«СМИ заметили ваш провал в соцсетях? Замолкайте и наблюдайте, как вас поливают грязью»

«Меня оскорбляли на ТВ, была публичная критика нашего бренда конкурентами, критика региональными СМИ, и, что самое ужасное, моей семье угрожали. Не очень меня любили, в общем», — Ярослав Федосеев.

Из-за ошибок в PR компании теряют уважение потребителей, репутацию и, в конце концов, деньги. PR-консультант технологических стартапов, пресс-секретарь НП «ГЛОНАСС» Ярослав Федосеев на Форсайт-форуме «Проверка на бизнес-прочность» рассказал, как защитить свою репутацию в интернете.

Я на себе испытал, что такое плохая репутация, — так начал он свое выступление на мероприятии для предпринимателей.

Ярослав Федосеев сотрудничал с Агентством стратегических инициатив, Сколково, Общероссийским народным фронтом, а сейчас работает пресс-секретарем НП ГЛОНАСС.

«За десять лет я попадал в следующие ситуации: меня оскорбляли на телевидении, была публичная критика нашего бренда конкурентами, критика региональными СМИ, и, что самое ужасное, моей семье угрожали. Не очень меня любили, в общем», — рассказал г-н Федосеев и продемонстрировал подтверждение.

«СМИ заметили ваш провал в соцсетях? Замолкайте и наблюдайте, как вас поливают грязью» 1

Клиент всегда прав, но это неточно

— Любой бренд подвергается критике в интернете, при этом не всегда конструктивной. Почему так происходит? Во-первых, клиент считает, что ему все должны. В советское время никто ему ничего должен не был, напротив — нужно было много делать для государства. Сейчас ситуация изменилась и появился дисбаланс, а пока он выровняется, пройдет еще какое-то время.

Более 60% жалоб сейчас связано с тем, что продавцы сознательно умалчивают реальные сведения о товаре. Да, так бывает, когда товар залежался на складе и его нужно слить. И вроде бы клиент его купил, со всеми условиями согласился, но все равно может оставить негативный отзыв. «А раз меня обманули, то я должен обмануть в ответ», — думает он.

Это аксиома, с которой все клиенты пытаются жить. Здесь и возникают конфликтные ситуации в социальных сетях.

Еще один тезис: клиент считает, что он диктует брендам условия. Многие хотят получить какой-то бонус от бренда, злоупотребить товарно-денежными отношениями.

Кроме того, люди думают, что суд встанет на их сторону. Почему им так кажется? В массовом сознании бизнес всегда во всем виноват: если ты бизнесмен, значит, ты украл.

И, наконец, бренды сами боятся лишнего шума. Это уже наша с вами вина. Бывает же, думаешь, как бы чего не вышло…

Как справиться с негативом?

Запомните, клиент — ваш второй ребенок после бизнеса. Если он к вам приходит и капризничает, его нужно упокоить.

Есть несколько правил:

  1. На негатив ответить позитивом. Он пришел, покричал, вы пытаетесь конструктивно ему ответить, задаете уточняющие вопросы и т.д.
  2. Не обижаться. Да, мы тоже люди. К вам пришли, на вас накричали, облили грязью, да еще и день плохой. Но обижаться не нужно.
  3. Дать выговориться.
  4. Ни в коем случае не удалять комментарии. Если вы удаляете комментарии, вы — тоталитарист. Не удаляйте, даже если там оскорбление.
  5. Угостите «плюшкой». Если вам удалось договориться с клиентом, подарите ему небольшой бонус.

99% негатива в интернете нивелируется, если следовать этим простым правилам, но 1% — гробит бизнес, людей и продажи.

Что делать, если все пропало?

Все пропало, если СМИ заметили ваш провал. Я не согласен с теми, кто говорит: «Ну, заметили и заметили». Ребята, вы уже ничего не контролируете, это как снежный ком.

После первой публикации в СМИ у вас есть полчаса, чтобы все исправить. У меня был случай, когда я отрабатывал негатив вручную с 4 утра до 12 дня в каждом СМИ. Это была история ГЛОНАСС с тестированием беспилотных автомобилей, когда объявили срок, которого на самом деле быть не должно. СМИ это начали тиражировать. Когда я это увидел, понял, что могут быть проблемы. Я обрабатывал информационное пространство через связь с дежурными редакторами, и к 12.00 все было поправлено.

Если у вас какой-то завод или магазин, вы не всегда имеете возможность так поступить. Поэтому, если за полчаса вы не смогли исправить ситуацию, выдерживайте паузу.

