«Стараюсь избегать «обратного делегирования». Все идут к начальнику: «Пожалуйста, решите!»

Гюнтер Надольны
Гюнтер Надольны. Иллюстрация: завод «РусВинил»

Глава «РусВинила» Гюнтер Надольны, приехав в Кстово восемь лет назад, предполагал, что за пять лет наладит производство и вернется домой. Почему же он до сих пор здесь и как ему живется в России?

Ровно пять лет прошло с того дня, как в Кстове в торжественной обстановке, с участием президента Владимира Путина, стартовал совместный проект бельгийской группы Solvay и «СИБУРа» — завод «РусВинил». Спустя время он не только стал крупнейшим производителем ПВХ в России, но и наладил экспорт. Правда, не совсем «от хорошей жизни».

С момента основания заводом руководили экспаты: сначала — француз Жан-Луи Плюмкок, рабочие будни проводивший в России, а выходные — на родине (читайте материал о нем на DK.RU). А затем, с 2011 года, — немец Гюнтер Надольны. Работать вдалеке от собственной семьи он также не привыкал: до приезда в Кстово возглавлял предприятие группы Solvay в Таиланде.

19 сентября 2014 г., торжественный пуск завода. Гюнтер Надольны — крайний слева.

19 сентября 2014 г., торжественный пуск завода. Гюнтер Надольны — крайний слева (фото из архива сайта Президента РФ). 

справка dk.ru

 
Надольны Гюнтер Вильгельм
Генеральный директор ООО «РусВинил».
Родился в 1957 г. в Ацбахе (Atzbach, Германия).
Образование
Факультет инженерной химии и технологии производства Политехнического института в Карлсруэ, Германия; обучение по программе Senior Executive Program (SEP) в Лондонской бизнес-школе; Director Certification Program (DCP) в Институте Директоров (IoD) в Бангкоке.
Карьера
Более 35 лет посвятил работе в группе Solvay, занимая руководящие посты на различных предприятиях, входящих в ее состав. Имеет обширный опыт пуска «с нуля» и эксплуатации химических производств в Италии, Южной Корее, Мексике, Германии.
С 2000 по 2005 гг. — директор по персоналу, а с 2002 года — член совета директоров химико-фармацевтического холдинга Solvay Deutschland.
С 2005 по 2011 гг. — генеральный директор компании «Vinythai» — производителя ПВХ группы Solvay в Таиланде.
1 декабря 2011 г. назначен генеральным директором ООО «РусВинил» (с позиции заместителя генерального директора: прежним руководителем компании с момента ее основания был француз Жан-Луи Плюмкок).
 

«Рынок рос не так, как предполагалось»

Новейшие технологии, снижение импортозависимости, внушительные инвестиции: проект строительства завода «РусВинил» был признан важным для региона и получил статус приоритетного. Это была серьезная поддержка, но запустить производство в изначально запланированный срок инвесторам не удалось.

Каковы были ваши впечатления, когда вы приехали в Нижегородскую область? И как вы тогда оценивали наш инвестиционный потенциал?

— Откровенно говоря, когда мы начинали этот проект, то были оптимистично настроены по поводу потенциала рынка ПВХ в России. В 2011 г. мы ожидали, что рынок продолжит расти на 5-7%, такова была динамика в предыдущие годы. Запуск производства состоялся позднее намеченных сроков, и рост рынка оказался не таким, как предполагалось. Но это не стало большой проблемой.

Оглядываясь назад, могу сказать, что это было очень хорошее время: мы зарекомендовали себя на рынке, нашли свою нишу. Выстроили хорошие отношения с правительством области и с администрацией города Кстово. Этот период напомнил мне о том времени, когда я был немного моложе и больше занимался непосредственно строительством. Благодаря этому сегодня я отлично знаю каждый насос, каждую единицу оборудования на нашей площадке.

По каким причинам срок реализации проекта оказался сдвинут?

— Главным образом, задержки поставок оборудования. У нас ведь очень сложный объект. Некоторое оборудование доставлялось, например, самолетом из Кореи. Разговаривая с коллегами об особенностях работы в России, я иногда шутил, что в Таиланде построил бы такой завод на год раньше. Но на самом деле это не так. Ни в России, ни в Таиланде, ни в Мексике, где я тоже работал, не было оборудования собственного производства — большая часть импортировалась. И с этим внешним фактором приходилось мириться.

А кто задерживал оборудование, наши таможенные органы или иностранные поставщики?

— Поставщики. С таможенниками у нас было хорошее взаимодействие, они нас поддерживали и не создавали никаких дополнительных препятствий.

Читайте также: Жан-Луи Плюмкок — о том, как велись переговоры о создании «РусВинила»

«Стараюсь избегать «обратного делегирования». Все идут к начальнику: «Пожалуйста, решите!» 1

Территория завода «РусВинил» в кстовской промзоне. В его создание вложено более 60 млрд руб.

«Экспортируем, хотя не планировали»

Сегодня «РусВинил» — самое крупное по объемам производство ПВХ в России. Конкурентов у нижегородского завода всего три — волгоградский «Каустик», «Башкирская содовая компания» из Стерлитамака и «Саянскхимпласт» в городе Саянске Иркутской области.

