«Цена ошибки — жизнь. Многие говорят, что заниматься этим спортом безумно страшно»
«А теперь представьте: вы сидите на стуле, к нему привязаны какие-то веревки. Вокруг вас только серая мгла. Сверху кусочек синего неба, солнце и твое крыло. Где находишься – непонятно. Это что-то».
Эксперт в области розничной торговли, бизнес-тренер, член кадрового резерва правительства Нижегородской области, управляющий торговым центром METRO Cash and Carry Дмитрий Лукьянов рассказал DK.RU, почему любит заниматься парапланеризмом, а также насколько дорого и сложно в России летать в свое удовольствие.
Путь в небо
— В семь лет, стоя на крыше садового домика, я спрашивал у отца: «Почему мы не можем летать как птицы?». И отец ответил — «Можем! Только для этого нужно много тренироваться, так как у птиц очень сильные мышцы на руках. А иначе и они бы не могли полететь». Наверное, отец просто хотел, чтобы я больше занимался спортом и развивался физически, но я понял это совсем по-другому. Мысль о том, что я тоже смогу взглянуть на мир из-под облаков, заставляла меня год от года стремиться к достижению этой мечты. Я всегда хотел быть только летчиком.
Авиамоделизм, парашютный спорт — это все не то. Я всегда стремился к самостоятельному полету. И прекрасно понимал, что летать как воробей или колибри, наверное, все-таки не смогу, такой мускулатуры на руках не нарастить. Оставалось одно — парящий полет. Полет, как у большинства больших хищных птиц. С широко раскинутыми в стороны крыльями. С небольшим отклонением рулевых перьев.
В 1989 г. я открыл для себя «путь в небо». Это были прекрасные белые крылья с небольшим металлическим каркасом, которые носили имя «Славутич-УТ». Дельтаплан.
В то время в клубах ДОСААФ любой мальчишка бесплатно мог сделать этот шаг. И я не смог удержаться. В Нижнем была одна из самых сильнейших дельтапланерных школ в мире; спортсмены, известные по всему Союзу и не только; а понятие «Горьковская посадка в контруклон» существует и по сей день. Люди, которые болели этим делом тогда, в летном строю с удовольствием делились знаниями с подрастающей молодежью. Именно увидев парящий полет дельтаплана, я понял, что отказаться от него уже никогда не смогу.
Первый полет
Четыре месяца тренировок — таскание по земле 32-хкилограммовых крыльев, пробежки, подлетики, отработка старта, посадки. И, наконец, в феврале 1990 г., первый самостоятельный полет с холмов, где сейчас расположена Верхнепечерская слобода.
Отмечу, что первые полеты всегда совершаются не с больших гор. В нашем спорте, как и во всей авиации, безопасность на первом месте. Поэтому новички обычно начинают летать с небольших склонов с перепадом высот около 10 м. Это важно для отработки навыков самых критичных этапов полета — старта и посадки.
И вот, я на старте. Высота — 12 м (то есть четвертый этаж). Ветер в лицо. Привычная тяжесть верного друга на плечах. Успокаивающие волнение перед первым стартом слова инструктора за спиной. Ровный склон. Место посадки впереди. Утоптанный снег. Еще раз вспомнил, чему учили. Особенно про действия в случае нештатной посадки. Все, готов. «Колдунчик» говорит, что ветер такой как надо. Хорош очковать! Вперед!
Бежать тяжело. +32 кг прижимают к планете сильнее, чем твой обычный вес. Но бежим. И вот, набегающий ветер снимает твои крылья с плеч, и лишнего веса уже нет, но бежать становится труднее, так как ноги толкаются от земли все слабее и слабее. Наступает момент, когда ты еще перебираешь ногами, а они уже не касаются земли. От этого как-то не по себе. Взгляд вниз — а земля-то уже в метрах в трех под тобой… Я лечу. Лечу. Сам. Высотищаааа! Нет, хватит наслаждаться, готовимся к посадке. Земля уже набегает. Все ближе и ближе. Гасим скорость. Трапецию от себя. Мягчайшая посадка на ноги. Стоп. На планете. Так все видели, как я летел? Сам!
