«Родители впихивают знания и улучшают детей без душевной работы и собственного развития»
«Дело в процессе впихивания знаний в ребенка, улучшения ребенка без собственной душевной работы, без собственного развития. И в школе, и очень часто дома».
Dk.Ru публикует третий текст из рубрики "Детки из клетки". Раз в две-три недели психолог Анна Мовшевич пишет о самом важном - о наших детях.
Анна Мовшевич, психолог, руководитель и ведущий психологических программ на "Пристани авантюристов":
Сегодня 1 сентября. Сегодня вновь начало. И сегодня зазвенят, все набирая силу, извечные фразы: «Учись», Будь внимательным», «Ага, смотришь в книгу – и ничего не видишь», «Не ленись», «Опять двойка?» Все эти фразы как фразы, ничего в них страшного нет. Дело не в них. Дело в процессе впихивания знаний в ребенка, улучшения ребенка без собственной душевной работы, без собственного развития. И в школе, и очень часто дома. Дети — не кальки с родителей. Если они дерутся в школе, это не значит, что родители тоже дрались. Скорее, это говорит о том, что родители что-то делают для такого поведения детей. Как говорят коллеги бихевиористы — если не нравится результат, измени методы.
Мы постоянно говорим детям, как это легко, а вот это элементарно. Хотя на самом деле их интеллектуальные и психические нагрузки в десятки разы превосходят наши. Они очень многое совершают, узнают, познают, открывают видят впервые… А вот способны ли вырываться из привычных рамок своей жизни, из автоматизмов, из заигранных мыслей и фраз мы? Способны ли мы смотреть и видеть? Это вопрос…
Когда я была маленькой и училась музыке, моя учительница порой говорила загадочную фразу – «ты начинаешь заигрывать произведение, как бы не заиграть совсем, до следующего занятия играй пьесу дома по закрытой крышке». И на целую неделю я погружалась в безмолвный мир Баха или Моцарта – только легкое постукивание пальцев по деревянной крышке инструмента. Мне не нравилось это занятие, потому что я не слышала мелодии и мне приходилось сосредотачиваться на каждой безмолвной ноте, на каждом движении пальцев. Но на следующем занятии учительница была довольна. В мои мелодии возвращались живость и мысль.
Такое же «заигрывание» происходит и с нашими словами, фразами, даже мыслями. Когда теряется их смысл, их значение. Я думала об этом, слушая…
Клиентка, мама мальчика из психологической группы, продолжала говорить о их быте, их дружной семье, а я вспоминала свои детские занятия музыкой, тихий стук пальцев по крышке пианино.
Минуту назад я сообщила ей о своем наблюдении (мальчик был в группе первый раз), что у ее сына обостренное чувство справедливости – несправедливости, из-за которого он часто ссорится с другими детьми. И что это чувство несправедливости мира несколько болезненное. Я сказала ей о своих ощущениях – что он находится в постоянной тревоге. И эта тревога про то, что, если кто-то нарушит правила, произойдет что-то неприятное, если не непоправимое. Женщина внимательно слушала-она действительно пыталась понять.
«Да, понятно, все идет от родителей», - произносит она эту заезженную-заигранную фразу, погружающую меня в детские воспоминания о заигранных мелодиях классиков. Мы молчим. Молчим. «Но мы совсем не тревожные, мы наоборот очень любим смеяться и шутить, мы никогда не обсуждаем плохое, - быстро добавляет она».
Я понимаю, что мы заходим в этот привычный тупик, когда родитель, принимая на веру это непонятное общее место – «все от родителей», чувствует некую растерянность и обескураженность. Ведь он не делает именно так, как его сын, дочь? В чем же дело?
Часто мы все, все люди и средь людей те, кто изучает устройство головы, развиваем полярную часть себя. Осознанно или нет… По своей природе я скорее язвительна и чересчур остра на язык, а мой глаз наточен на различение плохого. Но, отталкиваясь от этого, я напротив чересчур аккуратна в выборе фраз, мягка в беседе.
И вот, сидя напротив тревожащейся мамы, я начинаю свой рассказ. Я не знаю, к чему он приведет. Я просто иду по тропинке к ней. Пытаюсь что-то нащупать. Беседую – беседа ведь лечит.
«Вы знаете, однажды моя дальняя знакомая пожаловалась мне на то, то ее сын не может «жить» в школе из-за своей неуживчивости. Ему постоянно кажется, что его хотят обидеть, он очень обижается, вспыхивает и обижает сам. А потом не может разобраться в том, что же произошло. Я беседовала со своей знакомой, вглядывалась в нее. Она казалась такой веселой, легкой, даже немного легкомысленной. Трудно было заподозрить подобную подозрительность в ней. Пару раз я даже исподволь спровоцировала ее, несколько рискованно пошутив, но она только рассмеялась в ответ. Мы поговорили и разошлись. И вдруг через пару недель ее страница в социальных сетях пробежала у меня в ленте. Я была ошарашена и отступила от своего правила не лазить по страницам социальной сети. Каждый пост (вернее перепост) моей знакомой был полон злости к другим странам. Дама кипела негодованием, ее мучили страшные подозрения, что все, абсолютно все хотят причинить ее отчизне вред. Я была потрясена, потому что в общении она производила впечатление доброжелательной и миролюбивой женщины. А ведь ее сын был у нее в друзьях и постоянно заходил к маме на страницу. Я имею в виду, что…»
В этот момент мама мальчика перебивает меня:
- Но мы тоже довольно часто говорим при сыне о своей работе. Мы работаем вместе с мужем. И часто горячо обсуждаем. Но ведь это просто тон?? Но да… Мы часто обсуждаем, как кто-то что-то не выполнил, и что вот это привело к неприятностям. И да, мы их обсуждаем. Но ведь это только работа…
- Вы «подлавливаете» этих нарушителей? Негодуете на нарушение правил?
- Ну да. Но ведь они действительно бывают неправы. И если бы они лучше следовали правилам, то у нас было бы меньше проблем. И…
Она немного сникает: «Но ведь это работа. Семья – это другое»
- Но как разделить эти сферы вашему сыну?
Мы беседуем еще какое-то время и вырабатываем общую стратегию работы. А после встречи остается послевкусье. Мне вспоминается вертящийся ночник из детства, который медленно кружится и выхватывает из темноты то одну, то другую часть комнаты. И моя работа начинает напоминать мне этот фонарь. Фонарь кружится, мягкий свет беседы выхватывает детали, картины, которые до этого были спрятаны или же незамеченными стояли на виду. Деталь… Как важно клиенту и психологу найти одну маленькую деталь, которая поведет их дальше.
«Все от родителей»? Навряд ли… Есть в наших детях многое будто и не от нас… Но то, что они схватывают самые мелкие, неожиданные и часто неосознаваемые нами наши черты и привычки – это правда. И увидеть эту взаимосвязь – увлекательный кроссворд…
P.S. Любое упоминание клиентских историй делается с их согласия.