Как чернобыльская катастрофа дала толчок уникальному производству напитков — «ВИТАН-НН»

«Садился в «Жигули», ехал на завод, варил сироп, разливал напитки в стеклянные бутылки... Нужны были инвестиции, но денег ни у кого не было. Пришлось работать таксистом, чтобы наладить производство».

Как создать профилактический напиток на базе военных разработок и вывести его на рынок? Об этом DK.RU рассказал генеральный директор «ВИТАН-НН», член Совета ТПП Нижегородской области Константин Казаков.

Военные разработки на гражданских рельсах

— Идея по созданию полезного напитка для людей появилась после Чернобыльской катастрофы, которая произошла в 1986 г. Правительство Советского Союза поставило задачу — создать продукт для реабилитации населения, оказавшегося в зоне заражения. И тогда возникло предположение, что наиболее эффективный профилактический продукт  — напиток на базе экстрактов отечественных трав, которые обладают радиопротекторными свойствами. Употребляя такие напитки, человек сможет помочь своему организму бороться с воздействием на него агрессивной внешней среды.

Со временем чернобыльская проблема поутихла — в основном, в связи с политическими преобразованиями, и правительство приняло решение о создании травяных настоек для аптек. Это было в конце 80-х — начале 90-х гг.

Я тогда работал в ЦНИИ «Буревестник», и нашему институту было предложено переходить на гражданскую тематику.  Меня назначили главным конструктором проекта по разработке  вертикальной шнековой экстракционной установки для получения высококачественных экстрактов  из растительного сырья для изготовления травяных настоек в большом количестве. Я предложил ряду конструкторов принять участие в этой работе. Имея большой конструкторский опыт, мы разработали экстракционную установку, которая оказалась лучшей в своем классе.

Экстракты из растительного сырья можно было изготавливать, но они никому оказались не нужны. Страна начала все «получать» от западных фирм. Химия на западе всегда была хорошо развита, и западные товары вышли на отечественный рынок.

Чтобы не потерять имеющиеся наработки, я предложил разработать «травяные лимонады» как наиболее хорошо знакомый и легко употребляемый продукт с оздоровительными свойствами. В этой работе принял участие ряд специализированных институтов.

Также одним из главных факторов, который побудил меня к созданию полезных напитков из трав, стало поступление на рынок иностранных напитков. Они все были в красивых бутылках с яркими этикетками: зеленые, красные, всякие-разные, все стали брать их. Никто не задумывался, из чего они состоят, а ведь в их составе были различные химические ингредиенты, красители и консерванты.

То, что у нас сейчас в одном доме по четыре аптеки — это последствия питания в 90-е. Мы понимали, что иностранные напитки, в составе которых есть вредные вещества, покупать долго не будут.

Я со своей командой разработал концепцию наших напитков, их рецептуру.  Задачу ставили не противостоять транснациональным компаниям, а дать сознательный выбор самому человеку.  

Внутренние органы человека можно условно разделить на три части: это сердечно-сосудистая и бронхо-легочная системы, желудочно-кишечный тракт. Наши напитки разделены как раз на эти системы: один напиток — для одной, другой — для другой. Разный набор трав для разных напитков.

Хотя они созданы как напитки повседневного употребления и без всяких ограничений — как обычные лимонады, но они позволяют увеличить продолжительность жизни на пять-семь лет за счет того, что человек меньше болеет. 

Адаптация к рынку

Опыт производства напитков на растительной основе в нашей стране уже был — это «Байкал», «Саяны», «Тархун» и другие. Но мы сделали уклон на то, чтобы напиток был не только освежающий, но и полезный для здоровья человека.

На этом этапе к нам подключилась Галина Филонова, сотрудник ВНИИ пивной, безалкогольной и винодельческой промышленности, которая является одним из основных разработчиков всемирно известного напитка «Байкал». Ее знания и наш опыт были перенесены на наши напитки — «Витан-1», «Витан-2», «Витан-3» и т.д. Тогда и была создана новая торговая марка «Витан», что означало ВИТамины и АНтиоксиданты.