Потом было много разных полетов. Стартов, посадок и, к сожалению, падений. Большинство своих полетов я помню как сейчас, хотя с тех пор прошло так много времени. В том числе самый длинный, часовой полет над набережной от Нижегородского трамплина до памятника Валерию Чкалову.
Сколько стоит увлечение дельтапланеризмом?
На самом деле в нашей области не так много мест, где традиционно летают пара- и дельтапланеристы, пусть здесь и можно это делать практически бесплатно. На юге России локаций, пригодных для полетов, больше. А самые известные площадки в стране — парадром Чегем, гора Клементьева (Крым), дельта-парадром — Юца — один из старейших российских центров дельтапланерного спорта.
Также можно отправиться за границу и летать с больших гор по всему миру. Стоимость аналогична обычной турпоездке. Иногда даже дешевле, так как в летных местах обычно немного туристов и сервис соответственно на уровень проще и дешевле.
Хотя добавляются сборы за использование стартов, посадок, подъемы на гору, так и с посадки в отель и т.п. Их цена разная. Например, в Греции на Пелопоннесе полный комплекс сопровождения полетного дня (от выезда из отеля утром до возвращения в него вечером) стоит порядка €50. В Индии ты платишь за разрешение на полеты 1500 руб. за две недели, и за ежедневное такси на старт 700 руб. на троих пассажиров.
Что касается стоимости спорта как таковой, то если заниматься дельтапланеризмом самостоятельно, то подержанный летательный аппарат обойдется вам в сумму порядка 100 тыс. руб. А дальше уже по желанию. Если занимаешься в клубе (в Нижнем Новгороде есть дельтаклубы, где оборудование принадлежит клубу), то покупать практически ничего не надо. Если хочешь все новое, то придется заплатить порядка 150-200 тыс. руб. за импортные модели. В России дельты не производят. Самая ближайшая страна, из которой можно импортировать, — Украина. Там ценник будет около 130-150 тыс. руб.
Обучаться, разумеется, лучше всего с инструктором, которому придется заплатить около 10-15 тыс. руб. Есть энтузиасты, которые учатся по Youtube, но это смертельно опасно. Инструктор также предоставляет оборудование для обучения.
С дельтаплана на параплан
Я отлетал на дельтаплане четыре года. Потом началась работа, карьера и т.п. Жизнь так активно закрутилась, что возможности заниматься этим просто не было. В 2000 г. я опять «вернулся на склон». Отлетал еще два года. Но понял для себя, что как бы ни был красив этот спорт, он достаточно тяжел. В прямом смысле этого слова. Ты около часа будешь поднимать 32-хкилограммовое крыло на гору, а в Нижнем это от 80 до 100 м высоты, и все это, чтобы потом совершить 40-секундный полет.
Уже в то время я обратил внимание на новых обитателей неба — парапланеристов. Оборудование более легкое. Горизонтальная скорость полета невысокая и потому можно обрабатывать восходящие потоки воздуха более качественно. Хотя в воздухе положение тела — «как на стуле». На дельте ты летишь как птица — головой вперед, грудью вниз. И видишь именно то и так, что видят они. На параплане все не так. Летишь ногами вперед. Сидишь или лежишь на спине. И вообще чувствуешь себя «как на качелях». Но простота «шага в небо» перечеркивает все недостатки.
В 2008 г. я понял, что, несмотря на безумный ритм жизни, снова хочу вернуться в небо. И это мое возвращение в большое небо уже было связано с парапланом.
В плане физической нагрузки параплан куда легче дельтаплана. В сложенном состоянии он вместе со снаряжением умещается в мешок весом около 14-17 кг. Донести его до места старта и с места посадки до транспорта под силу любому среднестатистическому взрослому человеку.
