«Ростелеком» создает электронное общество

В 2009 г. правительство России определило ОАО «Ростелеком» единственным исполнителем программы «Электронная Россия». Нижегородский филиал компании сконцентрировал свой опыт на региональных проектах.

Однако масштаб исполнения некоторых из них выходит далеко за пределы области.

Директор Нижегородского филиала ОАО «Ростелеком» Михаил Иванов предложил разделить проекты, выполняемые компанией, на несколько категорий. Во‑первых, те, которые реализуются в масштабах всей страны. Во‑вторых, те, где «Ростелеком» выступает консультантом в различных рабочих группах по созданию концепции проекта. И, наконец, те, что выполняются местным филиалом на территории области.

К первым он отнес организацию трансляций с избирательных участков во время выборов президента РФ и перевод в электронный вид государственных слуг. Портал с последними размещен на облачных сервисах «Ростелекома».

В качестве эксперта «Ростелеком» привлечен в рабочую группу по организации системы вызова экстренных и оперативных служб по единому номеру 112 совместно с МЧС и правительством Нижегородской области. «Сейчас проект находится на стадии предварительного проектирования и изготовления технического задания на реализацию работ по выполнению госконтракта. Работы по распространению этой системы планируется начать в 2014 г.», —‑ рассказывает Михаил Иванов.

Современная школа

Что касается собственных проектов компании, г‑н Иванов особо выделяет пилотный проект по системе «Современная школа», реализованный на базе школы №103 в Нижнем Новгороде в рамках муниципальной целевой программы «Безопасность муниципальных образовательных учреждений города Нижнего Новгорода на 2012–2013 гг.»: «Специалисты компании установили модуль безопасности, который состоит из контрольно‑пропускного пункта и внутренней и внешней системы видеонаблюдения». Через КПП учащиеся проходят с помощью персонального брелока‑маркера. Эта технология позволяет избежать присутствия непрошенных гостей в помещении школы, а универсальная система видеонаблюдения позволяет не только осуществлять фиксацию входа‑выхода, но и вести журнал посещений, данные в котором хранятся до семи дней.

Также на базе облачного сервиса компании «Ростелеком» был создан универсальный портал, который, по сути, является школьной социальной сетью. Здесь ученик может завести собственный дневник, получать расписание уроков и отслеживать записи групповых занятий. Родители, не выходя из дома, получают возможность просмотреть журнал посещений и записи от преподавателей, а также узнать оценки ребенка за четверть, полугодие и за год. С помощью интерфейса «школа‑преподаватель» учитель может заполнять классные журналы по предметам, а также вести отчетность на базе отдела образования Нижегородской области, которая заполняется централизованно во всех школах. «Реализацией этого пилотного проекта компания показала, как в рамках современной школы интегрировать в одну систему на одном портале все электронные сервисы», — комментирует Михаил Иванов.

По его словам, технических и организационных сложностей при внедрении новых систем не возникло, потому что подобные проекты в других регионах страны «Ростелеком» уже осуществлял. Однако, по его мнению, можно говорить об определенной специфике, связанной с той или иной школой. Например, каждому отдельному учебному заведению предстоит решить, насколько важны те или иные направления видеонаблюдения, сколько камер следует установить, какое количество турникетов, исходя из количества учащихся, понадобится. Эти нюансы, как правило, решаются в рамках проектирования систем.

Участником пилотного проекта «Современная школа» в Нижнем Новгороде стало только одно учебное заведение; госконтракта на внедрение этой системы повсеместно у «Ростелекома» пока нет. Поэтому сейчас стоимость внедрений Михаил Иванов не озвучивает. По его словам, о сумме контракта будет правильно говорить тогда, когда будет оформлена госзакупка.

Электронная медицина

Сейчас «Ростелеком» завершает работу над единой информационной системой здравоохранения Нижегородской области. Проект поможет ликвидировать очереди в регистратуру, равномерно распределить нагрузку между врачами, избавить от длительного ожидания специалиста. Это первый опыт, где «Ростелеком» реализовывал комплексный проект, начиная с предоставления коммуникаций и обеспечения оборудованием и заканчивая внедрением системы.

В 194 обособленных подразделениях муниципальных лечебных заведений специалисты «Ростелеком» создали инфраструктуру на базе волоконно‑оптических сетей связи. Было закуплено и структурировано оборудование, которое позволяет запустить такие сервисы, как электронная запись к врачу, ведение медицинских карт и другой важной документации, связанных с работой лечебных учреждений. Кроме того, компания объединила также эти сервисы с единым порталом госуслуг.

