвестиции» входят восемь членов. Они за полтора года профинансировали 15 проектов, успев реализовать всего четыре. Статистика с банковской оказалась просто не сопоставимой, что изменило предаствление собравшися о силе позиции венчуриста. Ему вновь пришлось ащищаться. «Все предприниматели России уже знают, как плохи банкиры. А венчурных инвесторов еще не знают, но боятся еще больше», — объяснил Эдуард Фияксель.

Во время Бизнес-поединка г-н Фияксель неоднократно использовал один и тот же прием, упоминая о том, что на Западе 14% средств, инвестированных венчурными финансистами, составляют деньги банков. В России же банки обходят венчурные фонды стороной. Предложение Михаила Гуревича перед окончанием поединка прозвучало как призыв к объединению: «Каждый рубль из инвестиционных фондов банк может поддержать рублем из собственных средств». Эксперт предложил разделять риски: приобретение недвижимости и оборудования финансировать за счет банковских средств, а идеи и технологические разработки — за счет венчурных фондов. Рефери Игорь Альтшуллер ударил в гонг. Первый поединок закончился. 67% гостей присудили победу Эдуарду Фиякселю.

Когда цена превыше всего, производитель не договорится с ритейлером

Государство не должно вмешиваться в ценообразование, не должно указывать предельные цены даже на товары первой необходимости. Бизнесмены должны договариваться о ценах сами. Это единст­венный тезис, мнения по которому разделили участники следующего Бизнес- поединка — генеральный директор ООО «Копейка-Поволжье» МАКСИМ ГОЛЬДБЕРГ и генеральный директор ОАО «Каравай» ИГОРЬ ТЮРИН. Их мнения по остальным вопросам оказались диаметрально противоположными и во время дискуссии не сблизились ни на йоту. Впрочем, о цене на выпекаемый ОАО «Каравай» хлеб они договориться между собой тоже не смогли, как этого ни хотелось г-ну Тюрину.

Второй бой после жеребьевки начал Максим Гольдберг, который использовал площадку «Делового квартала» для презентации своей компании. «Копейка» — крупнейшая розничная сеть в Нижегородской области. Задача компании — обеспечить население качественными товарами по самым низким в регионе ценам, чтобы сэкономленные на еде деньги граждане могли потратить на путешествия, автомобили, бытовую технику и прочие товары длительного спроса. Максим Гольдберг: «Стоимость потребительской корзины в «Копейке» ниже, чем в других магазинах. Ограниченный ассортимент продуктов мы выпускаем под своим брендом без рекламной наценки. Это то, что нужно людям». Он начал показывать товары, выпущенные под брендом «Копейки»: чипсы, молоко, водку, соки, предлагая собравшимся попробовать и убедиться в том, что эти товары качественные.
 
 

На этом и попался. Игорь Тюрин, нанеся сопернику сокрущительный апперкот, напомнил ему, что Бизнес-поединок больше похож на бокс, чем на танцы на льду: он предложил собравшимся продегустировать батоны, купленные им в «Копейке» и выпечки ОАО «Каравай», приобретенные в «Спаре». «Караваевские» батоны понравились собравшимся больше. Затем Игорь Тюрин попытался нанести серию ударов, рассказав, что его хлеб не пускают в «Копейку», поскольку стоит он на два рубля больше. Игорь Тюрин: «У каждого должен быть выбор: какой хлеб, рыбу или молоко покупать — хорошие или дешевые. А вы потребителя этого выбора лишаете». Г-н Тюрин решил послать соперника в нокаут, заявив, что при нынешнем уровне потребления хлеба увеличение его цены на два рубля приведет к росту расходов отдельного потребителя лишь на двадцать рублей в месяц и задал присутствующим резонный вопрос: «Разве такое повышение расходов на хлеб ощутимо для бюджета нижегородцев»? Собравшиеся — руководители и собственники крупных и средних компаний — сочли удар сильным, ответив, что для их бюджета 20 руб. не значат ничего. После этого Игорь Тюрин объяснил, что из-за этих двух рублей, из-за стремления ритейлеров постоянно снижать закупочные цены рушатся целые отрасли: производители лишаются средств на модернизацию, вынуждены снижать персоналу зарплату, в конечном итоге в стране плодится бедность.