Цены на «крылья», снаряжение и обучение для парапланеристов примерно такие же, как и для дельтапланеристов. За новый отечественный параплан вы отдадите 120-140 тыс. руб. За импортный – от 140 до 200 тыс. руб.
Но те, кто увлекается дельтапланами, будут платить в конечном итоге чуть больше, поскольку летательный аппарат занимает больший объем в сложенном состоянии и его сложно транспортировать. Если я с парапланерным мешком могу полететь без проблем в любой уголок планеты, то с дельтапланом придется выяснять, как переправить туда же «кости». Немногие авиакомпании берут для транспортировки такие грузы. Опять же, придется отдельно оплатить перевоз такого багажа.
«Цена ошибки — жизнь»
Парапланеризм — это в том числе и экстремальный вид спорта. Цена ошибки тут —зачастую жизнь. Многие говорят, что заниматься этим спортом безумно страшно. Да, согласен. Страшно. Но ведь страх — это естественная реакция нашего организма. Если у тебя пропал страх — это уже клинический случай. И храбрым всегда считался человек, кто умел со своим страхом бороться, а не тот, у кого этот страх отсутствовал.
Опаснее ли парапланеризм, чем другие виды спорта? Мне кажется, многие преувеличивают опасность этого увлечения. Человек по своей природе боится воздушной стихии, и все негативные события, связанные с небом, только подпитывают его страх. Трагедии с падением самолетов показывают все каналы телевизора, об этом говорят по радио. Но те же СМИ гораздо суше и реже рассказывают, что на дорогах мира каждый день гибнет три с половиной тысячи человек.
Самое больное место в нашем виде спорта, самая частая ошибка тех, кто начинает им заниматься, — приобретение оборудования. Некоторые частные продавцы в погоне за прибылью готовы продать новичку крыло, которое не соответствует его навыку. В парапланах существует несколько уровней безопасности крыла. Самое безопасное — крыло категории «А». Впрочем, безопасность реализована за счет ухудшения некоторых других качеств: скорость, маневренность и т.п. Есть и противоположный вариант —крылья класса «D» или Open-класса. Они очень летучие, парючие, маневренные. Но управлять ими начинающий пилот не сможет. Не хватит навыка активного пилотирования. К сожалению, известны случаи, когда, играя на амбициях начинающего, нехорошие продавцы продают им такие крылья.
Важно также обращать внимание на ткань крыльев. Обычно она пропитана специальными составами, но со временем они теряют свойства, и, как следствие, теряются все качества таких крыльев.
Поэтому лучший вариант для покупки оборудования — либо обращаться к официальным дилерам производителей техники, либо прислушаться к рекомендациям своего инструктора.
Самое яркое впечатление
Для меня лично каждый полет на параплане — глоток свободы, всплеск адреналина, победа над собственным страхом, реализация детской мечты. А еще это попытка увидеть красоту нашей планеты с совершенно с другого ракурса. Это каждый раз встреча с чем-то необычным. Мое последнее, самое яркое впечатление было летом 2010 г., когда дым окутал всю матушку Россию, мы устроили полеты в дыму. С помощью троса, привязанного к автомобилю, параплан, как воздушный змей, взлетает на высоту около километра. После чего отцепляется и летит дальше самостоятельно. А теперь попробуйте представить: вы сидите на стуле, к нему привязаны какие-то веревки. Вокруг вас, справа слева, спереди и сзади — пустота — серая мгла. Сверху кусочек синего неба, солнце и твое крыло. Это что-то. Где ты находишься — непонятно. Земли не видно. Ты как будто в подвешенном состоянии между тем светом и этим. Очень необычное и незабываемое ощущение. Представьте, что вас в очень плотном тумане неведомая сила подняла над землей. Абсолютное спокойствие. Ты знаешь, что ничего страшного произойти не может. Но твой мир как будто взял и исчез.