Просто замолкайте на сутки и наблюдайте, как вас поливают грязью. За это время весь негатив и критика соберутся воедино, после проанализируйте их, сформулируйте свою позицию и транслируйте ее публично через соцсети или СМИ.

Но пишите, пожалуйста, без ошибок. Потому что с ошибками пишут сейчас все, и это реально повод вас подколоть.

Кейс: Александр Друзь и Илья Бер*

«СМИ заметили ваш провал в соцсетях? Замолкайте и наблюдайте, как вас поливают грязью» 2

Друзь пришел на передачу «Кто хочет стать миллионером». Илья Бер* — редактор программы. Один другому якобы предложил поделиться ответами и разделить выигрыш.

Информацию об этом опубликовал Илья Бер* в ЖЖ в 9.41. В 11.15 первые СМИ это подхватили. В 12.30 охват публикаций превысил миллион человек. Друзь молчал, его вообще в Москве не было в это время. В 16.00 начинаются комментарии экспертов: высказываются политики, депутаты, сексопатологи и т.д. Если эксперты подключаются, значит, о ситуации уже знает вся страна.

13 февраля в РБК выходит статья, в которой Александр Друзь сообщает: «Я ему подыграл, это он мошенник».

Репутация страшно падает у Первого канала, Друзя, у «Что? Где? Когда?» и «Кто хочет стать миллионером?». Естественно, Первый канал подключается как новый игрок и Константин Эрнст увольняет Друзя и Бера.  

Поскольку у Друзя сформированный бренд, его телефон разрывается, его зовут на корпоративы, проведение игр и платят ему за это деньги. В это время Илья Бер* ищет работу на Facebook.

Кто победил? С точки зрения репутации — Первый канал, с точки зрения денег — Александр Друзь.

Кейс: Белла Рапопорт и Lush

«СМИ заметили ваш провал в соцсетях? Замолкайте и наблюдайте, как вас поливают грязью» 3

Белла Рапопорт, феминистка и блогерка, пишет бренду Lush: «Здравствуйте, я блогерка, я бы хотела получить какой-нибудь набор и рассказать о нем в сториз». Она не была популярной на тот момент. Бренд Lush отвечает: «Спасибо за обращение, нам неинтересно».

Со стороны тех, кто поддерживает Lush, начинается травля Беллы. Естественно, это подхватывают СМИ. Белла резко реагирует, поскольку в оппозиционном мире феминисткам тяжело живется.

Подключается новый игрок в виде главы британского Lush, которая извиняется за то, что бренд оскорбил Беллу и была травля.

Фактически, Белла Рапопорт в этой ситуации победила. Сейчас она пишет любому бренду, и ей все дают бесплатно. А бренд Lush в скором времени заявил, что уходит из соцсетей.

Кейс: Reebok и лицо

«СМИ заметили ваш провал в соцсетях? Замолкайте и наблюдайте, как вас поливают грязью» 4

Reebok опубликовал провокационные посты про «пересаживание на лицо», на следующий день главного пиарщика бренда уволили. И это была главная ошибка руководства: рекламная кампания осталась без управления, а бренд начал извиняться и оправдываться.

В итоге у Reebok произошло резкое падение продаж, компания до сих пор не может оправиться от потрясения. В Москве, например, к ним приходят в магазин и говорят: «А это вы предлагали садиться на лицо? Мы у вас покупать ничего не будем».

Вывод: монетизировать феминизм брендам пока проблематично.

Реагируйте на любые комментарии, просто не смотреть на это уже не получится. И если вы заявили, что вы утка, отстаивайте свою позицию до конца.

Ранее в интервью DK.RU руководитель агентства персонального брендинга Brandme Юлия Лос рассказала, какие ошибки чаще всего совершают, начиная работать над личным брендом. «Нужно точно понимать границы, на что вы готовы пойти, а на что — нет. Чтобы не было потом психологических сложностей и стресса, советую заранее это обдумать. Я неоднократно видела нервные срывы и панические атаки, через которые проходят многие публичные люди», — говорила она.

Экс-пиарщик Тимати Эльмира Галимова, выступая перед предпринимателями заявила, что «если вас нет в соцсетях — забудьте, вас в принципе нет на карте и вы зря старались». 

«Ставьте «напоминалки» по популярным запросам в вашей сфере. Я каждый день ставлю себе напоминание писать определенные посты. Вам кажется это банальным, но это реально работает: как минимум поможет быть в тренде своего направления, как максимум — даст вдохновение на написание собственных постов», — посоветовала г-жа Галимова.

Материал подготовлен на основе выступления Ярослава Федосеева на Форсайт-форуме «Проверка на бизнес-прочность», организованном «Деловым кварталом». Автор: Юлия Корнева

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.