С какими рисками вы сегодня сталкиваетесь?

— Риски есть всегда, и они разные. Например, для меня важно сохранять высокий уровень культуры безопасности: чтобы на предприятии не было травматизма или инцидентов.

Если говорить об экономических рисках, то ПВХ и каустическая сода — это базовые продукты, которые нужны любой стране с высокоразвитой промышленностью. Поэтому спрос есть и будет. Вопрос в том, будет ли он развиваться: растет ли строительная отрасль — наш рынок сбыта, а соответственно, есть ли возможности для дальнейшего развития нашей компании.

Около 20% нашей продукции мы сейчас экспортируем. Первоначально это не предусматривалось: экономическая ситуация создала необходимость выстроить цепочку экспортных поставок.

ПВХ мы отправляем в такие страны, как Индия и Турция, все чаще — в страны Восточной Европы, даже в Германию. Иными словами, я не вижу рисков, из-за которых компания могла бы быть менее результативной в будущем. Мы растем на 5-6% ежегодно, и рост будет продолжаться, просто поначалу он будет небольшим.

Насколько серьезно на вас влияет состояние строительной отрасли?

— Мы достаточно сильно ощущаем любые изменения в этой сфере. Оконные профили, трубы, напольные покрытия, виниловые обои — все это ПВХ. Емкость российского рынка ПВХ в 2012 году составляла 1 миллион тонн, сейчас — 800-850 тысяч. Это как раз связано с ситуацией в строительной отрасли. Но мы можем это компенсировать экспортом.

Какая же зарубежная страна — ваш главный потребитель: Индия или Турция?

— По ситуации. Когда в Турции валюта слабеет, то мы предпочитаем экспортировать в Индию, когда в Индии сезон муссонов — экспортируем в Турцию. Мы очень маленький игрок на этом рынке. Индия импортирует более миллиона тонн ПВХ. А мы поставляем туда, может быть, 10-20 тысяч тонн в год. Китай, Соединенные Штаты, Япония, все южноазиатские страны — все экспортируют в Индию. Но мы конкурентоспособны благодаря высокому качеству. Наша продукция может использоваться в абсолютно любой сфере, начиная от производства оконных профилей и заканчивая медицинскими изделиями.

Как в ближайшее время будет развиваться этот бизнес?

— Если каждый год на том же оборудовании и с тем же количеством работников у нас будет 10 тысяч тонн прироста продукции — это хорошо. И эти объемы, ввиду того, что потребность российского рынка ограничена, будут направляться на экспорт. Поэтому в ответ на ваш вопрос скажу, что мы будем развивать в том числе наши экспортные цепочки поставок. Если в Индию и Турцию можно экспортировать «точечно», то потребители в Европе хотят регулярных поставок: например, по тысяче тонн каждый месяц, зимой и летом, в высокий или низкий сезон. И как раз такие цепочки поставок нам нужно развивать.

За счет чего возможна эта прибавка — 10 тысяч тонн ежегодно теми же силами?

— Наращивание производительности. То есть сокращение потерь, остановок. Например, мы сейчас находимся в двухгодичном цикле остановочных ремонтов. И мы нацелены на то, чтобы продлить этот цикл между ремонтами, которые занимают в среднем 10 дней. Дойти, например, до трехгодичного цикла. Лучшие представители отрасли имеют четырехгодичный цикл.

«Стараюсь избегать «обратного делегирования». Все идут к начальнику: «Пожалуйста, решите!» 2

На рабочих местах — операторы производства

«Со стажерами — как с детьми»

«Предприятие должно быть хорошим гражданином и соседом — то есть никому не вредить и помогать в меру своих возможностей», — акцентирует Гюнтер Надольны, когда речь заходит о том, какова «локальная» роль и место завода в Кстове.

Насколько высока у вас сегодня текучесть кадров?

— Мы стараемся сохранять ее на низком уровне — сейчас меньше 5% в год, включая тех, кто перешел работать в материнские компании в рамках программы ротации кадров. Некоторые специалисты у нас работают уже больше десяти лет (компания была основана в 2008-м). Большая часть операционного персонала пришла 6-7 лет назад, многие сотрудники — из Кстова. На нашем предприятии у них есть возможности для дальнейшего развития.

Но эта медаль имеет и обратную сторону, потому что нужно развиваться — а новые идеи мы можем генерировать только собственными ресурсами и не можем надеяться ни на какие внешние источники. Чтобы решить эту проблему, мы внедрили программу идей и инноваций BrainВox: собираем предложения сотрудников по улучшению рабочих процессов. Каждый год получаем примерно 300-400 идей.

Есть ли у вас потребность в новых кадрах?

— Поскольку у нас практически нет текучести, нет и большой потребности в найме, 5-6 человек в год — предел. Мы не руки ищем. Мы ищем людей, которые будут использовать все свои знания, полученные в техникуме или в университете, и смогут делиться с нами компетенциями, чтобы мы могли развивать нашу компанию.