Мы стали предлагать наши разработки нижегородским заводам, чтобы наладить производство, но они отказывались. Потому что это все сложно и затратно, плюс надо продвигать продукцию…

В 1997-98 гг. был найден завод в Ситниках (Нижегородская область), который раньше производил советские лимонады. Мы с ними договорились, что будем привозить свои экстракты трав и на их базе выпускать наши напитки. В то время я садился на свои «Жигули», ехал на завод, вместе со своими сотрудниками варил сахарный сироп и разливал его в стеклянные бутылки, складывал в деревянные ящики и вез в магазины, где предлагал купить нашу продукцию. Где-то сразу отказывались брать наши напитки, где-то мне говорили: «Поставь, там посмотрим». Всех удивляла цена: наши напитки были в полтора-два раза дороже. Так началась первая адаптация к рынку.

Как чернобыльская катастрофа дала толчок уникальному производству напитков — «ВИТАН-НН» 1

Я стал предлагать людям работать со мной. Нужны были инвестиции, но денег ни у кого не было…  Мне пришлось работать три года таксистом на собственном автомобиле, чтобы обеспечивать семью и наладить производство. Днем я разливал напитки, а вечером и ночью работал таксистом. В 90-е годы деньги были только у определенной группы населения. Об этом и в книгах, и в кино много сказано, а для меня это была жизнь. Попадались, конечно, и хорошие люди. Бывало, что ездил вместе со своим другом, так как таксистов в то время часто убивали… Ситуаций много было разных.

Расширение бизнеса

Поскольку спрос на нашу продукцию вырос, то возникла необходимость создания своего  производства. В 2000 г. были организованы поставки сиропа «Витан-1» в московскую компанию «Родник здоровья». Мы за свой счет сделали продукцию, продали ей и получили первые большие деньги на развитие нашего производства. Но в то же время было понимание, что на сиропах далеко не уедешь, и мы стали создавать собственное производство.

Приобрели подержанное оборудование, арендовали производственные площади у ЦНИИ «Буревестник». Тогда мы и не представляли, чем все это может обернуться: или потерянным жизненным временем, или наш товар найдет своего потребителя. Потом, в связи с расширением, организовали производство в районе Гордеевки. В третий раз мы переехали на ул. Линдовская в Московском районе. Сейчас  наше производство находится  на Московском шоссе, на территории завода «Октябрь» в Нижнем Новгороде. В настоящий момент у нас площадь почти 700 кв. м, но этих площадей нам уже не хватает, при этом на предприятии работает всего 21 человек.

Рынки сбыта

В первую очередь наши напитки мы разрабатывали для детей и хотели наладить поставки в школы с целью сохранения здоровья подрастающего поколения. Совместно с НИИ детской гастроэнтерологии были проведены эксперименты: школьники делились на две группы, и мы наблюдали, как они проходят обучение, усвоение материалов и, главное, как себя чувствуют к концу учебного года. Те, кто пил наши напитки, лучше чувствовали себя по всем показателям.

В то время мы, конечно, приобрели огромный опыт по продвижению и реализации нашей продукции. Сейчас она продается более чем в 600 торговых точках. Это и сетевые магазины, и магазины у дома, спортивные оздоровительные центры, аптеки, АЗС и т.д.

Для сравнения, в 2000 г. мы продали 23 тыс. литров напитка, а в 2018 г. —  670 тыс. литров. Разница существенная, если учесть, что это первый функциональный напиток на нашем рынке.

Перспективы развития

Мы вышли на рынок как минимум на 100 лет. Сейчас разработали и изготавливаем напитки на растительном сырье с нулевым содержанием сахара и с минимальным содержанием сахара по рекомендации медицины. Мы считаем, что за такими напитками будущее. В то же время нельзя не отметить, что у нас «старый» коллектив и требуется его омоложение, чтобы новые идеи были адаптированы к современности. Хотим подготовить смену, чтобы новые люди заняли наши посты на предприятии и продолжали нашу работу.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.