По словам Михаила Иванова, сейчас завершен этап, который связан с созданием структурированной кабельной системы и линейно‑кабельных сооружений. Кроме того, создана единая закрытая сеть на базе «Ростелекома» по технологии VPN. То есть это виртуальная частная сеть, которая позволит объединить все лечебные учреждения в рамках одной системы и подключить их к центру обработки данных. Наконец, подобрано место, произведена установка оборудования, инсталлирован необходимый софт и основные программные продукты, которые позволяют вести работу с библиотеками и базами данных.

Как отметил господин Иванов, созданием цифровой инфраструктуры и ее объединением в единую сеть занимались региональные специалисты без привлечения федеральных помощников. По словам Михаила Иванова, выбрать нижегородскую команду было принципиальным и идеологически верным решением. «У нас накоплен огромный опыт создания таких сетей. В том числе основные услуги регионального «Ростелекома» предоставляются на базе созданной местной командой информационной сети. Поэтому основной объем работ осуществлен нашими сотрудниками», — комментирует он. Сторонние подрядчики привлекались для работы со специфическим программным обеспечением Министерства здравоохранения.

Стоимость государственного контракта по созданию единой информационной системы здравоохранения Нижегородской области составила 504 млн руб. Самые масштабные задачи, сопровождаемые самыми серьезными затратами, стояли при создании коммуникаций. Однако, по словам господина Иванова, это длительные инвестиции, которые позволят расширять систему в дальнейшем, накладывать на основу новые задачи. «Нам было известно, что электронная инфраструктура объектов здравоохранения давно не обновлялась. Поэтому проект изначально предусматривал комплексные решения, которые включили в себя настройку сети, закупку и установку конечного оборудования и создания центра обработки данных», — рассказывает Михаил Иванов. Благодаря тому, что все элементы системы внедрялись единовременно, наладить их взаимодействие было просто. Сложности работе добавляло то, что все лечебные учреждения состоят из нескольких корпусов, которые зачастую разнесены по территории города.

По условиям государственного контракта, все работы по реализации проекта должны завершиться до 1 декабря 2012 г. Г‑н Иванов считает, что с поставленной задачей компания справится в срок: «Я думаю, совсем скоро мы завершим создание этой системы. То есть для жителей Нижегородской области в ближайшее время станет доступна электронная запись на прием к врачу».

Некоммерческий интерес

Кроме глобальных внедрений в рамках реализации медицинского проекта предус­мотрены дополнительные услуги внут­ренней цифровой телефонии, которая позволит проводить электронные консультации, устраивать конференц‑связь между специалистами больниц. Также сотрудники медицинских учреждений с помощью видеотрансляции смогут обмениваться передовым опытом по проведению тех или иных видов лечения, а также осуществлять дистанционное обучение персонала или удаленные консультации для больных без выезда к месту лечения. Запуск этих сервисов на базе цифровой сети позволит создать электронные библиотеки, где будут собраны, в том числе, и видеофайлы, и фотоизображения.

Компания «Ростелеком» после внедрения единой информационной системы здравоохранения Нижегородской области будет продолжать работу по информатизации региона. Как отметил Михаил Иванов, в разработке у компании находится большое количество проектов. Но добавляет, что о них будет корректно говорить в стадии осуществления.

Например, «Ростелеком» совместно с министерством информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области открыл доступ к 15 услугам отдела ЗАГС. С помощью этого сервиса нижегородцы в режиме онлайн смогут получить дубликаты основных документов, подать электронную заявку на регистрацию ребенка, заявку на смену имени или фамилии.

«Для жителей региона перевод госуслуг в электронный вид имеет большое значение, потому что пропадет необходимость выстаивать многочасовые очереди у кабинетов чиновников. Надеюсь, что нижегородцы поддержат эту инициативу и с удовольствием будут пользоваться услугой», — говорит г‑н Иванов.

Вообще, по его словам, компания «Ростелеком» считает важным создавать социально значимые сервисы, иногда даже без коммерческой отдачи. Последним подобным имиджевым проектом для компании стала организация сети Wi‑Fi на улице Большой Покровской. Охват центральных улиц — это лишь начало большого проекта, как отмечает господин Иванов. Сейчас идет масштабная реконструкция ул. Рождественской, в которой «Ростелеком» принимает непосредственное учас­тие. «Мы перекладываем собственные коммуникации на этой улице для того, чтобы заложить некий запас по инфраструктуре для развития «Рождественской стороны», как туристического сегмента города. Поэтому не за горами продолжение нашей городской бесплатной Wi‑Fi-сети на ул. Рождественской», — рассказывает Михаил Иванов.

Сумму внедрения бесплатного Интернета для гостей и жителей города компания в полном объеме не оценила, так как проект изначально коммерческим не планировался. Ориентировочно она составила 10 млн руб.

Екатерина Мясникова

 

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
  • «Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза«Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.