«Не желаете присесть? Теперь ООО может лишить владельца не только имущества, но и свободы»
«Надо встраиваться в новые условия и заранее перестроить бизнес так, чтобы комар (в виде проверяющих органов) носа не подточил. И да, надо платить налоги, причем правильно».
Светлана Чеботарёва, директор Правового Агентства «Паритет»:
На наши семинары часто приходят бухгалтеры, которые, заламывая руки, говорят, что они-то все понимают, но как же донести мысль о кардинальных изменениях в сфере ведения бизнеса до директоров и учредителей?! Ведь собственники бизнеса похожи на восточные статуэтки: ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу… Ну и веду бизнес по старым схемам.
Хорошее было время, когда ООО на самом деле было обществом «с ОГРАНИЧЕННОЙ ответственностью»! По закону об ООО, участники и руководители не отвечали по долгам своей компании. Субсидиарная ответственность (расплата по долгам фирм при недостаточности активов, которые можно продать в счет выплат кредиторам) светила им только в случае банкротства. А до того, как налоговики обанкротят ООО «Ромашка», можно было создать ООО «Ромашка-2» и слить на него всю финансово-хозяйственную деятельность.
Но законодателям стало ясно: ОООшки пора «прижимать». Сначала приняли поправки о том, что взыскание будет обращено на «Ромашку-2» и все остальные «дочки». А потом поправки, по которым отвечать по долгам перед кредиторами также будут физлица, то есть учредители и бенефициары.
Самый яркий пример того, какие масштабы принимает правоприменение субсидиарной ответственности бизнесменов, — «лопнувшие» банки. Если банк накрывается медным тазом, то его клиенты-физлица еще могут получить назад хотя бы часть своих денег. А вот «юрикам» приходится, по сути, прощаться со всем, что нажито непосильным трудом. А кому отвечать за наши денежки? А отвечать должно не только руководство — то есть непосредственно те, кто угробил банк, но и его собственники, контролирующие лица и иные выгодоприобретатели. Так решили Минфин и ЦБ. Причем не только при банкротстве, но и в случае санации. Ведь тогда банк продолжит работать благодаря поддержке государства, и эту кучу денег было бы неплохо вернуть в бюджет. Здравая, в общем-то, мысль. Пишут, что эти поправки уже подготовлены.
Шерстить будут жестко, и не только банки! О том, что после банкротств предприятий их собственники остаются «при хорошей недвижимости, при достаточно больших денежных капиталах, а перед коллективами ответственности не несут», уже докладывают Путину. А Путин соглашается, что так нельзя, и обещает еще сильнее закручивать гайки.
Судебная практика нарабатывается, налоговики учатся находить тех, кто «нагрелся» на недоимке, доказывать их созависимость с налогоплательщиком, за которым она числится, и их вину в том, что компания доведена до банкротства.
То есть теперь при наличии долга свыше 500 тыс. заводят уголовное дело, за долг в 2,5 млн директора посадят, а у учредителя отсудят и продадут недвижимость и любимый «Лексус». Прошли те времена, когда участники ООО могли не отвечать по его долгам.
Ну и какой вывод, спрашиваете вы? А выбор-то небольшой: или тюрьма и потеря всего, или работа по-новому. Надо встроиться в новые условия и заранее перестроить бизнес так, чтобы комар (в виде проверяющих органов) носа не подточил. И да, надо платить налоги, причем правильно!
Надо понимать, что это дело небыстрое. Потребуется несколько месяцев, а в идеале — около года, чтобы бизнес заработал по-другому. И в этом должны быть заинтересованы все ответственные лица: гендиректор, собственники, топ-менеджмент, ведь это им продавать «Лексусы», если что.
Если вы учредитель и хотите избавиться от проблем, приглашаем на наши закрытые семинары по защите бизнеса. Защищаться придется как от внутренних (кадры), так и от внешних факторов (государство, конкуренты, партнеры и др.). И лучше заранее знать слабые места, которые для вашей компании создают ваши же топы.
Мы поможем вам провести правовой аудит. А затем разработаем и поможем внедрить новую, безопасную бизнес-схему, по которой в ближайшие год-два можно будет перестроить бизнес, спасти деньги и сохранить свободу.