«Родители впихивают знания и улучшают детей без душевной работы и собственного развития»

«Дело в процессе впихивания знаний в ребенка, улучшения ребенка без собственной душевной работы, без собственного развития. И в школе, и очень часто дома».

Dk.Ru публикует третий текст из рубрики "Детки из клетки". Раз в две-три недели психолог Анна Мовшевич пишет о самом важном - о наших детях.

Анна Мовшевич, психолог, руководитель и ведущий психологических программ на "Пристани авантюристов":

Сегодня 1 сентября. Сегодня вновь начало. И сегодня зазвенят, все набирая силу, извечные фразы: «Учись», Будь внимательным», «Ага, смотришь в книгу – и ничего не видишь», «Не ленись», «Опять двойка?» Все эти фразы как фразы, ничего в них страшного нет. Дело не в них. Дело в процессе впихивания знаний в ребенка, улучшения ребенка без собственной душевной работы, без собственного развития. И в школе, и очень часто дома. Дети — не кальки с родителей. Если они дерутся в школе, это не значит, что родители тоже дрались. Скорее, это говорит о том, что родители что-то делают для такого поведения детей. Как говорят коллеги бихевиористы — если не нравится результат, измени методы.

Мы постоянно говорим детям, как это легко, а вот это элементарно. Хотя на самом деле их интеллектуальные и психические нагрузки в десятки разы превосходят наши. Они очень многое совершают, узнают, познают, открывают видят впервые… А вот способны ли вырываться из привычных рамок своей жизни, из автоматизмов, из заигранных мыслей и фраз мы? Способны ли мы смотреть и видеть? Это вопрос…

Когда я была маленькой и училась музыке, моя учительница порой говорила загадочную фразу – «ты начинаешь заигрывать произведение, как бы не заиграть совсем, до следующего занятия играй пьесу дома по закрытой крышке». И на целую неделю я погружалась в безмолвный мир Баха или Моцарта – только легкое постукивание пальцев по деревянной крышке инструмента. Мне не нравилось это занятие, потому что я не слышала мелодии и мне приходилось сосредотачиваться на каждой безмолвной ноте, на каждом движении пальцев. Но на следующем занятии учительница была довольна. В мои мелодии возвращались живость и мысль.

Такое же «заигрывание» происходит и с нашими словами, фразами, даже мыслями. Когда теряется их смысл, их значение. Я думала об этом, слушая…

Клиентка, мама мальчика из психологической группы, продолжала говорить о их быте, их дружной семье, а я вспоминала свои детские занятия музыкой, тихий стук пальцев по крышке пианино.

Минуту назад я сообщила ей о своем наблюдении (мальчик был в группе первый раз), что у ее сына обостренное чувство справедливости – несправедливости, из-за которого он часто ссорится с другими детьми. И что это чувство несправедливости мира несколько болезненное. Я сказала ей о своих ощущениях – что он находится в постоянной тревоге. И эта тревога про то, что, если кто-то нарушит правила, произойдет что-то неприятное, если не непоправимое. Женщина внимательно слушала-она действительно пыталась понять.

«Да, понятно, все идет от родителей», - произносит она эту заезженную-заигранную фразу, погружающую меня в детские воспоминания о заигранных мелодиях классиков. Мы молчим. Молчим. «Но мы совсем не тревожные, мы наоборот очень любим смеяться и шутить, мы никогда не обсуждаем плохое, - быстро добавляет она».

Я понимаю, что мы заходим в этот привычный тупик, когда родитель, принимая на веру это непонятное общее место – «все от родителей», чувствует некую растерянность и обескураженность. Ведь он не делает именно так, как его сын, дочь? В чем же дело?

Часто мы все, все люди и средь людей те, кто изучает устройство головы, развиваем полярную часть себя. Осознанно или нет… По своей природе я скорее язвительна и чересчур остра на язык, а мой глаз наточен на различение плохого. Но, отталкиваясь от этого, я напротив чересчур аккуратна в выборе фраз, мягка в беседе.

И вот, сидя напротив тревожащейся мамы, я начинаю свой рассказ. Я не знаю, к чему он приведет. Я просто иду по тропинке к ней.  Пытаюсь что-то нащупать. Беседую – беседа ведь лечит.

«Вы знаете, однажды моя дальняя знакомая пожаловалась мне на то, то ее сын не может «жить» в школе из-за своей неуживчивости. Ему постоянно кажется, что его хотят обидеть, он очень обижается, вспыхивает и обижает сам. А потом не может разобраться в том, что же произошло. Я  беседовала со своей знакомой, вглядывалась в нее. Она казалась такой веселой, легкой, даже немного легкомысленной. Трудно было заподозрить подобную подозрительность в ней. Пару раз я даже исподволь спровоцировала ее, несколько рискованно пошутив, но она только рассмеялась в ответ. Мы поговорили и разошлись. И вдруг через пару недель  ее страница в социальных сетях пробежала у меня в ленте. Я была ошарашена и отступила от своего правила не лазить по страницам социальной сети. Каждый пост (вернее перепост) моей знакомой был полон злости к другим странам. Дама кипела негодованием, ее мучили страшные подозрения, что все, абсолютно все хотят причинить ее отчизне вред. Я была потрясена, потому что в общении она производила впечатление доброжелательной и миролюбивой женщины. А ведь ее сын был у нее в друзьях и постоянно заходил к маме на страницу. Я имею в виду, что…»

В этот момент мама мальчика перебивает меня:

 - Но мы тоже довольно часто говорим при сыне о своей работе. Мы работаем вместе с мужем. И часто горячо обсуждаем. Но ведь это просто тон?? Но да… Мы часто обсуждаем, как кто-то что-то не выполнил, и что вот это привело к неприятностям. И да, мы их обсуждаем. Но ведь это только работа…

 -  Вы «подлавливаете» этих нарушителей? Негодуете на нарушение правил?

 - Ну да. Но ведь они действительно бывают неправы. И если бы они лучше следовали правилам, то у нас было бы меньше проблем. И…

Она немного сникает: «Но ведь это работа. Семья – это другое»

 - Но как разделить эти сферы вашему сыну?

Мы беседуем еще какое-то время и вырабатываем общую стратегию работы. А после встречи остается послевкусье. Мне вспоминается вертящийся ночник из детства, который медленно кружится и выхватывает из темноты то одну, то другую часть комнаты. И моя работа начинает напоминать мне этот фонарь. Фонарь кружится, мягкий свет беседы выхватывает детали, картины, которые до этого были спрятаны или же незамеченными стояли на виду. Деталь… Как важно клиенту и психологу найти одну маленькую деталь, которая поведет их дальше.

«Все от родителей»? Навряд ли… Есть в наших детях многое будто  и не от нас… Но то, что они схватывают самые мелкие, неожиданные и часто неосознаваемые нами наши черты и привычки – это правда. И увидеть эту взаимосвязь – увлекательный кроссворд…

P.S. Любое упоминание клиентских историй делается с их согласия.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.