«Торговала на рынке, а теперь продаю в Австралию». Как овощные консервы пошли на экспорт
Как заработать на исконно русском продукте, квашеной капусте и других соленьях, организовать бизнес с нуля, выйти на федеральный рынок, а затем и на международный — в материале DK.RU.
Нижегородская компания «Эхо» выпускает под брендами «Белоручка», «Капустко», «Пан Кочан» соленья, квашения и маринады. В 2019 г. предприятие победило в Национальной премии «Бизнес-успех» в номинации «Лучший сельскохозяйственный проект». Одна из основательниц бизнеса, Галина Сидарок рассказала DK.RU, как прошла путь от продавца овощей до создания компании, ведущей международный бизнес.
— Со своим компаньоном, Шавкатом Сайфутдиновым, я познакомилась на продуктовым рынке в начале 2000-х г. Я тогда торговала овощами, а Шавкат поставлял на рынок лук. Тогда у нас и родилась идея для бизнеса. Она заключалась в том, чтобы поставлять на продажу уже очищенные овощи: картофель, лук, свеклу. Ведь хозяйки тратят много времени для того, чтобы почистить овощи. Мы решили помочь им сэкономить время, чтобы они могли избавиться от забот по очистке и сохранить свои руки нежными, отсюда вышло одно из названий нашей торговой марки — «Белоручка». Начали мы с производства очищенного лука, т.к. Шавкат уже занимался поставками лука. Сначала шинковкой занимались сами, потом взяли кредит на сумму 500 тыс. руб. для организации производства.
Наша небольшая производственная площадь находилась в Автозаводском районе Нижнего Новгорода на ул. Пермякова. Общая площадь помещения составляла 220-250 кв. м. Мы набрали 18 сотрудников и закупили оборудование, необходимое для производства очищенных овощей: картофелечистки и овощерезки.
Когда народные рынки стали пропадать, и начали появляться торговые сети, многие продукты, которыми раньше торговали на улице, ушли с рынка. Те же семечки, сухарики, которые у бабушек покупали в кульках. С капустой, в принципе, произошла та же история. Спрос на продукцию остался, а предложения не было.
Мы были одними из первых, кто начал производить очищенные овощи и квашения. Торговые сети были заинтересованы в расширении своего ассортимента и сказали нам, что такой продукт им нужен. Тогда мы решили воссоздать продукт, который так любит русский народ — квашеную капусту. Бабушки, которые торговали различными соленьями на рынках, не имели сертификации и необходимых разрешений, гарантирующих качественный безопасный продукт. Поэтому для сетей это тоже был подарок.
В 2004 г. мы заключили контракт с федеральной сетью «Перекресток». Крупные торговые сети по мере захода на рынок мониторят друг друга, и когда каждая последующая сеть видит у своего конкурента новый продукт, то также хочет заполучить подобный ассортимент. Поэтому вскоре мы заключили контракты с такими сетями, как «Ашан», «Окей», Metro и другими.
Спрос рос, а с ним росло и наше производство. Нам уже не хватало нынешних площадей, и мы были вынуждены переезжать и расширяться. Но переехали мы недалеко: остались на Автозаводе на ул. Переходникова. Мы нашли полуразрушенное здание и взяли его в аренду. Пригодным для использования было лишь одно крыло, но это уже были другие площади — около 4 000 кв. м.
И даже этого нам впоследствии не хватило, со временем мы отстроили второе крыло и достроили его полностью по всем техническим стандартам и с учетом технологических процессов. Общая площадь всех помещений на данный момент составляет около 17 000 кв. м. Там у нас располагаются склады, камеры хранения и само производство.
Сотрудничество с международными компаниями началось летом 2016 г., через московского посредника, который предложил наладить поставки нашей продукции в Канаду. После отправки пробной партии мы решили, что необходимо перевести сайт минимум на два иностранных языка: немецкий и английский. Как оказалось, сделано это было не зря.
В конце августа 2016 г. на нас нашла австралийская компания. Они сами нас нашли, сказали, что искали именно продукт, а у нас у единственных сайт был переведен на иностранный язык, и на нем была подробная информация о продукции. Сначала никто не поверил в возможность сотрудничества. Казалось, что Австралия так далеко.
Но мы решили попробовать и начали переговоры. Мы долго общались: переписывались в мессенджерах и электронной почте, а в 2017 г. заключили контракт и в мае этого же года осуществили первые поставки самолетами, после мы пошли морским путем.
Сейчас поставки в Австралию составляют в среднем 2 - 40 фунтовых контейнера в месяц — это около 26 тонн. От общего оборота экспорт занимает пока немного — около 5-6%, но перспективы есть.
Если сравнивать с российским рынком, то, конечно, на родине ассортимент поставок у нас значительно шире. Это связано с расстоянием, так как не вся продукция выдержит срок реализации в 8 месяцев, а до Австралии путь не близкий. Что касается зарубежных рынков, то мы также поставляем свою продукцию еще в Казахстан — около 3 тонн. Это направление у нас открылось недавно, мы его развиваем.
Мы постоянно улучшаем качество производства, купили автоматическую линию фасовки, которая самостоятельно фасует капусту, запаивает банку и закрывает крышку. Также разработали собственный бренд для работы на зарубежных рынках. В планах — участие в международных выставках и заключение новых контрактов.
Месяц назад мы победили в Национальной премии «Бизнес-успех». Компания была названа «Лучшим сельскохозяйственным проектом». Все началось осенью 2018 г., с нашей компанией связались из «Бизнес-успеха» и пригласили принять участие в конкурсе в региональном этапе. И мы победили в номинации. Затем, перед Новым годом, нас пригласили на участие уже в федеральном этапе. По итогу в Москве наша компания победила в первом туре перед экспертами, затем победила во втором этапе, уже выступая перед экспертами и большой аудиторией.