Я очень люблю работать с молодыми людьми, которые к нам приходят, например, из Кстовского нефтяного техникума или из НГТУ. «РусВинил» ежегодно на несколько месяцев принимает 10-12 стажеров, и мы даем им небольшие, но интересные проекты.

В каком возрасте приходят к вам стажеры?

— Около 20 лет.

И они справляются? Как у них с подготовкой?

— Конечно. Вот у меня трое детей разных возрастов. И я вижу, насколько они готовы посвятить себя работе, если им доверяют собственный проект. То же самое мы делаем здесь. Может быть, будет проработано только 50% задачи, но это немало. Со стажерами — как с детьми… Извините, что привожу такое сравнение, но зачастую я именно так это ощущаю. Мне уже 62 — могу себе позволить. Они постоянно бросают вам вызов, сомневаются во всем, что вы считаете правильным. И это хорошо. Я доволен «качеством» и стажеров, которые к нам приходят, и тех, кто потом с нами остается.

Вы общаетесь с ними?

— Да, я встречаюсь с каждым новым сотрудником. Для стажеров это тоже новый опыт — когда с тобой наравне общается генеральный директор.

В прошлую пятницу я общался с шестью сотрудниками, которые пришли к нам не так давно. Один был после университета, а пятеро — из кстовского техникума. Я их спросил: «Ну, как работа?». Они вздохнули: «Тяжело!»

Какая часть стажеров, по вашим ожиданиям, должна будет потом прийти на ваш завод работать?

— Половина.

А если меньше, стоит ли это ваших усилий?

— Я в любом случае вкладываю свои силы. В будущем все эти люди — часть нашей промышленности. И позитивный опыт работы на современном химическом предприятии даст им задел на всю дальнейшую профессиональную жизнь. Надеюсь, что все стажеры, кто побывал на «РусВиниле», уходят от нас с четким пониманием того, что в профессиональной жизни в первую очередь необходимо вести себя безопасно. Каждый раз, когда я еду в Кстово, я рад встретиться с молодежью и вообще с кстовчанами. Нам важно, чтобы «РусВинил» знали и воспринимали нашу деятельность в позитивном ключе. 

Гюнтер Надольны рассказывает о своем предприятии студентам — участникам образовательного проекта "МОСТ".

Гюнтер Надольны рассказывает о своем предприятии студентам — участникам образовательного проекта "МОСТ"

«Единственный ресторан — это собственная кухня»

Приехав в Кстово в 2011-м, Гюнтер Надольны не рассчитывал на то, что работать на «РусВиниле» будет целых восемь лет: «Предполагал, что в 2012-2013 годах мы запустим производство, дальше года за три освоим рынок, еще через год я передам дела — и уеду. Но… Очень полюбил Россию и сам завод».

Вам удалось ассимилироваться, привыкнуть к нашему образу жизни?

— Я живу достаточно комфортно. Но все еще вожу сюда из Германии домашние колбаски. Если сравнивать с Таиландом, то русская кухня все же ближе к немецкой. Немцу жить в России несложно, и с точки зрения ментальности, и с точки зрения кухни. Но если говорить о работе… Я стараюсь избегать «обратного делегирования задач».

Это наша русская черта?

— Это привычка. Все приходят к начальнику: «Пожалуйста, решите!» Это очень типично, и очень непросто к этому адаптироваться.

В Германии вы по-прежнему проводите какую-то часть своего времени?

— Каждые 2-3 недели уезжаю на выходные. Вылетаю в субботу утром и возвращаюсь в понедельник вечером. У меня там жена, переехать в Россию ей не позволяет здоровье. У детей уже своя жизнь. Я доволен, если вижу их пару раз в год.

У меня здесь быт очень простой: утром иду на работу, вечером возвращаюсь, занимаюсь спортом, ложусь спать. Никаких проблем! Когда меня спрашивают, какие рестораны я предпочитаю,  я всегда отвечаю одно и то же: «Единственный ресторан — это моя собственная кухня». Этот образ жизни мне нравится.

ООО «РусВинил»

 
Совместное российско-бельгийское предприятие по производству поливинилхлорида (ПВХ) в Кстовском районе Нижегородской области.
Учредители — компания СИБУР, крупнейший нефтехимический холдинг России, и группа Solvay (через компанию SolVin Holding Nederland B.V.).
По итогам 2018 г. «РусВинил» выпустил 306 тыс. тонн суспензионного ПВХ, 29 тыс. тонн эмульсионного ПВХ и 218 тыс. тонн каустической соды.
 

 

Самое читаемое
  • Россия удвоила поставки товаров в Африку и сократила экспорт в АмерикуРоссия удвоила поставки товаров в Африку и сократила экспорт в Америку
  • Бывший завод Mercedes в Подмосковье выходит из простоя. Он возобновит работу в маеБывший завод Mercedes в Подмосковье выходит из простоя. Он возобновит работу в мае
  • Премия «Предприниматель года» укомплектована участниками. Впереди финалПремия «Предприниматель года» укомплектована участниками. Впереди финал
  • Forbes назвал 10 самых обедневших российских миллиардеров по итогам 2023 г.Forbes назвал 10 самых обедневших российских миллиардеров по итогам 2023 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.