Собравшиеся поддержали г-на Тюрина, из зала в адрес Максима Гольдберга посыпались агрессивные, порой граничащие с оскорблением вопросы: «Как вы посмели открыть свое убожество возле моего ресторана? Вам не стыдно сохранять столь низкое качество обслуживания? Вы не боитесь, что вас изобьют за качество продаваемого в ваших магазинах хлеба?» Г-н Гольдберг выстоял под градом ударов, напомнив, что в течение года сеть магазинов «Копейка» в России увеличилась вдвое, что обороты в магазинах растут, а значит потребители довольны. Когда же его обвинили в том, что «Копейка» демпингует, чтобы захватить большую долю рынка, а затем выгодно продаться, Максим Гольдберг перешел в наступление: «В Нижегородской области мы базируемся на сети Национального Торгового Альянса (бывшие магазины «Эконта»). После приобретения магазинов «Эконта» их оборот возрос, а количество персонала сократилось втрое. Наши конкурентные преимущества — низкие операционные издержки, низкие цены, высокий трафик. Даже с такими ценами мы зарабатываем достойную маржу». Максим Гольдберг уверен, что у «Каравая» есть возможность предложить продукт по более низкой цене — для этого нужно оптимизировать издержки. Его оппонент пропустил удар, ответив, что он издержки сократить не может: «Снизить себестоимость хлеба можно, лишь сократив службы контроля за качеством, отдел ОТК, используя старое оборудование, — а это повлияет на качество хлеба». Он не смог отбить аргументы Максима Гольдбрега о том, что другие производители могут предложить цены на хлеб ниже, несмотря на одинаковые цены на муку, затраты на электричество, зарплаты сотрудников и логистику.
 
 

На вопрос, к каким последствиям для бизнеса «Копейки» приведет увеличение закупочных и розничных цен на хлеб на два рубля, Максим Гольдберг дал «социально обусловленный» ответ: «Вслед за «Копейкой» цены на хлеб повысят все ритейлеры города, а это ударит по кошелькам представителей беднейших слоев населения». Член экспертного совета Бизнес-поединка, руководитель нижегородского филиала ОАО «ВымпелКом» Георгий Лашкин попытался предложить Игорю Тюрину другое решение проблемы: «Если обороты «Копейки» для вас важны, снизьте для сети цены на два рубля и заработайте на увеличении объемов». Г-н Тюрин ответил, что это решение для него неприемлемо: «Если руководители других сетевых магазинов узнают, что я снизил цены для «Копейки», они меня заставят снизить цены и для них. А это вызовет обвал рентабельности моей компании».

В ходе Бизнес-поединка стало очевидно, что спор между ритейлером и производителем носит скорее философский характер. Четкое позиционирование «Каравая» (Мы не продаем дешевый хлеб — это философия нашего бренда) и не менее четкое позиционирование «Копейки» (Мы устанавливаем цены на основные продукты питания ниже, чем в среднем по городу) не позволяли экспертам найти точек соприкосновения. Однако экспрессия, с которой Игорь Тюрин отстаивал свою позицию, победила. 64% гостей Бизнес-поединка отдали голоса за него.

«Бизнес-поединок» «Делового квартала» доказал, что рынок формируют не только общие законы развития бизнеса, но и внутренние позиции каждого из игроков. В бизнесе, чтобы доказать свое мнение, важно кроме четко аргументированной позиции иметь и дар убеждения, который заряжал бы окружающих твоей энергией и вызывал их симпатии.

Самое читаемое
  • Акватермальный курорт «Baden Land» в Екатеринбурге откроют 25 декабряАкватермальный курорт «Baden Land» в Екатеринбурге откроют 25 декабря
  • «Ни о чем не жалею»: Алексей Орлов — о новых районах, метро, киосках и счастье«Ни о чем не жалею»: Алексей Орлов — о новых районах, метро, киосках и счастье
  • Антон Баков построит никелевый завод в Свердловской областиАнтон Баков построит никелевый завод в Свердловской области
  • Как уральский бьюти-ритейлер пережил все кризисы и вышел на международные рынкиКак уральский бьюти-ритейлер пережил все кризисы и вышел на международные рынки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.